Дело № 5-848/2021
24RS0028-01-2021-001029-52
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 марта 2021 года г. Красноярск
Судья Кировского районного суда г. Красноярска Хорошевская Ольга Валерьевна, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Новиковой Татьяны Ивановны, <данные изъяты>
обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Новикова Т.И., прибыв 31.01.2021 в 12:00 часов на площадь возле Большого концертного зала по адресу: <адрес> в нарушение положений пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п. 2 Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» в период времени до 13:20 часов 31.01.2021 являлась участником несанкционированного публичного мероприятия – митинга, несогласованного с органами местного самоуправления, при этом требования сотрудников полиции о прекращении участия в митинге, покинуть место его проведения, проигнорировала.
В судебном заседании Новикова Т.И. вину в инкриминируемом правонарушении не признала, указав, что 31.01.2021 года она принимала участие в мирной протестной акции против ареста политика Алексея Навального, в которой принимало участие множество людей, пришедших на площадь Большого концертного зала с той же целью. Все участники акции были в медицинских масках, противоправные действия не совершали, призывов к совершению насильственных действий не скандировали. Требование сотрудников полиции о необходимости покинуть территорию у Большого концертного зала она (Новикова Т.И.) слышала, но полагала, что не совершает никаких противоправных действий, в связи с чем требование сотрудников полиции не выполнила. В ходе задержания в отношении нее сотрудники полиции допустили процессуальные нарушения, а именно: сфотографировали ее без получения ее согласия, сняли отпечаток пальцев. Кроме того, при нахождении в отделе полиции ее жизнь и здоровье были подвергнуты опасности, поскольку сотрудниками полиции не было организовано соблюдение мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции. Полагает, что за сам факт участия в несогласованном публичном мероприятии ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ не предусмотрена. Указывает, что задержание и привлечение к административной ответственности по причине ее участия в мирном публичном мероприятии противоречит положениям ст. 31 Конституции РФ и ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право на свободу мирных собраний является фундаментальным правом в демократическом обществе, в связи с чем полагает, что ее привлечение к административной ответственности только за то, что публичное мероприятие, в котором она принимала участие, не было согласовано с органами власти, противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Утверждает, что ограничение права на свободу собраний и привлечение к административной ответственности не может быть обосновано применением мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.
В судебное заседание представитель ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ходатайство Новиковой Т.И. о вызове в судебное заседание прокурора оставлено без удовлетворения, поскольку обязательное участие прокурора по категории дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, не предусмотрено.
Выслушав Новикову Т.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями
Согласно п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Названным Федеральным законом предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц (п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Организатор публичного мероприятия обязан: обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (п.3 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Таким образом, по смыслу указанного Федерального закона порядок организации публичного мероприятия предполагает подачу уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В соответствии с п.2.1 ст.8 вышеуказанного Федерального закона, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с представленной Департаментом общественной безопасности администрации г. Красноярска информации от 28.01.2021 №08-725, в администрацию г. Красноярска уведомлений от инициативных групп граждан, политических партий и общественных объединений о проведении 31.01.2021 публичных мероприятий на территории г. Красноярска не поступало.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Пунктом 2 Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV2» на территории Красноярского края приостановлены публичные мероприятия до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Из обстоятельств дела следует, что 31.01.2021 в 12:00 часов Новикова Т.И. прибыла на площадь у Большого концертного зала по адресу: <адрес> и в период времени до 13:20 часов 31.01.2021 Новикова Т.И., являясь участником несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия на площади возле Большого концертного зала по адресу: <адрес> не выполнила законное требование сотрудников полиции о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Новиковой Т.Н. обязанностей участника публичного мероприятия, предусмотренных пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вина Новиковой Т.И. в нарушении приведенных выше положений закона и в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 09.02.2021, которым зафиксированы вышеуказанные обстоятельства совершенного правонарушения; видеозаписью; рапортом сотрудника полиции от 31.01.2021 об обнаружении административного правонарушения; протоколом о доставлении №455; информацией заместителя Главы города - руководителя департамента общественной безопасности от 28.01.2021 о том, что проведение 31.01.2021 публичного мероприятия на территории г. Красноярска согласовано не было и иными письменными доказательствами.
Указанные доказательства отвечают требованиям допустимости, имеют отношение к предмету доказывания, составлены с соблюдением требований КоАП РФ, согласуются между собой.
Факт своего нахождения 31.01.2021 в период времени с 12:00 часов до 13:20 часов на площади возле Большого концертного зала по адресу: <адрес> и принятия участия в публичном мероприятии Новикова Т.И. в судебном заседании не оспаривала.
Из всей совокупности документов и видеоматериала, представленных в дело, следует, что Новикова Т.И. была участником публичного мероприятия, проводившегося без уведомления органов местного самоуправления. Незаконность проведения мероприятия была очевидна для всех присутствующих, в том числе для Новиковой Т.И. Представителями правоохранительных органов участникам публичного мероприятия неоднократно разъяснялся его незаконный характер, высказывались требования оставить место проведения публичного мероприятия. Пренебрегая законными требованиями сотрудников полиции, Новикова Т.И. продолжала находиться среди участников мероприятия, выкрикивающих лозунги.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что Новикова Т.И. нарушила пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п. 2 Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 №71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края», и в ее действиях имеется состав административного правонарушения.
Действия Новиковой Т.И. следует квалифицировать по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Доводы Новиковой Т.И. о допущенных нарушениях норм международного права при составлении протокола об административном правонарушении не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно пункту 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950) осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Вопреки доводам Новиковой Т.И., уведомительный порядок проведения массовых публичных мероприятий, установленный применяемым по настоящему делу действующим законодательством Российской Федерации, не противоречит международному праву, в том числе положениям ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующим свободу выражения мнения, мирных собраний и объединений.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное как в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и статье 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 12-П).
Необходимость уведомлять уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления о публичном мероприятии и нести иные установленные Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обременения не является отступлением от конституционных основ права на свободу мирных собраний, а направлена на обеспечение в процессе реализации данного права баланса частных и публичных интересов, на создание безопасных условий проведения публичного мероприятия, как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц.
Указанные Новиковой Т.И. обстоятельства о том, что участники акции были в медицинских масках, противоправные действия не совершали, призывов к совершению насильственных действий не скандировали, а также, что при нахождении в полиции сотрудниками правоохранительных органов не было организовано соблюдение мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, не являются основанием для ее освобождения от административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы Новиковой Т.И. о том, что она не может быть привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ за сам факт участия в несогласованном публичном мероприятии, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не могут повлечь прекращение производства по делу.
Вопреки доводам Новиковой Т.И., законность действий сотрудников полиции при совершении процессуальных действий, в том числе при ее задержании, по делу об административном правонарушении сомнений не вызывает.
При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, конкретного его вида и размера суд руководствуется положениями главы 4 КоАП РФ, а также учитывает, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера наказания Новиковой Т.И. суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, его причины и последствия, а также сведения о личности последней, которая ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекалась, ее возраст, семейное и имущественное положение, а также состояние ее здоровья, о котором она сообщила в судебном заседании, в связи с чем полагает, что имеются основания для назначения наказания Новиковой Т.Н. в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, поскольку, по мнению суда, данным наказанием могут быть достигнуты цели административного наказания, установленные п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, а равно предупредит последнюю о недопустимости совершения повторных правонарушений.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Новикову Татьяну Ивановну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: №
Документы об оплате штрафа должны быть представлены в Кировский районный суд г. Красноярска по адресу: г. Красноярск, ул. Вавилова, 43 «б».
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения или получения его копии через Кировский районный суд г. Красноярска.
Судья О.В. Хорошевская
Мотивированное постановление изготовлено 18.03.2021 года.