дело № 2а-20/2021
УИД 10RS0008-01-2020-001537-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2021 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о признании незаконным бездействия, обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на землях государственного лесного фонда в границах лесного фонда Медвежьегорского муниципального района на территории, не предоставленной в аренду, обнаружена несанкционированная свалка отходов в квартале 202 выдел 8 Северного участкового лесничества ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество». Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В Республике Карелия полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны, защиты и воспроизводства лесов возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Поскольку выявленная несанкционированная свалка расположена на неарендованной территории лесного фонда, а состав отходов не позволяет установить собственника, то проведение мероприятий по ликвидации выявленной свалки должно быть организовано указанным Министерством. Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории лесного фонда в границах Медвежьегорского муниципального района; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в квартале 202 выдел 8 Северного участкового лесничества ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество».
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования к Министерству природных ресурсов и экологии РК поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РК Воробьев А.Г. в судебном заседании против административного иска возражал, полагая, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку участок лесного фонда, на котором расположена свалка, находится в федеральной собственности, бремя содержания данного имущества от имени собственника Российской Федерации осуществляет МТУ Росимущества, полномочия по ликвидации несанкционированных свалок собственником земельных участков Министерству не передавались. Поскольку свалка отходов расположена на территории памятника природы регионального значения «Клим-гора», то обязанность по ликвидации свалки может быть возложена на БПРУ РК «Дирекция особо охраняемых природных территорий». Факт бездействия со стороны Министерства опровергается обращением в ОМВД России по Медвежьегорскому району с заявлением об установлении лиц, виновных в размещении отходов.
Представитель административного ответчика МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия не явился, извещен, просил рассматривать дело без своего участия. В представленном письменном отзыве указывает, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и экологии РК, как на уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений, поскольку мероприятия по охране и защите лесов переданы субъектам Российской Федерации
Представитель заинтересованного лица БПРУ РК «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В представленном отзыве поддерживает позицию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, поскольку земельный участок, на котором расположена свалка, относится к землям государственного лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация, бремя содержания от имени собственника возложено на МТУ Росимущества.
Представитель заинтересованного лица ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» Воробьев А.Н. в судебном заседании поддержал позицию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
На основании ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в ходе проведения Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на землях государственного лесного фонда в границах лесного фонда Медвежьегорского муниципального района на территории, не предоставленной в аренду, находится несанкционированная свалка отходов в квартале 202 выдел 8 Северного участкового лесничества (Толвуйского по лесоустройству). Указанный участок относится к территории памятника природы регионального значения «Клим-гора».
Согласно сведениям БПРУ РК «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия», общая площадь памятника природы «Клим-Гора» составляет 617 га, с 2018 года по 2020 год запросов от граждан и хозяйствующих субъектов о возможности осуществления хозяйственной деятельности, включая возможность размещения свалки отходов производства и потребления, в Дирекцию не поступало. Согласование проектов освоения лесов, допускающих такое размещение, не производилось. Территория памятника природы регионального значения «Клим-гора» в аренду или собственность физическим или юридическим лицам не передавалась. Характер обнаруженных на территории памятника природы отходов указывает на их бытовое происхождение, представляет угрозу для окружающей среды.
Из актов патрулирования (рейдов), составленных государственными инспекторами по охране леса 25.04.2020 и 03.11.2020, фотоматериалов, следует, что с апреля по ноябрь 2020 года территория свалки увеличилась с 0,14 га до 0,16 га, объемом бытовых отходов (предметы старой мебели, бутылки, старые доски, куски шифера, пакеты с мусором) увеличился с 400 кбм до 600 кбм.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Частью 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в ст. 83 Лесного кодекса РФ установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В соответствии с п. 1, абзацами 14 и 24 пп. 7 п. 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утв. Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия является органом исполнительной власти на территории Республики Карелия, к компетенции которого относятся функции в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (включая меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), иных полномочий в области лесных отношений, отнесенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования и охраны лесов.
Признание с 01.10.2016 утратившей силу ст. 55 Лесного кодекса РФ, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не свидетельствует об отсутствии необходимости обеспечения уполномоченным органом санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов. Круг полномочий по охране лесов, переданных в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, подразумевает, в том числе и очистку лесов от загрязнения отходами производства и потребления. Поскольку соответствующими полномочиями на территории Республики Карелия наделено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, именно оно обязано обеспечивать мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия. Наличие выявленной еще в апреле 2020 года сотрудниками лесничества несанкционированной свалки отходов на неарендованной территории лесного фонда, непринятие Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия мер по ликвидации указанной свалки, свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии. При установленных обстоятельствах, административные исковые требования к Министерству суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку полномочия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия на территории Республики Карелия переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, то правовых оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия не имеется.
Определяя срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом характера выявленного нарушения, объема несанкционированной свалки, требований разумности и справедливости, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, полагает необходимым установить административному ответчику срок совершения действий по ликвидации свалки – в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории лесного фонда в границах Медвежьегорского муниципального района - в кв. 202 выдел 8 Северного участкового лесничества ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество».
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать выявленную несанкционированную свалку отходов, расположенную в кв. 202 выдел 8 Северного участкового лесничества ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество».
В удовлетворении административного иска к МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия.
Судья Л.А. Ерохова
Мотивированное решение изготовлено 01.03.2021.