Административное дело № 2а-55/2020(2а-793/2019)
УИД 75RS0031-01-2019-001258-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при секретаре К.А. Черемисиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Забайкальскому краю к Кравченко Наталье Ивановне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №1 по Забайкальскому краю обратилась в Оловяннинский районный суд с административным иском к административному ответчику Кравченко Н.И., просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления, взыскать с ответчика задолженность в общей сумме <данные изъяты> руб., в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период 2017г. – <данные изъяты> руб., пени по страховым взносам на обязательное на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 в сумме <данные изъяты> руб.
В обоснование административного иска ссылается на следующее. Ответчик Кравченко Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась плательщиком страховых взносов.
В нарушение вышеуказанных норм закона налогоплательщик не уплатила в установленный срок соответствующие суммы налога (сборов, страховых взносов). В связи с чем за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов) были начислены пени.
Административным истцом в адрес административного ответчика были направлены требования, которые Кравченко Н.И. исполнены не в полном объеме.
Просит взыскать с Кравченко Н.И. задолженность в общей сумме <данные изъяты> руб., в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период 2017г. – <данные изъяты> руб., пени по страховым взносам на обязательное на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 в сумме <данные изъяты> руб.
15.01.2020 от представителя административного истца по доверенности Дамбаевой Б.Б. поступило заявление о взыскании с Кравченко Н.И. только пени по страховым взносам на обязательное на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 в сумме 347,04 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Забайкальскому краю участия не принимал, о времени и месте его проведения надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Кравченко Н.И. в судебное заседание не явилась и не направила своего представителя для участия, о времени и месте его проведения надлежаще извещена 25.12.2019. Ходатайств об отложении судебного заседания, возражения против иска не представила.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Кравченко Н.И. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлась плательщиком страховых взносов в силу положений п.п.1 п. 1 статьи 419 НК РФ.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ.
С ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Данная правовая позиция согласуется с положениями статьи 95 КАС РФ.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О).
Исходя из того, что срок уплаты по требованию №S01170010316 пришелся на ДД.ММ.ГГГГ, то с учетом положений ст. 48 НК РФ срок предъявления приходился на ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец в обоснование причины пропуска процессуального срока на подачу заявления, указывают следующее: сбои в формировании заявления в связи с конвертацией на новую программу электронной обработки данных.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. В качестве обстоятельств, уважительности причин, пропуска срока налоговым органом указана некорректная работа программного обеспечения, которая не позволила своевременно сформировать заявления.
Суд принимает указанные обстоятельства как уважительные, в связи с чем, считает срок подачи административного иска подлежащим восстановлению.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 указанного ФЗ).
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 18 указанного Закона).
В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, срок уплаты страховых взносов за 2016 год – не позднее 30.12.2016.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3). Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (ч. 4). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. На основании пункта 7 статьи 75 НК РФ правила, предусмотренные указанной статьей, распространяются на страховые взносы.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кравченко Н.И. были направлены требования №S01170010316, 207S01170437386 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ПФ РФ, пени, которые ответчиком не исполнены до настоящего времени в полном объеме. А именно на день рассмотрения дела не уплачены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Учитывая вышеизложенное, с административного ответчика согласно представленным административным истцом расчетам подлежит взысканию пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 347,04 руб.
При подаче искового заявления административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины с учетом ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, тем самым с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «Оловяннинский район» в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №1 по Забайкальскому краю удовлетворить.
Взыскать с Кравченко Натальи Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> 1-й, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, мкр. Луговой, <адрес>, ИНН 751503837655, в пользу федерального бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в том числе:
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 в сумме 347 ( триста сорок семь) рублей 04 коп. с перечислением указанной задолженности по следующим реквизитам УФК по <адрес>, Отделение Чита, БИК 047601001 на расчетный счет №, ИНН 8001009770, КПП 800101001, КБК 18№, ОКТМО 76632170, вид платежа пени.
Взыскать с Кравченко Натальи Ивановны государственную пошлину в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.01.2020.
Судья Н.В. Набережнева