РЕШЕНИЕ
город Уфа «06» апреля 2015 год
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ, расположенный по адресу г. Уфа ул. Ульяновых, 51, в составе председательствующего судьи Гильмановой О.В.
с участием представителя З.А.Р – Ш.Е.О
государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ф.Э.З /удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ года, действительно до ДД.ММ.ГГГГ года/
рассмотрев жалобу З.А.Р на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. Государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ф.Э.З по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. Государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ф.Э.З, директор ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р был подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, за нарушение требований пожарной безопасности.
В поданной жалобе З.А.Р указывает, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения. Здание, в котором расположены проверяемые помещения, было построено в ДД.ММ.ГГГГ году, согласно данным технического паспорта, реконструкция или капитальный ремонт здания не производились. Считает, что вменяемое ему нарушение норм п. 7.23 СпиП 21-0197 п. 4.18 СП 4.13130.2013, выраженное в необустройстве лестницы между первым и цокольным этажом противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, не применимо поскольку в соответствии с п. 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения СНиП 21-0197 на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются. Установка противопожарных перегородок с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре не может быть выполнена без изменения объемно-планировочных и инженерно-технических параметров помещения, требования п. 7.23 СПиП 21-01-97 не подлежат применению к помещению, занимаемому ООО кафе «<данные изъяты>».
В судебном заседании представитель З.А.Р – Ш.Е.О заявленные требования поддержал, просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях З.А.Р состава административного правонарушения. Дал пояснения, аналогичные доводам жалобы.
Государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору Ф.Э.З в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, просил суд постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
З.А.Р в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь частью 2 статьи 25.1, пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся для участия в рассмотрении жалобы лиц.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы и возражениями на неё, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленных нормами и правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03,), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 и введенными в действие с 30.06.2003, и другими правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
При этом, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении директора ООО кафе «<данные изъяты>» послужило выявление в ходе проверки нарушений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
Из материала административного производства усматривается, что административное правонарушение, вмененное директору ООО кафе «<данные изъяты>», было зафиксировано ДД.ММ.ГГГГ. Актом проверки.
В ходе проверки, проведенной должностным лицом государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Ф.Э.З с целью проверки исполнения Предписания ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами, а именно:
- лестница для сообщения между первым этажом и цокольным этажом не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур - шлюза с подпором воздуха при пожаре.
По результатам проведенной проверки должностным лицом государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Ф.Э.З составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Ф.Э.З в отношении должностного лица директора ООО кафе «<данные изъяты>» составлен протокол № о том, что в используемых помещениях ООО кафе «<данные изъяты>», были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: лестница для сообщения между первым этажоми цокольным этажом не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (СНиП 21-01-97, п. 7.23. п. 4.18 СП 4.13130.2013), за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Ф.Э.З в отношении должностного лица директора ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р вынесено постановление по делу об административной правонарушении о том, что в используемых помещениях ООО кафе «<данные изъяты>», были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: лестница для сообщения между первым этажоми цокольным этажом не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (СНиП 21-01-97, п. 7.23. п. 4.18 СП 4.13130.2013), в связи с чем, директор ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного часть. 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной путем действия/бездействия и привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму <данные изъяты> руб.
Указанные нарушения директора ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р полностью подтверждаются представленными доказательствами, в том числе: протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ., актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ., постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ., распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО кафе «<данные изъяты>».
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, так как они получены в соответствии с требованиями закона и не вызывают сомнений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ "О пожарной безопасности") руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно статье 20 указанного Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения и устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, определены в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - также ППР).
Кроме того, в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) указывается, что правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон N 69-ФЗ и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 4 указанного Федерального закона на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.
В данном случае время ввода в эксплуатацию объекта заявителя не имеет значения, поскольку требования, изложенные в СНиП 21-01-97*, подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
Таким образом, то обстоятельство, что объект был построен до или после введения в действие СНиП, не освобождает заявителя от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях директора ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распоряжение руководителя органа контроля, изданное на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора является основанием проведения внеплановой проверки.
Внеплановая выездная проверка, проведенная на основании распоряжения главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору, была назначена и проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с целю исполнения Предписания ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из материалов дела, в том числе из акта проверки, с копией распоряжения о проведении проверки директор ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р в соответствии с требованиями п.16 ст.10 указанного закона был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин.
Акт о проведении проверки подписан директором ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р без замечаний.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей назначено директору ООО кафе «<данные изъяты>» З.А.Р в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, а также характера совершенного деяния.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Ввиду социальной опасности совершенных правонарушений, заключающейся в том, что в данном случае имеет место посягательство на соблюдение требований пожарной безопасности и, как следствие, на жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░.░.░ ░░ ░. 1 ░░. 20.4 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░.░.░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░