Дело № 2- 1900/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Хабаровск 27 мая 2015 года
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе
председательствующего судьи Слоквенко Д.Б.
при секретаре Панасюк Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлениям ФИО1, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО6, ФИО3 Яны ФИО13, ФИО4, ФИО5, ФИО9 об оспаривании действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю» по отказу в осуществлении кадастрового учета сведений о ранее учтенных объектах, возложении обязанности осуществления кадастрового учета земельных участков
УСТАНОВИЛ:
Заявители ФИО1, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО6, ФИО3 ФИО4, ФИО5, ФИО9 обратилась в Железнодорожный районный суд города Хабаровска с оспариванием действий государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»). В обоснование жалобы указали, что являются группой собственников земельных долей (паев) ТОО «ФИО10» о чем у заявителей имеются свидетельства на право собственности на землю и Постановления Главы ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (пашни, сенокосные угодья и пастбища). Право собственности на сенокосные угодья и пастбища надлежащим образом зарегистрированы в Управлении Росреестра по ФИО10 краю, но с ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельные участки, ранее находящиеся в ведении ТОО «ФИО10» как «пашни» в районе <адрес> ФИО10 муниципального района. Вместе с тем заявители не могут зарегистрировать свое право по причине того, что органом, чьи действия обжалуются на заявителей незаконно возложена обязанность предоставить те или иные документы. Так в своем Решении от ДД.ММ.ГГГГ за № о приостановлении кадастрового учета по СПК «ФИО18», просила «в целях недопущения возникновения возможных ошибок при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, представить документ на внесение в государственный кадастр недвижимости ранее учтенного земельного участка площадью 249 га». Тоже самое, касалось СПК «ФИО19», в Решении от ДД.ММ.ГГГГ за № о приостановлении кадастрового учета, просила «в целях недопущения возникновения возможных ошибок при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, представить документ на внесение в государственный кадастр недвижимости ранее учтенного земельного участка площадью 117 га». Для уточнения сведений о земельном участке Кадастровой палатой был сделан запрос в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о предоставлении списков собственников долей площадью 249 га и 117 га. Однако, данные сведения (согласно ответу, который мы услышали на приеме у начальника управления государственного имущества) что у них нет никакой информации по запрашиваемым сведениям о земельном участке, поскольку эта земля сельскохозяйственного назначения не относилась к землям государственной собственности и не входила в территорию, которая находиться в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края.
Представление в выше указанных документов не входит в обязанность заявителей и предоставление таких документов, указанных в ненормативном акте об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в нашем случае требовать Кадастровая палата не должна. ДД.ММ.ГГГГ Решениями за №№ и № заявителям было отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Полагая указанные решения незаконными просят суд признав их таковыми, обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю осуществить постановку на кадастровый учет нижеуказанных земельных участков: №, площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО1; № (1) площадь 16950 кв.м., № (2) площадь 9050 кв.м., общая площадь 26000 кв.м., правообладатели наследники по завещанию ФИО3, ФИО4 и ФИО5 по 1/3 доли; №, площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО6; №, площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО7; №, площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО7; №, площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО17 ФИО20ФИО12; №, площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО8; №, площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО9, и выдать заявителям в установленный законом срок кадастровые паспорта на указанные земельный участки.
В заседании суда заявители на требованиях жалобы настаивает в полном объеме по основаниям в ней изложенным.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», в судебном заседании жалобу не признала, по основаниям изложенным в представленных суду возражениях и их дополнениях. Полагая действия ФГБУ «ФКП Росреестра» законными в удовлетворении заявления просит отказать.
Представитель Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебном заседании жалобу не признала, по основаниям изложенным в представленном суду отзыве.
Выслушав доводы присутствующих и участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, материалы представленной заверенной копии учетного дела № №, суд приходит к следующему выводу.
В соответствие с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, определяющей порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие, (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как разъяснено судам в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела суду надлежит выяснить: имеет ли орган полномочия на принятия решения или совершения действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует отметить, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.
При этом, о законности либо незаконности обжалуемого решения свидетельствует одновременное наличие всех трех составляющих.
На основании представленных документов и признания сторон, суд установил, что на момент рассмотрения дела ведение государственного кадастра земли внесение изменений и сведений, в том числе, о ранее учтенных объектов недвижимости на территории Хабаровского края отнесено к компетенции ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю.
Порядок проведения государственного кадастрового учета с 01 марта 2008 года регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу требований закона о кадастровом учете, до осуществления государственного учета объектов недвижимости орган кадастрового учета проводит проверку представленных заявителем документов на предмет установления оснований для приостановления или отказа в осуществлении такого учета в установленном порядке.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в связи с ообразованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости либо иных сведений об объекте недвижимости.
С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в части 2-6 статьи 20 Закона о кадастре лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом, как следует из положений части 3 статьи 20 Закона о кадастре, с заявлением о кадастровом учете изменений вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Как установлено ч.2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии со статьей 22 для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При этом, необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а так же копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ)( п.2 ч.1. ст.22 Закона о кадастре). Форма межевого плана и требования к его подготовке установлены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее - Требования к подготовке межевого плана).
В орган кадастрового учета было представлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № от ФИО11 с приложенными к нему документами - межевой план от ДД.ММ.ГГГГ г., в виде XML документа, проект межевания земельных участков от 15.10.2011г. Приложенный к заявлению межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 11 земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Цель проведенных кадастровых работ - образование земельных участков путем выдела в счет доли в праве общей собственности из земель ТОО «ФИО10» для ведения сельскохозяйственного производства, с указанием заказчика работ ФИО16
По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 № 42 органом кадастрового учета выявлено, что согласно представленного межевого плана земельные участки, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности образуются путем выдела в счет доли в праве общей собственности из земель ТОО «ФИО10» для ведения сельскохозяйственного производства. По заключению кадастрового инженера согласно правоустанавливающим документам (Свидетельствам на право собственности на землю), картографическому материалу (планшету ВИСХАГИ) и картографическому материалу, полученному с Росреестра следует отнесение этих земельных участков к землям ТОО «ФИО10».
Так же, в проект межевания включены документы (выкопировки из картматериала, на перераспределение части земель ТОО «ФИО10» для СПК «ФИО21» на территорию в пределах которой образуются земельные участки.
В соответствие со ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» - участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей.
Статьей 11.5 Земельного кодекса РФ установлено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Образование земельных участков в счет долей из земель, находящихся в государственной собственности не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, согласно статье 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В составе приложений межевого плана указанный в вышеперечисленных правовых нормах документ отсутствовал. Кроме того, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке СПК «ФИО22».
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что само по себе заявление о внесении изменений в ранее учтенные объекты являлось беспредметным в части территории земель СПК «ФИО23» поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке СПК «ФИО24».
Кроме с силу требований, о части 1 статьи 24 Закона о кадастре одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для кадастрового учета документы допускается предоставлять в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости.
Вместе с тем, поскольку согласно представленного межевого плана, земельные участки образованы из земель, находящихся в государственной собственности, в силу требований закона для каждого образуемого земельного участка необходимо подать отдельное заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и необходимые для кадастрового учета документы, т.е. по каждому земельному участку
С учетом изложенных обстоятельств, и на основании положений пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре органом кадастрового учета было принято решение приостановить кадастровый учет одиннадцати земельных участков, на основании
В соответствии с пунктом 9 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
При этом, заявители были уведомлены о том, что если обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не будут устранены в указанный срок, то в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре будет принято решение об отказе проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Указанное решение о приостановлении осуществления кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ было получено заявителями 27.06.2014 г. (дата, и подпись заявителя о получении документа отражена на листе 3 учетного дела № №), и на момент рассмотрения дела в установленном законом порядке не оспорено.
В течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителями устранены не были.
На основании изложенного и пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета отказал в осуществлении государственного кадастрового учета одиннадцати земельных участков, разъяснив в решении, что при подаче повторного заявления, об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке может быть указан регистрационный номер ранее поданного заявления, с которым были представлены необходимые для государственного кадастрового учета документы, либо реквизиты настоящего решения органа кадастрового учета.
Помимо изложенного, судом установлено, что в 1995 году на основании Постановления главы администрации Хабаровского района за № 105 от 07.02.1995 г. «Об утверждении списков собственников земельных долей (паев) товарищества с ограниченной ответственностью «ФИО10», были выданы свидетельства на право собственности на землю общей площадью 6,7 га в том числе пашня 2,6 га, сенокосы 3,3 га, пастбища 0,8 га. ТОО «ФИО10» было ликвидировано. На основании договора аренды в 1998 году собственники земельных долей передали в СПК «ФИО25» и СПК «ФИО26» свои земельные доли. Постановлением главы муниципального образования ФИО10 <адрес> от 16.10.2002 года № № и от 23.05.2003 года № № «О зачислении земельных участков в фонд перераспределения ФИО10 <адрес>» права аренды СПК «ФИО27» и СПК «ФИО28» были прекращены и участки на площади 2182 га зачислены в фонд перераспределения Хабаровского района.
По проекту землеустройства (перераспределения земель) совхоза «ФИО29» ФИО10 <адрес> в 1992 году площадь, передаваемая в общую долевую собственность ТОО «ФИО10» составила 5427 га. Чертежей земель передаваемых в фонд перераспределения не имеется, не определены участки, относящиеся к фонду перераспределения ФИО10 <адрес>.
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что с учетом положений законодательства, действовавшего на момент реорганизации (ликвидации) Совхоза «Хабаровский», истцы, будучи работниками совхоза «Хабаровский», и получившие при реорганизации совхоза и увольнении земельные паи, последующем распорядились принадлежащими им земельными паями, внеся его в качестве вклада в уставный капитал вновь образованного на базе имущества совхоза, - ТОО «ФИО10».
Земельные доли, внесенные в качестве вклада в уставный капитал, переходят в собственность хозяйственных обществ и товариществ, а распорядившиеся ими лица утрачивают право на земельную долю, включая право требовать выдела доли в натуре.
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 4 сентября 1992 г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», колхозы и совхозы должны были осуществить реорганизацию, а владельцы земельного пая подать заявление во внутрихозяйственную комиссию, указав один из способов использования своего пая, одним из которых предусмотрена передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество. Гражданский кодекс устанавливает, что имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Поэтому сами по себе свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента от 27 октября 1993 года №1767, и данные кадастра не подтверждают бесспорное право заявителей на земельную долю.
С учетом постановления Правительства РФ от 1 февраля 1995 года № 96 правоустанавливающим документом являлось постановление органа местного самоуправления о передаче земли в собственность.
С вступлением в силу ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» значение такого постановления было изменено: согласно ст. 18 решения органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, равно как и свидетельство о праве собственности на землю, отнесены к правоудостоверяющим (а не правоустанавливающим) документам.
Кроме того, граждане распорядившиеся своими земельными долями путем внесения в уставной капитал в качестве вклада в ТОО «ФИО10», которое в установленном порядке закона о банкротстве было ликвидировано, утратили право на них, не реализовав свое право на выход из состава участников вышеуказанного товарищества, и выплате им действительной стоимости земельных долей внесенных в качестве вклада в уставной капитал, или о выделении им земельной доли в натуре, и исключением его из конкурсной массы.
С учетом представленных материалов, и установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителями решения, были обусловлено, отсутствием предусмотренных законом о кадастровом учете оснований для внесения изменений, и наличием значительных противоречий указывающих на фактический спор о праве.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд установил, что с учетом отсутствия полномочий регистрационного органа на разрешение правовых споров, суд установил, оспариваемое заявителем приостановление регистрационного учета является правомерным, и обоснованным требованиями закона.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
Поскольку суд отказывает в иске, судебные расходы по уплате государственной пошлины возмещению заявителям не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.197-198, гл. 25 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО6, ФИО3 Яны ФИО13, ФИО4, ФИО5, ФИО9 об оспаривании действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю» по отказу в осуществлении кадастрового учета сведений о ранее учтенных объектах, возложении обязанности осуществления кадастрового учета земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Д.Б. Слоквенко.
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2015 года.