К делу № 2а-7136/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 07 декабря 2016 года
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Круглова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Литвинова Ю.Н. к администрации города Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконными решений по отказу в предоставлении земельного участка в собственность за плату,
установил:
Литвинов Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконными решений по отказу в предоставлении земельного участка в собственность за плату, в котором просил суд признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении земельного участка в собственность за плату № от 27.06.2016г. незаконным; признать отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным; считать схему расположения земельного участка площадью 77 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес>, выполненную ООО «Элит Землепроект Компани» (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ) утвержденной и согласованной; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет границ земельного участка площадью 77 кв.м в соответствии с координатами, приведенными в межевом плане, выполненном на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной ООО «Элит Землепроект Компани» (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ); обязать администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с Литвиновым Ю.Н. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «паркинг», из земель населенных пунктов, после постановки на кадастровый учет.
В судебном заседании представитель административного истца Литвинов Ю.Н. - Гончар В.В. заявленные требования поддержала и мотивировала их тем, что административный истец в установленном законом порядке, за счет собственных средств изготовлена схема расположения земельного участка общей площадью 77 кв.м., из земель государственной собственности, в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
20 июня 2016 года Литвинов Ю.Н. обратился в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр» с заявлением к администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оказании муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» в отношении земельного участка общей площадью 77 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 28 июня 2016 года № административному истцу было отказано в оказании муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».
17 июня 2016 года Литвинов Ю.Н. обратился с заявлением на имя Директора департамента имущественный отношений администрации города Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 77 кв.м <адрес> для размещения паркинга (автостоянки).
Ответным письмом № от 27 июня 2016 года Департамент имущественных отношений администрации города Сочи отказал в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Литвинов Ю.Н. считает данные отказы незаконными и нарушающими права по следующим основаниям.
Статьей 7 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи земельный участок общей площадью 77 кв.м расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № и формируется из земель государственной собственности.
Земельным кодексом Российской Федерации, в частности, статьей 39.2, определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в пределах их компетенции. Таким образом, предоставление указанного земельного участка из земель государственной собственности находится в компетенции органа местного самоуправления.
Согласно статье 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Литвиновым Ю.Н. соблюден порядок подачи заявлений в администрацию города Сочи о предоставлении земельного участка, представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленная за счет собственных средств, необходимая для формирования земельного участка.
Однако, до настоящего времени обращения Литвинова Ю.Н. о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 77 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не удовлетворено, договор купли-продажи земельного участка не заключен, схема расположения земельного участка не утверждена.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФБГУ «ФКП Росреестр» по Краснодарскому краю по доверенности Затонская О.О. заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Суду представила письменные возражения, которые мотивировала тем, что согласно сведениям автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 10.06.2005г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет № от 09.06.2005г., Постановления Главы города Сочи № от 27.10.2004г., Акта установлении и согласования границ земельного участка №б/н от 24.05.2005г. и Описания земельного участка №б/н от 02.06.2005г., с присвоением в установленном законодательством порядке кадастрового номера №. Площадь земельного участка уточнена в соответствии с требованиями земельного законодательства и составляет 407 кв.м.
Государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка был проведен в соответствии с действующим на тот период законодательством, а именно Федеральным законом от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»(далее - ФЗ-28).
Оснований, предусмотренных статьей 20 ФЗ-28, для приостановления проведения кадастрового учета или отказа в проведении кадастрового учета данного земельного участка при проверке представленных в соответствии со ст. 19 ФЗ-28 документов выявлено не было, в результате чего был осуществлен кадастровый учет.
Орган кадастрового учета осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (Далее - Закон).
К основным функциям, возложенным на орган кадастрового учета, относятся:
обеспечение предоставления заинтересованным лицам в установленной форме сведений государственного кадастра недвижимости;
внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;
учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости);
снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН:
• исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
По существу административного искового заявления разъясняем, что ст. 16 Закона определены основания осуществления кадастрового учета, согласно которым постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов и Межевого плана с координатами в системе МСК-23, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412.
Согласно ч.9 ст.38 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Факт существования на местности границ земельного участка пятнадцать и более лет, устанавливается в судебном порядке в соответствии с положениями главы 28 Гражданского процессуального кодекса РФ или главы 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», (далее - Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
Согласно пункту 22 Требования в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; 3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий); 4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании; 5) утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; 6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства; 7) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3.
В соответствии с ч.12 ст.11.10 Земельного кодекса форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кроме того, согласно п. 14 ст. 11.10 в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь эемельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Кроме того, по существу административно искового заявления в части «обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю» осуществить кадастровый учет границ земельного участка...» сообщает, что в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю не поступало установленных ст.22 Закона о кадастре документов необходимых для кадастрового учета, в следствии чего, не представлялось возможным проверить данные документы на соответствие требований действующего законодательства, а именно Приказу №412 от 24.11.2008 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», Закону о кадастре, а также на предмет пересечения границ с земельными участками сведения о которых содержатся в ГКН и соответственно орган кадастрового учета не принимал решений о приостановлении, либо об отказе в осуществлении государственного учета.
Учитывая изложенное, административный истец, не обращался в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, а учитывая то, что государственный кадастровый учет производится в административном порядке, а не в судебном, в связи с чем, не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора установленный Федеральным законом.
Кроме того, считаем что, орган кадастрового учета по данному гражданскому делу привлечен в качестве административного ответчика не правомерно по следующим основаниям.
Во-первых, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю является органом кадастрового учета, к компетенции которого, не относится проведение работ по межеванию объектов землеустройства (в частности определению координат местоположения границ земельных участков) и изготовлению межевых планов, а также выхода на местность. Данными полномочиями согласно п.1 ст.29 гл.4 Закона наделены кадастровые инженеры (лица, осуществляющие работы по межеванию).
Во-вторых, к компетенции филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю не относится предоставление земельных участков.
В-третьих, к компетенции филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю не относится формирования земельных участков.
В-четвертых, к компетенции филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю не относится утверждение схемы расположения земельных участков.
В-пятых, административный истец не обращался в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, а учитывая то, что государственный кадастровый учет производится в административном порядке, а не в судебном, в связи с чем, не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора установленный Федеральным законом.
В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации города Сочи не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. С учетом установленных обстоятельств по делу, и мнения административного ответчика, суд не признал явку административного ответчика обязательной, в связи с чем счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, что не противоречит требованиям ст.226 КАС РФ.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Согласно абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из представленных материалов дела, Литвтнов Ю.Н. в установленном законом порядке, за счет собственных средств была изготовлена схема расположения земельного участка общей площадью 77 кв.м., из земель государственной собственности, в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
20 июня 2016 года Литвинов Ю.Н. обратился в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр» с заявлением к директору Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оказании муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» в отношении земельного участка общей площадью 77 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно письменному ответу Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 28 июня 2016 года № 21.01-21/16633, административному истцу было отказано в оказании муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». В обоснование отказа указано, что по результатам рассмотрения, представленные материалы возвращаются, в соответствии с пунктом 30 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», так как заявление подано в иной уполномоченный орган, к полномочиям которого не отнесено оказание муниципальной услуги.
Судом установлено, что в соответствии с п.30 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации города Сочи от 07.05.2015 N 1499 (ред. от 12.10.2016) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении муниципальной услуги Департамент или Администрация района возвращает это заявление заявителю, если подано в иной уполномоченный орган, к полномочиям которого не отнесено оказание муниципальной услуги.
Административный регламент распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена в порядке, установленном федеральным законодательством.
Тогда как, согласно представленной схеме расположения земельного участка испрашиваемый земельный участок площадью 77 кв.м находится в границе земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - четырехквартирный жилой дом.
17 июня 2016 года Литвинов Ю.Н. обратился с заявлением на имя директора Департамента имущественный отношений администрации города Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 77 кв.м по <адрес> для размещения паркинга (автостоянки).
Согласно письменному ответу № от 27 июня 2016 года Департамента имущественных отношений администрации города Сочи Литвинову Ю.Н. отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
В обоснование отказа сообщено следующее. Порядок и основания предоставления земельных участков определен Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии оснований административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 №572.
Для предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» Литвинову Ю.Н. необходимо обратиться с соответствующим заявлением в МАУ МФЦ.
В соответствии с п. 20 вышеуказанного административного регламента при подаче заявления о предоставлении земельного участка необходимо указать его кадастровый номер.
При отсутствии оснований предоставления в собственность за плату земельного участка без торгов заявитель вправе обратиться за предоставлением муниципальной услуги «Принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или права аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по заявлению заинтересованных лиц».
Осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Изучением представленных документов установлено, что испрашиваемый земельный участок не сформирован в установленном порядке, не поставлен на государственный кадастровый учет, соответственно не может являться предметов вышеуказанных услуг.
Судом установлено, что в соответствии с п.20, 21 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 N 572 (ред. от 12.10.2016) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов", для получения муниципальной услуги Заявитель обращается с соответствующим заявлением в МАУ МФЦ или в Администрации районов, и в заявлении указывается кадастровый номер испрашиваемого земельного участка.
В силу п. 1 ст. 39.2, п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, как и сдача их в аренду осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
В соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если такие документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 2).
В соответствии со ст. 39.17 п. 5 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статье 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 N 36258).
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка.
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд пришел к выводу, что действия органа местного самоуправления не нарушают права и законные интересы Литвинова Ю.Н., поскольку он не лишен права на повторное обращение за оказанием муниципальной услуги при условии устранения указанных замечаний.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю осуществляет государственный кадастровый учёт недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости».
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю является органом кадастрового учёта, к компетенции которого, не относится проведение работ по межеванию объектов землеустройства (в частности определению координат местоположения границ земельных участков) и изготовлению межевых планов, а также выхода на местность. Данными полномочиями согласно п.1 ст.29 гл.4 Федерального закона наделены кадастровые инженеры (лица, осуществляющие работы по межеванию).
У суда отсутствуют правовые основания для возложения обязанности на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю по осуществлению государственного кадастрового учета границ испрашиваемого земельного участка, поскольку административный истец в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости не обращался.
Кроме того, согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска(ч.8).
Судом установлено, что действия органа местного самоуправления по принятию оспариваемых решений были совершены 27.06.2016г. и 28.06.2016г. Тогда как, административный истец обратился в Центральный районный суд г.Сочи о признании данных действий органа местного самоуправления незаконными, только 24 ноября 2016 года, то есть далеко за пределами процессуального срока на обращение в суд. О восстановлении пропущенного процессуального срока административный истец суду не заявлял.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока, суд, исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ и ч. 8 ст.219 КАС РФ, отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 177 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 12.12.2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░