Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2015 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Фокеевой Е.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Борисовой М.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Борисова М.В. обратилась в суд к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование своих требований указала, что решением комиссии УПФ от ДД.ММ.ГГГГ. № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной работой по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа.
С данным решением Пенсионного фонда истица не согласилась, обратилась в суд и просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в календарном порядке периоды:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Истица Борисова М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара по доверенности Т. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в протоколе Комиссии ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г.о. Самара по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что Борисовой М.В. обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального медицинского стажа. Просила в иске отказать.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 20 п.1 и п.2 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городе независимо от возраста.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Борисова М.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п.1 и п.2 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо, осуществляющее лечебную деятельность по охране здоровья граждан.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара Борисовой М.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа 30 лет.
В периоды с <данные изъяты> истица проходила курсы повышения квалификации, что подтверждается приказами, свидетельствами о прохождении повышения квалификации.
Согласно ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», приказу Минздрава РФ от 19.01.1999г. № 18 для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.
В силу п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г., засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку в указанные периоды трудовые отношения истицы с учреждением здравоохранения не прерывались, за истицей сохранялись место работы, средний заработок, работодатель перечислял обязательные страховые взносы в Пенсионный Фонд, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с <данные изъяты> должны быть включены в специальный стаж.
В период с <данные изъяты> истица работала в должности медицинской сестры терапевтического отделения Хворостянского ТМО, что подтверждается записями трудовой книжки.
Согласно справке, уточняющей занятость, № от ДД.ММ.ГГГГ Хворостянская ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ была переименована в Хворостянское территориальное медицинское объединение на основании Приказа облздравотдела № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с решением Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма при Совете Министров СССР от 22.12.1987г. № 97 (пункт 9), решения Президиума облисполкома от 28.12.1987г. № 94, приказом отдела здравоохранения Исполкома Куйбышевской области от 29.12.1987г. № 530 «О проведении в 1988 - 1989 годах эксперимента по отработке новых форм управления, планирования и финансирования учреждений здравоохранения области» с целью повышения уровня организации и качества медицинской помощи населению утверждена структура сети учреждений здравоохранения области с 01.01.1988г. (пункт 2.2.1.), определено планирование расходов на оказание медицинской помощи населению.
Территориальное медицинское объединение (ТМО) является лечебно-профилактическим учреждением и включено в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом МЗ РФ от 03.11.1999г. № 395 п.1.2.3.
На период до 1.11.1999г. действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 464, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имел средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. Кроме того, согласно пункту 2 вышеуказанного постановления работникам здравоохранения один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается - как один год и три месяца.
В период с ДД.ММ.ГГГГ Борисова М.В., работая в должности медицинской сестры терапевтического отделения Хворостянской Центральной районной больницы, находилась в отпуске по беременности и родам.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 16.07.99г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определены виды обеспечения по обязательному социальному страхованию, к которым относится и пособие по беременности и родам, выдаваемое в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, (ранее виды пособия, в т.ч. по беременности и родам предусматривались в Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г.
В соответствии со ст. 255 ТК РФ пособие, выдаваемое женщинам в период нахождения в отпуске по беременности и родам, является пособием по государственному социальному страхованию. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.22.1984г. № 13-6 (в редакции от 15.04.92 г.), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (в ред. приказа Минздравмедпрома России № 267 и постановления ФСС России от 25.06.96 г. № 66) служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как временная нетрудоспособность.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включаются в специальный стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 работникам здравоохранения работающим в сельской местности, один год работы засчитывается в стаж работы как 1 год за 3 месяца, то период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. подлежит включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении, как 1 год работ за 1 год и 3 месяца.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Действующие на тот момент статьи 165 и 167 КЗоТ РСФСР не содержали в себе ограничения по зачету в специальный трудовой стаж отпусков по уходу за детьми для назначения женщинам льготной пенсии. Вышеназванными статьями закона было предусмотрено, что время частично оплачиваемых и дополнительных отпусков, предоставляемое женщине по уходу за детьми, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" предусматривалось, что с 01.12.1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Согласно п.6 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 июля 1982 года, а также разъяснения Минтруда России от 01.01.1994 года № 552-кв. вышеуказанные периоды вынужденных отпусков женщин засчитывается им в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере.
Отпуск по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ему 3-х лет истице был предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до изменения ранее действовавшего законодательства.
В связи с изложенным у Борисовой М.В. возникло право на отпуск по уходу за ребенком на условиях действующего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства.
Пунктом 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 23/24 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24- 11) установлено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в т.ч. при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении пенсии, в других случаях, когда от стажа зависит получение каких - либо льгот.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 30 от 1I.12.2012г., если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания и после этой даты
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа или, соответственно, учеба, в период которой предоставляется указанный отпуск.
Таким образом, период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Борисовой М.В. подлежат удовлетворению в полном объёме, досрочная трудовая пенсия подлежит начислению с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Борисовой М.В, удовлетворить.
Признать право Борисовой М.В,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара включить в специальный стаж работы Борисовой М.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды:
в календарном порядке:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара назначить Борисовой М.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 26 января 2015г.
Председательствующий: (подпись) Е.В. Фокеева.
Решение суда вступило в законную силу: _______________________________________
Копия верна. Судья:
Секретарь: