Решения по делу № 2-1315/2014 ~ М-584/2014 от 18.03.2014

Дело № 2 – 1315/2-14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 апреля 2014 года                            гор.Пермь

Индустриальный районный суд г.Перми в составе:

федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.

при секретаре Гладковой И.П.

с участием истца Красниковой Л.В.

представителя истца Березовского В.К. (по устному ходатайству),

представителя ответчика Останиной А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красниковой Л.В. к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты>" о возложении обязанности включить в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком,

У С Т А Н О В И Л:

Красникова Л.В. обратилась в суд с заявлением к ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты>" о возложении обязанности включить в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о включении в страховой пенсионный стаж периода отпуска по уходу за ребенком - внуком - до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в этом было отказано, на том основании, что Красникова Л.В. не является родителем ребенка, и работодатель не подал сведений о начисленных страховых взносах за этот период.

Считает отказ незаконным по следующим основаниям. В выписке из лицевого счета застрахованного лица Красниковой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ содержатся все необходимые сведения о спорном периоде. Считает, что известны они стали ответчику из сведений, переданных работодателем. Это же следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной работодателем ИП гр. Л

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям не только родителями, а также бабушкой ребенка, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. В связи с тем, что работодатель предоставил Красниковой Л.В. такой отпуск, во время которого она осуществляла уход за ребенком, данный период должен быть включен в страховой стаж.

На основании изложенного просит возложить обязанность на Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты>» зачесть ей в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

Истец Красникова Л.В., ее представитель Березовский В.К. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, считает решение Комиссии законным и обоснованным.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Красникова Л.В. обратилась в ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты>" с заявлением о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

    Государственным учреждением "Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты>" Красниковой Л.В. отказано в зачете в страховой стаж периода ухода за внуком, в связи с тем, что подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен к зачету в страховой стаж лишь период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, иные лица, осуществляющие уход за детьми, в том числе бабушки, данным федеральным законом не предусмотрены (л.д. 6-7).

Такой вывод ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты>" суд считает ошибочным в силу следующего.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

    Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).

В целях реализации указанных конституционных норм действующим трудовым законодательством предусмотрены определенные гарантии и льготы для работников, имеющих детей, в том числе бабушки ребенка, находящейся в отпуске по уходу за ним, что согласуется с принципом приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства, вытекающим из Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), а также с положениями Конвенции МОТ 1981 года N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (ратифицирована Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ), предусматривающими, что в области условий занятости и социального обеспечения национальное законодательство должно принимать во внимание потребности "работников, имеющих обязанности в отношении членов их семей, которые действительно нуждаются в уходе", с тем чтобы "эти работники, выполняющие или желающие выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности" (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 3, статьи 4 и 9).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предоставлено матери либо отцу, а также другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию. Части 2 и 5 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован бабушкой ребенка, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком, при этом данный период засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

При установлении конкретных мер социальной защиты работников с семейными обязанностями возможность их использования предоставляется федеральным законодателем не только родителям.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации в случае противоречий между Трудовым Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяются нормы Кодекса. Следовательно, Трудовой кодекс обладает законодательным приоритетом в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в сравнении с любыми другими законами и подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного значения.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Пенсионное обеспечение является элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", дифференциация в правовом регулировании должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2) в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Закона, засчитываются в страховой стаж периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, что представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) одному из родителей ребенка, выполнявшему социально значимую функцию воспитания ребенка.

Указанная норма действительно не предусматривает права на включение в страховой стаж периода отпуска по уходу за ребенком для иных лиц, которые поименованы статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе для бабушки ребенка, несмотря на предоставление ей работодателем отпуска по уходу за ним.

Однако, поскольку право на включение периода отпуска в страховой стаж не обусловлено фактом рождения ребенка, обстоятельство осуществления воспитательной функции может служить лишь основанием для дифференциации условий назначения пенсии (по страховому стажу и возрасту), но не для лишения иных лиц, осуществлявших уход за ребенком в связи с предоставленным им отпуском, права на нее (по сути, только по признаку более дальнего родства).

Такое регулирование - в силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые применимы и при оценке нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исключающей возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости бабушке ребенка без разумного тому оправдания, - приводит в нарушение требований статей 19, 38 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации к несоразмерному ограничению конституционного права бабушки, занимавшейся уходом за внучкой в связи с предоставленным ей отпуском, на пенсионное обеспечение, с точки зрения справедливой и равной социальной защиты (назначения пенсии с учетом периода отпуска по уходу за ребенком).

Учитывая положения действующего законодательства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (внуком) до достижения им возраста полутора лет, исключенный ответчиком из страхового стажа Красниковой Л.В., должен быть зачтен истице в страховой стаж и учитываться при назначении пенсии.

При таком положении требования Красниковой Л.В. об обязании ответчика зачесть в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанность на Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты>" зачесть Красниковой Л.В. в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

    Взыскать в пользу Красниковой Л.В. с Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Толкушенкова Е.Ю.

2-1315/2014 ~ М-584/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красникова Людмила Васильевна
Ответчики
УПФ РФ (государственное учреждение) в Индустриальном р-не г.Перми
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Судья
Толкушенкова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
18.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2014Передача материалов судье
21.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2014Судебное заседание
08.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее