К делу № 2-49/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Крымск Краснодарского края
резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2019 года
мотивированное решение изготовлено 22 июля 2019 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ляха Д.Г.
при секретаре Малиеве Т.А.,
с участием представителя истца ФКУ «Ространсмодернизация» - Раковского Р.В., ответчика Левченко А.П., ответчика Хрущевой Н.Г., директора ООО «Агро-Союз» Левченко В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице ФКУ «Ространсмодернизация» к Левченко Александру Павловичу, Хрущевой Наталье Гавриловне, обществу с ограниченной ответственностью «Агро-Союз» об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице ФКУ «Ространсмодернизация» обратилась в суд к Левченко Александру Павловичу, Хрущевой Наталье Гавриловне, обществу с ограниченной ответственностью «Агро-Союз» об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации. Свои требования мотивирует тем, что в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ФКУ «Ространсмодернизация») выполняет работы по проектированию и строительству объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе 9 км Северо-Кавказской железной дороги».
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 17.11.2017г. № ВЧ-128-р «Об утверждении документации по планировке территории» утверждена документация по планировке территории объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край»). Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги».
На основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от 22.11.2017года № ИГ-05/2604 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 07.12.2017года № ВЧ-146-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в Крымском районе, в том числе:
- части площадью 1444 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 50 015 кв.м.
Пунктом 2 указанного распоряжения Истцу поручено выполнить комплекс работ по заключению соглашения об изъятии недвижимости для нужд Российской Федерации.
В ходе проведения кадастровых работ по образованию из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 50 015 кв.м. был образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., подлежащий изъятию для государственных нужд Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 50 015 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-он Крымский, с/пос Южное, в границах бывшего колхоза им. Ленина (сек.87,ч.конт.5), принадлежит на праве общей долевой собственности:
- Левченко Александру Павловичу 33000/50000 доли, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №
- Хрущевой Наталье Гавриловне 14500/50000 доли, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №;
- обществу с ограниченной ответственностью «Агро-Союз» 2500/50000 доли, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606006:254 предоставлен на праве аренды ООО «Агро-Союз», о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации 23-23-28/003/2009-259/2.
В процессе подготовки к изъятию из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 50 015 кв.м., сформирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м. из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт.
На вновь образованный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крымский район, с/п Южное, права не зарегистрированы.
Согласно части 1 статьи 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером № определен в соответствии с отчетом от 13.02.2018г. № 10/18-О «Об оценке размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером №, изымаемый для государственных нужд Российской Федерации составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» (350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 55).
Размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет 45 230 (сорок пять тысяч двести тридцать) рублей 00 копеек, в том числе:
-рыночная стоимость 33000/50000 доли в земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащей Левченко А.П. составляет 24 779 (двадцать четыре тысячи семьсот семьдесят девять) рублей 04 копейки;
-рыночная стоимость 14500/50000 доли в земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащей Хрущевой Н.Г. составляет 10 887 (десять тысяч восемьсот восемьдесят семь) рублей 76 копейки;
-рыночная стоимость 2500/50000 доли в земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащей ООО «Агро-Союз» составляет 1 877 (одна тысяча восемьсот семьдесят семь) рублей 20 копеек;
- рыночная стоимость права требования компенсации убытков, причиняемых правообладателю (арендатору) изъятием 33000/50000 доли в земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащей Левченко А.П. составляет 5 072 (пять тысяч семьсот два) рубля 76 копеек.
- рыночная стоимость права требования компенсации убытков, причиняемых правообладателю (арендатору) изъятием 14500/50000 доли в земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащей Хрущевой Н.Г. составляет 2 228 (две тысячи двести двадцать восемь) рублей 94 копейки.
- рыночная стоимость права требования компенсации убытков, причиняемых правообладателю (арендатору) изъятием 2500/50000 доли в земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащей ООО «Агро-Союз» составляет 384 (триста восемьдесят четыре) рубля 30 копеек.
Ответчики в установленный законом срок соглашение об изъятии не подписал, следовательно, истец вынужден обратиться в суд.
Просит изъять у Ответчиков:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для автомобильного транспорта, расположенный по адресу: установлено относительно почтового ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крымский район, сельское поселение Южное, с выплатой Ответчикам равноценного возмещения в размере 45 230 (сорок пять тысяч двести тридцать) рублей 00 копеек.
В судебном заседании представитель истца ФКУ «Ространсмодернизация» - Раковский Р.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГг. без права передоверия, заявленные исковые требования уточнил, представив суду, обновленный Отчет, выполненный ООО «ГЕО Инвест-Снформ», об оценке размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., изымаемый для государственных нужд Российской Федерации № 230/19-О от 05 июля 2019 года и просил суд изъять у Ответчиков земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для автомобильного транспорта, расположенный по адресу: установлено относительно почтового ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крымский район, сельское поселение Южное, с выплатой Ответчикам равноценного возмещения в размере 53 132 (пятидесяти трех тысяч ста тридцати двух) рублей 00 копеек, а также солидарно взыскать государственную пошлину в размере 6 000 (шести тысяч) рублей.
Ответчики Левченко А.П., Хрущева Н.Г., директор ООО «Агро-Союз» Левченко В.Н. в судебном заседании, не противясь самому изъятию для государственных нужд Российской Федерации земельного участка №, площадью 1 444 кв.м., из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для автомобильного транспорта, расположенный по адресу: установлено относительно почтового ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крымский район, сельское поселение Южное, не согласились с выплатой возмещения за его изъятие в размере 53 132 (пятидесяти трех тысяч ста тридцати двух) рублей 00 копеек, посчитав ее неравноценным возмещением.
Свои возражения основывают на том, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью 50 015 кв.м., на праве общей долевой собственности, при этом Левченко А.П. принадлежит 33000/50000 доли; Хрущнвой Н.Г. – 14500/50000 доли; ООО «Агро-Союз» - 2500/50000 доли. Считают, что Истцом была нарушена предусмотренная законом процедура об уведомлении правообладателей о предстоящем изъятии, не известны цели изъятии. Истцом не раскрывается информация о том, что будет возведено на изымаемой части земельного участка и как это может сказаться на дальнейшем использование оставшейся части, по его целевому назначению. Исходя из выше перечисленных норм закона, Истец должен был уведомить их любым из перечисленных способов. Решение об изъятии до настоящего времени они так и не получили. Несмотря на то, что Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ), оно может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии. Таким образом, ФКУ «Ространсмодернизация» нарушив, предусмотренную законом процедуру изъятия земельного участка лишила их возможности не только ознакомиться с данным Решением, но и обжаловать его в случае несогласия с ним. В связи с подачей искового заявления на них возложены дополнительные расходы в виде оплаты в солидарном порядке государственной пошлины в размере 6 000 рублей, так как Истец освобожден от ее уплаты в силу закона.
Кроме того, весь участок с кадастровым номером №, площадью 50 015 кв.м., находится в аренде у ООО «Агро-Союз» по договору №4 от 30.01.2009г. аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. При изъятии его части истцом не указано, какая именно площадь изымается у каждого собственника, а какая остается, при этом сумма компенсации определена и указана в иске. Данное обстоятельство может привести к дополнительным расходам при государственной регистрации оставшихся после изъятия долей и заключения дополнительного соглашения к договору аренды. Поскольку существенным условием договора аренды земельного участка является предмет договора. В данном случае это участок, определенной площади. Просят суд обязать истца уточнить площадь доли каждого из изымаемой части земельного участка.
Так же считают, что предложенная истцом компенсационная выплата ничтожно мала, с которой они не могут согласиться, и вынуждены были ходатайствовать перед судом о назначении судебной экспертизы, стоимость которой составила 46 854,00 рублей, поскольку подготовившая Отчет об оценке эксперт ФИО10, действовала в интересах представителя Истца ООО «ГЕО Инвет-Информ». За основу своей экспертизы в качестве сравнительного метода использовала земельные участки на значительном расстоянии от исследуемого, находящиеся совершенно в другой местности, при этом не учитывался опыт изъятия части этого же массива в 2012 году, в результате которого ФКУ «Ространсмодернизация» оценила и выплатила им по 82,9 рублей за кв.м.
По заключению эксперта Краснодарской лаборатории судебных экспертиз ФИО11 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м. составила: 87 870,00 рублей - доля Левченко А.П.; 38610, 00 рублей – доля Хрущевой Н.Г., 6 657,00 рублей – доля ООО «Агро-Союз», что также не является равноценной ценой возмещения.
В соответствии с ч.2 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Считают, что представленный ответчиком Левченко А.П. в судебное заседание отчет Союза «Крымская торгово-промышленная палата» об оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенный в 100 метрах от изымаемого подготовлен квалифицированным экспертом, имеющим диплом и свидетельство, дающий право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации. Отчет составлен в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности и ничем не уступает по смыслу и содержанию Отчету, предоставленному ООО «ГЕО Инвест-Информ», а главное отражает действительную рыночную стоимость земли и ту цену, которую бы они просили, если бы решили его предложить на открытом рынке. Таким образом, при установлении компенсационной выплаты просят руководствоваться Отчетом № 360-07-18046, подготовленным Союзом «Крымская торгово-промышленная палата» (копия которого имеется в материалах дела).
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Российской Федерации в лице ФКУ «Ространсмодернизация» подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункта 5 статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством, а именно, в силу пунктов 11-14 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма. В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии. В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ФКУ «Ространсмодернизация») выполняет работы по проектированию и строительству объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе 9 км Северо-Кавказской железной дороги».
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 17.11.2017г. № ВЧ-128-р «Об утверждении документации по планировке территории» утверждена документация по планировке территории объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги».
На основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от 22.11.2017года № ИГ-05/2604 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 07.12.2017года № ВЧ-146-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в Крымском районе, в том числе части площадью 1444 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 50 015 кв.м.
Пунктом 2 указанного распоряжения Истцу поручено выполнить комплекс работ по заключению соглашения об изъятии недвижимости для нужд Российской Федерации.
В ходе проведения кадастровых работ по образованию из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 50 015 кв.м. был образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., подлежащий изъятию для государственных нужд Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 50 015 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-он Крымский, с/пос Южное, в границах бывшего колхоза им. Ленина (сек.87,ч.конт.5), принадлежит на праве общей долевой собственности:
- Левченко Александру Павловичу 33000/50000 доли, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись о регистрации №
- Хрущевой Наталье Гавриловне 14500/50000 доли, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись регистрации №;
- обществу с ограниченной ответственностью «Агро-Союз» 2500/50000 доли, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись о регистрации №
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № предоставлен на праве аренды ООО «Агро-Союз», о чем в Едином государственном реестре недвижимости 10.02.2016 года сделана запись регистрации №
На вновь образованный земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крымский район, с/п Южное, права не зарегистрированы.
По средствам почтовой связи в адрес ответчиков Левченко А.П., Хрущевой Н.Г., ООО «Агро-Союз» представителем истца был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 444кв.м., с отчетом №11/18-О от 13.02.2018 года об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка и оценке рыночной стоимости прав на земельный участок, причиняемых изъятием.
Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно части 1 статьи 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, о на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. При этом обращают внимание суда, на то, что они ничего не продают, и на рынок свои участки не предлагают, они являются средством производства, и получают с них прибыль.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, о на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. При этом обращают внимание суда, на то, что они ничего не продают, и на рынок свои участки не предлагают, они являются средством производства, и получают с них прибыль.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., определен Истцом в соответствии с отчетом от 13.02.2018г. № 10/18-О «Об оценке размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером №, изымаемый для государственных нужд Российской Федерации составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» (350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 55) и составляет 45 230 (сорок пять тысяч двести тридцать) рублей 00 копеек. В указанную сумму, в том числе включена рыночная стоимость права требования компенсации убытков, причиняемых правообладателю (арендатору) изъятием земельного участка.
Ответчики настаивают на определении рыночной стоимости изымаемой части земельного участка по аналогии расчета рыночной стоимости, представленного суду в отчете № 360-07-18046 от 20.03.2018г. «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 16 757кв.м., подготовленном Союзом «Крымская торгово-промышленная палата», согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 1 852 000, 00 рублей. Рыночную стоимость права требования они подтверждают документами, предоставленными арендатором их земельного участка ООО «Агро-Союз» об урожайности производимой сельскохозяйственной продукции за пять лет, где средний показатель за год составляет 460 000. 00 рублей с гектара.
Поскольку стороны не договорились о размере возмещения, определением суда от 21 ноября 2019 года была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Федеральному бюджетному учреждению «Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Согласно заключению эксперта ФИО11, действующего на основании поручения №.1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., на дату проведения исследования (апрель 2019 года) составляет 133 137 (сто тридцать три тысячи сто тридцать семь) рублей 00 копеек.
Представитель истца в судебном заседании не согласился с заключением эксперта, представив свои возражения, согласно которым, считает, что эксперт дает заключение о рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости, не имея на то соответствующей квалификации. При определении стоимости объекта исследования с помощью сравнительного подхода методом прямого сравнения с аналогом, экспертом выбраны аналоги в нарушение Федеральных стандартов оценки. Так объект оценки находится в х. Красном Южного сельского поселения Крымского района Краснодарского края, расположен вдоль проселочной дороги, ведущей к железнодорожному полотну, при этом объекты аналоги, подобранные экспертом на странице 10 заключения находятся в 2 км от г. Крымска, вдоль оживленной автомобильной дороги, соединяющей два районных центра – г. Крымск и г. Славянск-на-Кубани, что значительно увеличивает стоимость земельного участка, которая составляет 3 250 000 рублей, который впоследствии упал в цене до 1 800 000, 00 рублей. Земельный участок с кадастровым номером № расположен вдоль улицы Пролетарской села Киевского. Согласно функциональных зон Киевского сельского поселения земельный участок находится в зоне проектируемого придорожного сервиса, что также значительно увеличивает стоимость земельного участка. Считает, что в представленном Истцом Отчете, составленном независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ», изымаемые для нужд Российской Федерации земельные участки, более корректно подобраны аналоги и не допущены методологические ошибки, приводящие к существенному завышению цены объекта оценки.
Ответчики Левченко А.П. Хрущева Н.Г., ООО «Агро-Союз» в лице директора Левченко В.Н. также не согласился с заключением эксперта, посчитав, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., существенно занижена. При этом критически относятся к отчету ООО «ГЕО Инвест-Информ», считая, что подготовившая заключение эксперт Гончарова М.В., также не обладает достаточной квалификацией и опытом. За основу своей экспертизы в качестве сравнительного метода использовала земельные участки на значительном расстоянии от исследуемого, находящиеся совершенно в другой местности, при этом ни одни из экспертов не учитывал сумму изъятия части этого же массива в 2012 году, в результате которого ФКУ «Ространсмодернизация» оценила и выплатила ему за 9017 кв.м. - 748 000 (семьсот сорок восемь тысяч) рублей 00 копеек.
Допрошенный в судебном заседании, по ходатайству представителя истца эксперт Федерального бюджетного учреждения «Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО11 пояснил, что при производстве настоящей экспертизы об определении рыночной стоимости земельного участка им был использован сравнительный подход, который в обязательном порядке применяется при определении рыночной стоимости объекта. Для этого им были выделены из предлагаемых в свободном доступе земельных участков, выставленных на продажу объекты аналоги, при этом во внимание принимались объекты – аналоги, схожие по площади, целевому назначению, использованию и др. аналогичные характеристики. Таких объектов было выделено 20, при этом к сравнительному анализу принимались земельные участки средней ценовой категории, очень дорогие и очень дешевые при этом не учитывались (представил в материалы дела список всех использованных им объектов аналогов). Далее по определенной формуле, указанной в заключении была рассчитана рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 444кв.м. В заключении были описаны лишь два объекта, что не противоречит нормам федерального закона «Об оценочной деятельности». Эксперт пояснил, что оценка исследуемого объекта недвижимости производилась на момент осмотра, т.е. по состоянию на апрель 2019 года, следовательно, использовались аналоги по той стоимости, которая была на апрель 2019 года.
Давая оценку позициям сторон относительно заключения эксперта Федерального бюджетного учреждения «Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» суд принимает вышеуказанное заключение эксперта за допустимое доказательство по делу, соглашаясь с данной оценкой, поскольку оно соответствует требованиям закона; экспертиза проведена компетентным экспертом; в заключении не содержится каких-либо противоречий, а сделанные выводы мотивированы. Не доверять данному доказательству у суда оснований не имеется, так как оно полностью согласуется с другими доказательствами по делу. Кроме того, экспертиза назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Данная позиция суда основана, в том числе, и на обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 года, где в пункте 7 указано, что при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было отменено апелляционное определение областного суда по делу по иску департамента имущественных отношений области к Р. об изъятии земельного участка для государственных нужд - реконструкции автомобильной дороги. Судом установлено, что решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд принято 11 октября 2010 г., а выкупная цена земельного участка была утверждена распоряжением правительства области от 10 июня 2013 г. Решением суда первой инстанции выкупная цена была определена на момент разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения пункта 4 статьи 57 ЗК РФ, указал, что выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд, т.е. на 10 октября 2010 г. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено пунктом 4 статьи 57 ЗК РФ для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 89-КГ15-4).
Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд после 1 апреля 2015 г., поскольку действующим законодательством не установлено иное.
Таким образом, суд считает, что равноценным возмещением рыночной стоимости земельного участка №, площадью 1 444кв.м., является стоимость в размере 133 137(сто тридцать три тысячи сто тридцать семь) рублей 00 копеек.
Поскольку вопрос об определении рыночной стоимости права требования компенсации убытков, причиняемых правообладателю (арендатору) изъятием земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., не был разрешен экспертом при производстве экспертизы, суд полагает, что объективной компенсацией будет предложенная Истцом сумма уточненных исковых требований в размере 8 368 (восьми тысяч трехсот шестидесяти восьми) рублей 00 копеек.
В соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
ФКУ «Ространсмодернизация», реализуя свое право на обращение в суд с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерации на основании Земельного кодекса российской Федерации, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины). Ответчики Левченко А.П., Хрущева Н.Г., ООО «Агро-Союз» не подпадают под перечень лиц, освобожденных законом от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, с Левченко А.П.. Хрущевой Н.Г., ООО «Агро-Союз» в солидарном порядке подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 6 000 рублей (п.3 ст. 333.19 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФКУ «Ространсмодернизация» об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации – удовлетворить.
Изъять у Левченко Александра Павловича, Хрущевой Наталье Гавриловне, общества с ограниченной ответственностью «Агро-Союз» земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 444 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в общей долевой собственности из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Крымский район, Южное сельское поселение, для нужд Российской Федерации с выплатой равноценного возмещения: Левченко Александру Павловичу в размере 87 870,00 (восемьдесят семь тысяч восемьсот семьдесят) рублей 00 копеек, Хрущевой Наталье Гавриловне – 38 610 (тридцать восемь тысяч шестьсот десять) рублей 00 копеек, ООО «Агро-Союз» - 15 025 (пятнадцать тысяч двадцать пять) рублей копеек.
Взыскать солидарно с Левченко Александра Павловича, Хрущевой Натальи Гавриловны, ООО «Агро-Союз» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись