Решение по делу № 2-1900/2015 ~ М-1517/2015 от 11.03.2015

Дело № 2- 1900/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Хабаровск 27 мая 2015 года

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи Слоквенко Д.Б.

при секретаре Панасюк Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлениям ФИО1, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО6, ФИО3 Яны ФИО13, ФИО4, ФИО5, ФИО9 об оспаривании действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю» по отказу в осуществлении кадастрового учета сведений о ранее учтенных объектах, возложении обязанности осуществления кадастрового учета земельных участков

УСТАНОВИЛ:

Заявители ФИО1, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО6, ФИО3 ФИО4, ФИО5, ФИО9 обратилась в Железнодорожный районный суд города Хабаровска с оспариванием действий государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»). В обоснование жалобы указали, что являются группой собственников земельных долей (паев) ТОО «ФИО10» о чем у заявителей имеются свидетельства на право собственности на землю и Постановления Главы ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (пашни, сенокосные угодья и пастбища). Право собственности на сенокосные угодья и пастбища надлежащим образом зарегистрированы в Управлении Росреестра по ФИО10 краю, но с ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельные участки, ранее находящиеся в ведении ТОО «ФИО10» как «пашни» в районе <адрес> ФИО10 муниципального района. Вместе с тем заявители не могут зарегистрировать свое право по причине того, что органом, чьи действия обжалуются на заявителей незаконно возложена обязанность предоставить те или иные документы. Так в своем Решении от ДД.ММ.ГГГГ за о приостановлении кадастрового учета по СПК «ФИО18», просила «в целях недопущения возникновения возможных ошибок при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, представить документ на внесение в государственный кадастр недвижимости ранее учтенного земельного участка площадью 249 га». Тоже самое, касалось СПК «ФИО19», в Решении от ДД.ММ.ГГГГ за о приостановлении кадастрового учета, просила «в целях недопущения возникновения возможных ошибок при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, представить документ на внесение в государственный кадастр недвижимости ранее учтенного земельного участка площадью 117 га». Для уточнения сведений о земельном участке Кадастровой палатой был сделан запрос в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о предоставлении списков собственников долей площадью 249 га и 117 га. Однако, данные сведения (согласно ответу, который мы услышали на приеме у начальника управления государственного имущества) что у них нет никакой информации по запрашиваемым сведениям о земельном участке, поскольку эта земля сельскохозяйственного назначения не относилась к землям государственной собственности и не входила в территорию, которая находиться в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края.

Представление в выше указанных документов не входит в обязанность заявителей и предоставление таких документов, указанных в ненормативном акте об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в нашем случае требовать Кадастровая палата не должна. ДД.ММ.ГГГГ Решениями за №и заявителям было отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Полагая указанные решения незаконными просят суд признав их таковыми, обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю осуществить постановку на кадастровый учет нижеуказанных земельных участков:     , площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО1; (1) площадь 16950 кв.м., (2) площадь 9050 кв.м., общая площадь 26000 кв.м., правообладатели наследники по завещанию ФИО3, ФИО4 и ФИО5 по 1/3 доли; , площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО6; , площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО7; , площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО7; , площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО17 ФИО20ФИО12; , площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО8; , площадь 26000 кв.м., правообладатель ФИО9, и выдать заявителям в установленный законом срок кадастровые паспорта на указанные земельный участки.

В заседании суда заявители на требованиях жалобы настаивает в полном объеме по основаниям в ней изложенным.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», в судебном заседании жалобу не признала, по основаниям изложенным в представленных суду возражениях и их дополнениях. Полагая действия ФГБУ «ФКП Росреестра» законными в удовлетворении заявления просит отказать.

Представитель Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебном заседании жалобу не признала, по основаниям изложенным в представленном суду отзыве.

Выслушав доводы присутствующих и участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, материалы представленной заверенной     копии учетного дела № , суд приходит к следующему выводу.

В соответствие с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, определяющей порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие, (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как разъяснено судам в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела суду надлежит выяснить: имеет ли орган полномочия на принятия решения или совершения действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует отметить, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.

При этом, о законности либо незаконности обжалуемого решения свидетельствует одновременное наличие всех трех составляющих.

На основании представленных документов и признания сторон, суд установил, что на момент рассмотрения дела ведение государственного кадастра земли внесение изменений и сведений, в том числе, о ранее учтенных объектов недвижимости на территории Хабаровского края отнесено к компетенции ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю.

Порядок проведения государственного кадастрового учета с 01 марта 2008 года регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу требований закона о кадастровом учете, до осуществления государственного учета объектов недвижимости орган кадастрового учета проводит проверку представленных заявителем документов на предмет установления оснований для приостановления или отказа в осуществлении такого учета в установленном порядке.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в связи с ообразованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости либо иных сведений об объекте недвижимости.

С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в части 2-6 статьи 20 Закона о кадастре лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом, как следует из положений части 3 статьи 20 Закона о кадастре, с заявлением о кадастровом учете изменений вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Как установлено ч.2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии со статьей 22 для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При этом, необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а так же копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ)( п.2 ч.1. ст.22 Закона о кадастре). Форма межевого плана и требования к его подготовке установлены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее - Требования к подготовке межевого плана).

В орган кадастрового учета было представлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ от ФИО11 с приложенными к нему документами - межевой план от ДД.ММ.ГГГГ г., в виде XML документа, проект межевания земельных участков от 15.10.2011г. Приложенный к заявлению межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 11 земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Цель проведенных кадастровых работ - образование земельных участков путем выдела в счет доли в праве общей собственности из земель ТОО «ФИО10» для ведения сельскохозяйственного производства, с указанием заказчика работ ФИО16

По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 № 42 органом кадастрового учета выявлено, что согласно представленного межевого плана земельные участки, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности образуются путем выдела в счет доли в праве общей собственности из земель ТОО «ФИО10» для ведения сельскохозяйственного производства. По заключению кадастрового инженера согласно правоустанавливающим документам (Свидетельствам на право собственности на землю), картографическому материалу (планшету ВИСХАГИ) и картографическому материалу, полученному с Росреестра следует отнесение этих земельных участков к землям ТОО «ФИО10».

Так же, в проект межевания включены документы (выкопировки из картматериала, на перераспределение части земель ТОО «ФИО10» для СПК «ФИО21» на территорию в пределах которой образуются земельные участки.

В соответствие со ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» - участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей.

Статьей 11.5 Земельного кодекса РФ установлено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Образование земельных участков в счет долей из земель, находящихся в государственной собственности не предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, согласно статье 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В составе приложений межевого плана указанный в вышеперечисленных правовых нормах документ отсутствовал. Кроме того, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке СПК «ФИО22».

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что само по себе заявление о внесении изменений в ранее учтенные объекты являлось беспредметным в части территории земель СПК «ФИО23» поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке СПК «ФИО24».

Кроме с силу требований, о части 1 статьи 24 Закона о кадастре одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для кадастрового учета документы допускается предоставлять в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости.

Вместе с тем, поскольку согласно представленного межевого плана, земельные участки образованы из земель, находящихся в государственной собственности, в силу требований закона для каждого образуемого земельного участка необходимо подать отдельное заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и необходимые для кадастрового учета документы, т.е. по каждому земельному участку

С учетом изложенных обстоятельств, и на основании положений пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре органом кадастрового учета было принято решение приостановить кадастровый учет одиннадцати земельных участков, на основании

В соответствии с пунктом 9 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

При этом, заявители были уведомлены о том, что если обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не будут устранены в указанный срок, то в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре будет принято решение об отказе проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Указанное решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ было получено заявителями 27.06.2014 г. (дата, и подпись заявителя о получении документа отражена на листе 3 учетного дела № ), и на момент рассмотрения дела в установленном законом порядке не оспорено.

В течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителями устранены не были.

На основании изложенного и пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета отказал в осуществлении государственного кадастрового учета одиннадцати земельных участков, разъяснив в решении, что при подаче повторного заявления, об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке может быть указан регистрационный номер ранее поданного заявления, с которым были представлены необходимые для государственного кадастрового учета документы, либо реквизиты настоящего решения органа кадастрового учета.

Помимо изложенного, судом установлено, что в 1995 году на основании Постановления главы администрации Хабаровского района за № 105 от 07.02.1995 г. «Об утверждении списков собственников земельных долей (паев) товарищества с ограниченной ответственностью «ФИО10», были выданы свидетельства на право собственности на землю общей площадью 6,7 га в том числе пашня 2,6 га, сенокосы 3,3 га, пастбища 0,8 га. ТОО «ФИО10» было ликвидировано. На основании договора аренды в 1998 году собственники земельных долей передали в СПК «ФИО25» и СПК «ФИО26» свои земельные доли. Постановлением главы муниципального образования ФИО10 <адрес> от 16.10.2002 года № и от 23.05.2003 года № «О зачислении земельных участков в фонд перераспределения ФИО10 <адрес>» права аренды СПК «ФИО27» и СПК «ФИО28» были прекращены и участки на площади 2182 га зачислены в фонд перераспределения Хабаровского района.

По проекту землеустройства (перераспределения земель) совхоза «ФИО29» ФИО10 <адрес> в 1992 году площадь, передаваемая в общую долевую собственность ТОО «ФИО10» составила 5427 га. Чертежей земель передаваемых в фонд перераспределения не имеется, не определены участки, относящиеся к фонду перераспределения ФИО10 <адрес>.

В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что с учетом положений законодательства, действовавшего на момент реорганизации (ликвидации) Совхоза «Хабаровский», истцы, будучи работниками совхоза «Хабаровский», и получившие при реорганизации совхоза и увольнении земельные паи, последующем распорядились принадлежащими им земельными паями, внеся его в качестве вклада в уставный капитал вновь образованного на базе имущества совхоза, - ТОО «ФИО10».

Земельные доли, внесенные в качестве вклада в уставный капитал, переходят в собственность хозяйственных обществ и товариществ, а распорядившиеся ими лица утрачивают право на земельную долю, включая право требовать выдела доли в натуре.

В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 4 сентября 1992 г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», колхозы и совхозы должны были осуществить реорганизацию, а владельцы земельного пая подать заявление во внутрихозяйственную комиссию, указав один из способов использования своего пая, одним из которых предусмотрена передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество. Гражданский кодекс устанавливает, что имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Поэтому сами по себе свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента от 27 октября 1993 года №1767, и данные кадастра не подтверждают бесспорное право заявителей на земельную долю.

С учетом постановления Правительства РФ от 1 февраля 1995 года № 96 правоустанавливающим документом являлось постановление органа местного самоуправления о передаче земли в собственность.

С вступлением в силу ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» значение такого постановления было изменено: согласно ст. 18 решения органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, равно как и свидетельство о праве собственности на землю, отнесены к правоудостоверяющим (а не правоустанавливающим) документам.

Кроме того, граждане распорядившиеся своими земельными долями путем внесения в уставной капитал в качестве вклада в ТОО «ФИО10», которое в установленном порядке закона о банкротстве было ликвидировано, утратили право на них, не реализовав свое право на выход из состава участников вышеуказанного товарищества, и выплате им действительной стоимости земельных долей внесенных в качестве вклада в уставной капитал, или о выделении им земельной доли в натуре, и исключением его из конкурсной массы.

С учетом представленных материалов, и установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителями решения, были обусловлено, отсутствием предусмотренных законом о кадастровом учете оснований для внесения изменений, и наличием значительных противоречий указывающих на фактический спор о праве.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд установил, что с учетом отсутствия полномочий регистрационного органа на разрешение правовых споров, суд установил, оспариваемое заявителем приостановление регистрационного учета является правомерным, и обоснованным требованиями закона.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены

Поскольку суд отказывает в иске, судебные расходы по уплате государственной пошлины возмещению заявителям не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.197-198, гл. 25 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО6, ФИО3 Яны ФИО13, ФИО4, ФИО5, ФИО9 об оспаривании действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю» по отказу в осуществлении кадастрового учета сведений о ранее учтенных объектах, возложении обязанности осуществления кадастрового учета земельных участков отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Д.Б. Слоквенко.

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2015 года.

2-1900/2015 ~ М-1517/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Солидора Шаи Эльевич
Кибина Екатерина Петровна
Гапонова Валерия Егоровна
Смолина Яна Борисовна
Берковская Ольга Николаевна
Тимашев Валерий Галеевич
Самойлова Евгения Александровна
Другие
ФГБУ Фдеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю
Суд
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска
Судья
Слоквенко Денис Борисович - судья
11.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2015[И] Передача материалов судье
16.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2015[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.04.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2015[И] Подготовка дела (собеседование)
30.04.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2015[И] Судебное заседание
12.05.2015[И] Судебное заседание
27.05.2015[И] Судебное заседание
28.05.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2015[И] Дело оформлено
13.05.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее