Мировой судья Хурина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 г. г.о. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Меркуловой Т.С.,
при секретаре Жуковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Баева ФИО6 на решение и.о. мирового судьи судебного участка №16 Кировского судебного района г.Самары Самарской области- мирового судьи мирового судьи судебного участка №12 Кировского судебного района г.Самары Самарской области от 28.06.2021г. по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Баеву ФИО7 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, которым постановлено:
«ООО «ЭкоСтройРесурс» к Баеву ФИО8 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО удовлетворить.
Взыскать с Баева ФИО9 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019г. по 30.06.2020г. в размере 4384 рубля 62 копейки, а также государственную пошлину в размере 400 рублей»
Установил:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к Баеву В.И. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, указав, что истец осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. Ответчик является собственником объекта недвижимости, общей площадью 53,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет 243,59руб. Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с 01.01.2019г. по 30.06.2020г. ответчиком не исполнено, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность, которая, составляет 4384 руб. 62 коп. Ссылаясь на то, что до настоящего времени задолженность ответчиком за предоставленные услуги по обращению с ТКО не погашена, истец просит взыскать с Баева В.И. задолженность за период с 01.01.2019г. по 30.06.2020г. в размере 4384 руб. 62 коп, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением, ответчик Баев В.И. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку при рассмотрении дела суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование жалобы указал, что почтовую корреспонденцию не получал, в связи с отсутствием почтальона, в связи с чем, не смог принять участие в судебных заседаниях. Также указал, что услуга по обращению с ТКО ему не оказывалась, поскольку в районе г.Самара пос.Сорокины Хутора отсутствуют контейнерные площадки. Ближайшая контейнерная площадка, с которой истец вывозит ТКО, находится на расстоянии более 1 км 200 м от дома ответчика, чем нарушены нормы максимально допустимого расстояния расположения контейнерной площадки.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Баев В.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Представил возражения на апелляционную жалобу, согласно которым просил решение мирового судьи оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть дело в его отсутсвие.
В силу требований ст. ст. 167, 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
На основании ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии установленных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01.01.2019.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
01.11.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019г.
В соответствии с пунктом 148 (30) правил №1156, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
При этом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил №1156).
В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со статьей 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9 статьи 13 ЖК РФ).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении №2 к Правилам №354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области : Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск. Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.
Таким образом, в соответствии с формулой 9(2) приложения №2 к Правилам №354, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет 598 рублей 16 копеек.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
В связи с этим при заключении договора указывается дата начала оказания услуги, начисления также производятся с данной даты.
Ответчик Баев В.И. с 10.02.2015г. является собственником объекта недвижимости общей площадью 53,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ответчиком услуги по обращению с ТКО не оплачивались, что послужило основанием для обращения истца за вынесением судебного приказа.
01.12.2020г. и.о. мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес> - мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 г. по июнь 2020г. в размере 4384,62 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес> - мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района <адрес> 12.01.2021г. судебный приказ по заявлению должника был отменен.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с исковым заявлением в судебный участок № Кировского судебного района <адрес>.
Согласно карточке расчетов, за период с 01.01.2019г. по 30.06.2020г ООО "ЭкоСтройРесурс" оказано ответчику услуга по обращению с ТКО на сумму 4384 руб. 62 коп., обязательство по оплате которых ответчиком не исполнено.
Ответчик ФИО1 ссылается на то, что отсутствуют в районе <адрес> контейнерные площадки.
Статьей 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №».
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Территориальная схема обращения с отходами <адрес> утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно - коммунального хозяйства <адрес>.
Ближайшие к дому, расположенному по адресу: <адрес> контейнерные площадки, включенные в Территориальную схему, расположены по адресу: <адрес> (широта 53.3072498; долгота 50.2360432 количество контейнеров 2 шт.); <адрес>, Демократическая ул.190 (широта 53.2897267; долгота 50.2214458 количество контейнеров 5 шт.).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес>, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории <адрес>.
Согласно п.2 постановления Правительства РФ № определено, что: «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности постановления Правительства РФ №, следует, что место накопления ТКО - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.
Между тем, указанные выше положения, устанавливающие периодичность вывоза ТКО, распространяют свое действия лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Порядок включения мест (площадок) накопления ТКО в Территориальную схему обращения с отходами <адрес> предусматривается Постановлением Правительства №, а именно, п. 15.2, согласно которому, включение уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Вместе с тем в соответствии с п. 15.2 постановления <адрес> № процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - «Постановление Правительства №»).
В силу положений п.5 постановления <адрес> № создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии постановлением Правительства РФ №.
Лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объём и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, органы местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства № места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Следовательно, законодательство РФ возлагает обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и крупногабаритных отходов (ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах) на органы местного самоуправления. При этом стоит отметить, что создание контейнерной площадки и специальной площадки для складирования КГО невозможно без установки на них контейнеров и бункеров.
Таким образом, контейнеры могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления ТКО, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
Следовательно, количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами, а не Региональным оператором.
Аналогичная позиция изложена в письмах Министерства природных ФИО2 и экологии Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, для создания места (площадки) накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства № Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО. В свою очередь под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 Постановления Правительства №).
Исходя из общедоступности контейнеров для сбора ТКО и обязанности собственников ТКО накапливать отходы одним из предусмотренных нормативно - правовыми актами способом, следует, что ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Региональный оператор не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления по организации контейнерных площадок, соответствующих требованиям действующего законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и включенным в территориальную схему.
Действующее законодательство не возлагает на Регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО.
При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ №.
Между тем, учитывается тот факт, что по адресу: <адрес> начисление за услугу по обращению с ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, из чего следует, что собственник вышеуказанного жилого дома не лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО, в том числе, посредством использования любой контейнерной площадки, расположенной на территории <адрес> в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Законодательством, регулирующим предоставление коммунальных услуг не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Учитывая общедоступность включенных в территориальную схему контейнеров для накопления ТКО, а также обязанность собственника ТКО накапливать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, следует, что собственник по адресу: <адрес> не лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО и вправе воспользоваться любой ближайшей контейнерной площадкой, откуда также осуществляется транспортирование ТКО.
Довод ответчика о том, что он самостоятельно утилизирует образующиеся по адресу его проживания пищевые отходы и иные ТКО, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правилами №354.
Таким образом, с 01.01.2019 г. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В п. 2 Правил № 354 дано определение термину «потребитель», согласно которому это собственник помещения в МКД, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в МКД, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. То есть потребителями коммунальных услуг в жилых домах являются граждане, законно проживающие в ИЖС, другие законные пользователи жилых помещений в ИЖС.
Таким образом, в системе отношений с участием потребителя, Регионального оператора потребителем в силу п. 2 Правил №354 является лицо, образующее ТКО, и которому Региональным оператором оказывается данная коммунальная услуга.
Кроме того, из норм действующего законодательства следует обязанность Потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презупцию образования ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для Потребителя (в данном случае Баевым В.И.) так и для Регионального оператора.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641».
В силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ утилизация отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Региональный оператор является единственным региональным оператором по обращению ТКО на территории Самарской области и осуществляет деятельность на основании лицензии серии 63 № ОТ-0155 от 05.10.2016 по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. №471 утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области.
При этом собственникам ТКО запрещается складирование ТКО в местах (на площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО; складирование в местах (на площадках) накопления ТКО горящих, раскаленных или горячих отходов, снега и льда, осветительных приборов и электрических ламп, содержащих ртуть, батарей и аккумуляторов, медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, бункеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО; складирование ТКО вне мест (площадок) накопления ТКО или в местах (на площадках) накопления ТКО, не предназначенных для соответствующих видов ТКО, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; складирование ТКО вне контейнеров или в контейнерах, не предназначенных для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; совершение иных действий, нарушающих установленные законодательством Российской Федерации требования к накоплению ТКО. (п. 10 Порядка № 471, п. 15 Правил № 1156).
Кроме того, запрещается сжигать отходы производства и потребления, загрязняющие атмосферный воздух, без специального оборудования, которое очищает выбросы (ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ТКО, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами действующим законодательством РФ предусмотрена ответственность.
Следовательно, потребители обязаны осуществлять сбор ТКО в специально отведенных местах, указанных в перечне мест накопления, для дальнейшего их транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения Региональным оператором.
Таким образом, действующее законодательство РФ не предусматривает возможность физическим лицам (населению) осуществлять деятельность по утилизации (в том числе раздельной) ТКО самостоятельно.
Доводы апелляционной жалобы, что по вышеуказанному адресу услуга по обращению с ТКО не оказывалась, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку в материалы дела не представлены доказательства ненадлежащего оказания услуг, а также опровергаются представленными при рассмотрении дела в первой инстанции документами. Также ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательство в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из того, что согласно положениям действующего законодательства начисление ООО "ЭкоСтройРесурс" в отношении ответчика Баева В.И. платежей за предоставленные коммунальные услуги являются правомерными, в связи с чем, основания для отказа в исковых требований отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и отвечающими требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о неизвещении Баева В.И. в суд первой инстанции являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, из которых следует, что ответчик был уведомлен судом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.50-51,65). Неполучение почтового уведомления стороной, не свидетельствует о неисполнении судом своих обязанностей по извещению сторон о дате, времени и месте судебного разбирательства
Таким образом, суд не усматривает оснований для отмены решения суда, по доводам апелляционной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, выводы подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы мотивированы и подробно изложены в обжалуемом постановлении суда.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд
Определил:
Решение и.о. мирового судьи судебного участка №16 Кировского судебного района г.Самары Самарской области- мирового судьи мирового судьи судебного участка №12 Кировского судебного района г.Самары Самарской области от 28.06.2021г. по иску по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Баеву ФИО10 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, оставить без изменения, апелляционную жалобу Баева ФИО11 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью в течение трех месяцев.
Председательствующий: Т.С.Меркулова