Дело № 2а -444/2020
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
р.п.Зубова Поляна 11 июня 2020 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Косаревой Н.В.,
при секретаре Афанасовой М.В.,
с участием в деле:
административного истца Беспалова В.В.,
административного ответчика Федерального казенного учреждения исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Ерцкиной О.А., действующей по доверенности,
административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России, его представителя Аверкиной И.В., действующей по доверенности,
административного ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителя Аверкиной И.В., действующей по доверенности,
административного ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний«, его представителя Пикаевой А.С., действующей по доверенности,
административного ответчика Министерство Финансов Российской Федерации
заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи дело по административному иску Беспалова В.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», Федеральной службе исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия об установлении нарушений и признания незаконными действия (бездействия), касающихся условий его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия,
к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным ответа УФСИН России по Республике Мордовия от 30.05.2018 г. №14/ТО/6-588,
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть №13 ФСИН России о признании незаконными ответы: от 29.05.2018 г. № 14/ТО/71-459 и от 29.05.2018г. №14/ТО/71-25-459-ОГ,
к административному ответчику Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании в возмещение компенсации морального вреда 2 000 000 рублей
установил:
Беспалов В. В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование требований в административном иске и дополнении к нему Беспалов В.В. указал, что приговором Миасского городского суда Челябинской области от 26.02.2014 года он признан виновным и осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к лишению свободы сроком на 9 лет. С 30 мая 2014 г. по 14 июля 2017 г. отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» ( далее по тексту ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия) ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия. В этот период времени административным ответчиком, по его мнению, допущены нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства, касающихся условий его содержания, а также норм международного права, а именно, нарушением установленной законодательством Российской федерации нормы жилой площади на одного осужденного (7 кв.м.), так как в отрядах № 8 и 10 ФКУ ИК-№, где он содержался, фактически на одного осужденного приходилось до 1 кв.м.. Также является нарушением антисанитарное состояние туалета для осужденных, который расположен на улице на расстоянии около 100 кв. м. от общежития для осужденных, предоставление испорченных продуктов питания и ненадлежащее приготовление пищи, ненадлежащее оказание медицинской помощи, отсутствие медикаментов. Из-за ненадлежащих и бесчеловечных условий содержания в ФКУ ИК-№ постоянно находился в стрессовом состоянии, что послужило следствием его заболевания сахарным диабетом, и в последующем, явившимся причиной его падения на бетонную дорожку в один из дней в апреле 2017 года, результатом чего стал перелом руки, которая полностью не функционирует до сегодняшнего дня, даже после проведения хирургической операции. Физические и нравственные страдания он испытывал все время содержания в ФКУ ИК-№ и испытывает до настоящего времени. Считает, что Министерство Финансов Российской Федерации (далее Министерство Финансов РФ) должно нести материальную ответственность за незаконные действия (бездействия) и решения государственных органов. Считает, что денежная сумма в размере 2 000 000 рублей могла бы в какой-то мере компенсировать его нравственные и физические страдания, то есть причиненный ему моральный вред. В апреле 2018 года направил жалобу в Прокуратуру Республики Мордовия с просьбой установить нарушение условий содержания осужденных в ФКУ ИК-№ и принять меры прокурорского реагирования. В конце мая 2018 года получил два аналогичных по содержанию ответа из Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №» Федеральной службы исполнения наказаний« (далее по тексту ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России) №14/ТО/71-459 от 29.05.2018 г., № 14/ТО/71/25-459-ОГ от 29.05.2018 г. и ответ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия(далее УФСИН России по Республике Мордовия) №/ТО/6 от 30.05.2018 г., в соответствии с которыми нарушения, указанные в жалобе, не выявлены.
Считает, что данные ответы на его обращения, носят формально-бюрократический и предвзятый характер и считает их не законными, так как незаконны и сами действия(бездействия) ответчиков, они противоречат нормам законодательства РФ и международного права.
Просит суд: установить нарушения в действиях(бездействиях) административных ответчиков- ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России- касающиеся условий его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, признать эти действия (бездействия) незаконными;
Признать незаконными:
ответы из ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России № 14/ТО/71-459 от 29.05.2018 г.. и № 14/ТО/71/25-459-ОГ от 29.05.2018 г.;
ответ УФСИН России по Республике Мордовия № 14/ТО/6-588 от 30.05.2018 г.;
взыскать с административного ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в возмещение компенсации морального вреда 2 000 000 рублей.
В судебном заседании административный истец просил удовлетворить административные исковые требования в полном объеме. Считает не пропущенным срок обращения с данными требованиями в суд, поскольку в июне 2018 года им направлено в Прокуратуру Республики Мордовия письмо с разъяснениями своих доводов по жалобе и дополнениями к ней. Не дождавшись ответа, в октябре 2018 года он вновь направил письмо с просьбой дать свою правовую оценку указанным выше ответам. Однако до сегодняшнего дня ответ из прокуратуры не последовал. Указанные им факты установлены решениями Европейского суда по правам человека по заявлению ФИО1, ФИО2 и других, с которыми он отбывал наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
Представители административных ответчиков: ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Ерцкина О.А., УФСИН России по Республике Мордовия и ФСИН России Аверкина И.В., ФКУС МСЧ № ФСИН России Пикаева А.С. просят отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях, как являющихся не обоснованными и предъявленными с нарушением установленного срока обращения в суд. Пояснили суду, что факты надлежащих условий содержания Беспалова В.В. в указанный период его нахождения в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия с 30.05.2014 г. по 14.07.2017 г. и надлежащего оказания ему медицинской помощи ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России установлены решением Зубово-Полянского районного суда от 26.03.2019 года по гражданскому делу № 2-79/2019 по иску Беспалова В.В. к ФКУ ИК-№ УФСИН России, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17.07.2019 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2020 г., в связи с этим оспариванию и доказыванию не подлежат. Считают, что административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный статьей 219 КАС РФ, поскольку согласно копии его обращения в Прокуратуру Республики Мордовия обжалуемые ответы Беспалов В.В. получил 02.06.2018 г., с настоящим административным иском он обратился 11.02.2019 года.
Административный ответчик Министерство Финансов Российской Федерации, заинтересованное лицо Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия явку своего представителя на судебное заседание не обеспечили по неизвестной суду причине, о дне, месте, времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об отложении рассмотрении дела не просили.
При вышеуказанных обстоятельствах суд, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее по тексту КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части девятой статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца ; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия(бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, согласно части 11 настоящей статьи обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Согласно ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., статей 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьями 41, 53 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Положениями части 2 сатьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Беспалов В.В. __.__.____ года рождения, будучи лицом, осужденным за совершение преступления к отбыванию наказания в виде лишения свободы приговором Миасского городского суда Челябинской области от 26 февраля 2014 года, прибыл в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия для отбывания наказания - 30 мая 2014 года, где содержался по 14 июля 2017 года, в последующем этапирован в ФКУ ИК-№ ФСИН России по Челябинской области.
Предметом административного иска Беспалова В.В. в части: установить нарушения в действиях(бездействии) административных ответчиков - ФКУ ИК№ УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России- касающиеся условий его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, признать эти действия (бездействия) незаконными является проверка законности действий (бездействий) указанных административных ответчиков, связанные с его ненадлежащим содержанием в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в период отбывания наказания с 30 мая 2014 года по 14 июля 2017 год, и установить факт нарушения в отношении его положений статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных учреждениях и определяющей обязательность установления минимальных норм питания, материально-бытового обеспечения осужденных.
Одновременно административный истец оспаривает ответы ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России от 29 мая 2018 года №14/ТО/71-459 и № 14/ТО/71/25-459-ОГ, УФСИН России по Республике Мордовия от 30 мая 2018 года № ОГ-14/ТО/6-588, согласно которым нарушения условий содержания административного истца не выявлены. При этом Беспалов В.В. в подтверждение нарушения своих прав сослался на ненадлежащие условия его содержания в период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, несоблюдение административными ответчиками установленных законодательством норм жилой площади на одного осужденного и санитарных правил в отношении туалетов, указал на наличие в столовой испорченных продуктов и отсутствие медицинской помощи, необходимых лекарственных средств, способствовавшие ухудшению его состояния здоровья и получения заболевания сахарным диабетом, что явилось причиной его падения в апреле 2017 года на бетонную дорожку из-за помутнения сознания, результатом чего стал перелом руки, которая полностью не функционирует по настоящее время, даже после проведения хирургической операции. Физические и нравственные страдания он испытывал все время содержания в ФКУ ИК-5 и испытывает до настоящего времени.
Как установлено судом,15.01.2019 года Беспалов В.В. обращался в Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия к УФСИН России по Республике Мордовия и Министерству Финансов РФ с иском о компенсации морального вреда, в котором в обоснование заявленного требования истец ссылался на ненадлежащие условия его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в период его нахождения с 30.05.2014 г. по 14.07.2017 г. в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия предусматривающей нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных учреждениях и определяющей обязательность установления минимальных норм питания, материально-бытового обеспечения осужденных и не надлежащих условий оказания ему медицинской помощи ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России.
Определением о проведении подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия и ФСИН России, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - ФКУЗ МСЧ -№ ФСИН России.
Дело рассмотрено по существу. Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 26 марта 2019 года по гражданскому делу N 2-79/2019 по иску Беспалова В.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, возникшего в результате причинения вреда здоровью, которым были установлены факты надлежащих условий содержания Беспалова В.В. в период его нахождения с 30.05.2014 г. по 14.07.2017 г. в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия и надлежащего условия оказания ему медицинской помощи ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России. В удовлетворении иска истцу отказано. Апелляционным Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17.07.2019 года и Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 года решение Зубово-Полянского районного суда республики Мордовия от 26 марта 2019 года оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы Беспалова В.В. – без удовлетворения.
Из содержания обозренного в судебном заседании искового заявления Беспалова В.В., решения Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 26 марта 2019 года по гражданскому делу №, оставленным без изменения Апелляционным Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17.07.2019 года и Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 года, усматривается установленным и разрешенным по существу вышеизложенный в административном иске Беспалова В.В. предмет спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по прибытии в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Беспалов В.В. распределен в отряд № 8 (с 30 мая 2014 г. по 15 июня 2015 г.), затем в отряд № 10 (с 16 июня 2015 г. до убытия в ГУФСИН России по Челябинской области 14 июля 2017 г.).
В общежитии отряда № 8 жилой площадью 167 кв. м имелась комната приема пищи (39,8 кв.м), умывальное помещение (7,4 кв.м), комната воспитательной работы с осужденными (48 кв.м). Количество осужденных в отряде не превышало 82 человек, жилая площадь на одного человека в период отбывания наказания в данном отряде Беспалова В.В. составляла более 2 кв. м.
В общежитии отряда № 10 жилой площадью 174,1 кв.м имелась комната приема пищи (32 кв.м), умывальное помещение (8,9 кв.м.), комната воспитательной работы с осужденными (53,8 кв.м). Количество осужденных в отряде составляло от 80 до 84 человек, жилая площадь на одного человека в период отбывания наказания в данном отряде Беспалова В.В. составляла более 2 кв. м.
Здания общежитий указанных отрядов подключены к центральной системе отопления, система отопления и санитарное оборудование поддерживаются в исправном состоянии. Помещения оснащены естественной вентиляцией, в них проводится ежедневная влажная уборка, а также регулярно дезинфекция, дезинсекция и дератизация. Санитарные узлы подключены к центральной канализационной системе.
Продовольственное обеспечение осужденных, в том числе Беспалова В.В., осуществлялось согласно требованиям приказа ФСИН России от 02 сентября 2016 г. № 696 «Об утверждении организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Контроль за качеством приготовленной пищи осуществлялся заведующим столовой, медицинским работником ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России, разрешение на выдачу приготовленной пищи отдавалось оперативным дежурным после снятия пробы. Меню раскладки составлялось на неделю, утверждалось начальником ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия. Продукты питания для осужденных направлялись в учреждение централизованно с центральной базы УФСИН России по Республике Мордовия. Рацион питания и калорийность составлялась с учетом полученных продуктов питания, и соответствовали предъявляемым требованиям.
Согласно истории болезни №1363 истец с 04 августа по 26 августа 2016 г. находился на плановом хирургическом лечении хронического геморроя в ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России, в ходе которого у него при анализе крови выявлено заболевание - «сахарный диабет», проведено обследование и назначено лечение, осужденный поставлен на учет к эндокринологу.
25апреля 2017г. истец обратился за медицинской помощью (история болезни №882) в связи с закрытым переломом левого локтевого сустава, со слов истца он поскользнулся и упал на этот сустав, почувствовал резкую боль. В период лечения с 25 апреля по 30 июня 2017 г. проводились рентгенологические,лабораторные исследования, оперативное вмешательство. Выписан в удовлетворительном состоянии.
Сведений об обращении Беспалова В.В. к администрации ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия или в правоохранительные органы с жалобами на ненадлежащие условия содержания, некачественные продукты питания, нарушения санитарных норм, неоказание медицинской помощи в материалах дела нет.
Отправка корреспонденции в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия осуществлялась надлежащим образом. Обращения, жалобы осужденных регистрировались в журналах учета предложений, заявлений и жалоб осужденных и отправлялись по реестру в установленные законом сроки. Обращения осужденного Беспалова В.В. за время отбывания наказания в данном учреждении (общее в количество 4) были адресованы суду г. Миасс.
За психологической помощью к сотрудникам психологической лаборатории ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия истец не обращался, об ухудшении психологического состояния и необходимости оказания психологической помощи он не заявлял.
Судом проверены и установлены факты надлежащих условий содержания Беспалова В.В. в период его нахождения с 30.05.2014 г. по 14.07.2017 г. в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия и надлежащего оказания медицинской помощи ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России.
В силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу, либо по делу, рассмотренному судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Следовательно, в силу положений части 2 статьи 64 КАС Р по заявленному требованию административного истца в части : установить нарушения в действиях(бездействии) административных ответчиков- ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России- касающиеся условий его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, признать эти действия (бездействия) незаконными, а так же обстоятельства о надлежащем оказании ему медицинской помощи ФКУЗ МСЧ -№ ФСИН России в период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия с 30.05.2014 г. по 14.07.2017 г. установлены вступившим в законную силу судебным актом - решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 26 марта 2019 года по гражданскому делу №2-79/2019, оставленным без изменения Апелляционным Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17.07.2019 года и Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 января 2020 года, данные факты не подлежат доказыванию и оспариванию.
Представленные Беспаловым В.В. письменные объяснения осужденных. Содержащихся в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Шундрикова П.Г., Молчанюк В.В., оформленные не надлежащим образом, достоверно не подтверждают факт совершения в отношении административного истца противоправных действий, способных повлечь причинение нравственных страданий, судом оцениваются как недопустимые доказательства, поскольку указанные лица в процессе непосредственного исследования доказательств, не были допрошены в судебном заседании.
Ссылка административного истца на установленность указанных им в административном иске нарушений условий содержания осужденных в ИК-5 решениями Европейского суда по правам человека(ЕСПЧ) по заявлению ФИО1,ФИО2 и другие, судом признаются ошибочными и не могут быть положены в основу принимаемого решения, поскольку указанные административным истцом решения ЕСПЧ вынесены не в отношении Беспалова В.В., а в отношении иных лиц : ФИО1, ФИО2 и других, с иным предметом спора.
Учитывыя вышеизложенные обстоятельства, оснований для удовлетворения вышеприведенных требований административного истца в части: установить нарушения в действиях(бездействии) административных ответчиков- ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России- касающиеся условий его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, признать эти действия (бездействия) незаконными судом не усматривается.
Разрешая по существу заявленные административным истцом требования в части признать незаконными: ответы из ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России № 14/ТО/71-459 от 29.05.2018 г. и № 14/ТО/71/25-459-ОГ от 29.05.2018 г., ответ УФСИН России по Республике Мордовия № 14/ТО/6-588 от 30.05.2018 г. суд находит следующее.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Как установлено п.п. 3.1, 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении, в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. Обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.
Из имеющегося в деле ксерокопии жалобы Беспалова В.В. в Прокуратуру Республики Мордовия (датированный им 02.04.2018 года), поступило в Прокуратуру Республики Мордовия 16.04.2018 г., что подтверждается вх. № офл-5522-18, которая для проведения проверки в пределах предоставленной компетенции в соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 21, пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации и в соответствии с частью 3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в последующем 27.04.2018 г. направлена для рассмотрения и исполнения: в УФСИН России по Республике Мордовия (исх. № 1-р -2018/1098) и в ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России (вх. 1-р-2018/1096).
По результатам рассмотрения жалобы, его заявителю, Беспалову В.В., направлены письменные ответы: УФСИН России по Республике Мордовия от 30.05.2018 г. № ОГ-14/ТО/6-588,( вх. канцелярии ФКУ ИК-№ от 30.05.2018 г.№ 4485), от ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России два аналогичных ответа от 29.05.2018 г. № 14/ТО/71/25-459-ОГ ( вх. канцелярии ФКУ ИК-№ от 08.06.2018 г. № 4821) и № 14/ТО/71-459 от 29.05.2018 г. ( вх. от 29.05.2018 № 4470). По утверждению Беспалова В.В., данные ответы он получил 02 июня 2018 года.
Суд находит, что оспариваемые ответы по указанным обращениям Беспалова В.В. полностью отвечают требованиям Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах предоставленной компетенции и в установленные законом сроки.
В оспариваемом ответе УФСИН России по республике Мордовия заявителю разъяснен порядок обжалования решения, принятого по его обращению.
Справкой УФСИН России по Республике Мордовия от 18.03.2020 г. № 14/ТО/6-55 подтверждается, что обращения (жалобы, заявления) от осужденного Беспалова В.В. за 2014 год, 2015 год, 2016 год, 2017 год, 2019 год в УФСИН России по Республике Мордовия не поступали. В 2018 году зарегистрировано 1 обращение от Беспалова В.В., поступившее в порядке перенаправления из Дубравной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. За период с 01.01.2020 года по настоящее время обращений от Беспалова В.В. не поступало.
Из справки ФКУЗ МСЧ - № ФСИН России № 14/ТО/71-4-1871 от 28.05.2020 г. следует, что Беспалов В.В. в период с 30.05.2014 г. по 14.07.2017 г. и по настоящее время с обращениями, заявлениями, жалобами на условия его содержания и не надлежащего оказания медицинской помощи во ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России не обращался.
О вышеизложенном подтвердил Беспалов В.В. в судебном заседании.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд находит не состоятельными и ошибочными доводы административного истца Беспалова В.В. в той части, что им не пропущены сроки исковой давности обращения в суд с заявленными требованиям, так как он по настоящее время не получил ответ на обращение, направленное в октябре 2018 года в Прокуратуру Республики Мордовия, поскольку неполучение ответа с Прокуратуры Республики Мордовия не препятствовало обращению в суд за защитой нарушенного права и такой возможности Беспалов В.В. не был лишен. Доказательств того, что за период содержания в ИК-№ истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия его содержания не представлено, действия (бездействия) указанных в административном иске административных ответчиков не законными не признавались.
Вышеприведенными доказательствами подтверждается, что обжалуемые ответы УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России он получил 02.06.2018 г., а в суд обратился с настоящим административным иском 11.02.2019 г., то есть по истечении трех месяцев со дня получения оспариваемых ответов.
По указанным основаниям доводы административных ответчиков и их представителей о пропуске срока обращения административного истца в суд с настоящим административным иском суд находит заслуживающими внимания, поскольку административным истцом доказательств уважительности пропуска сроков обращения в суд с настоящими требованиями не представлено.
В силу требований части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку административым истцом не были представлены доказательства, подтверждающие уважительные причины пропуска срока обращения в суд с заявленными требованиями, суд приходит к выводу о пропуске Беспаловым В.В. срока на подачу заявленных требований, отсутствии уважительных причин для его восстановления, что влечет отказ в удовлетворении административного иска в части признать незаконными: ответы из ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России № 14/ТО/71-459 от 29.05.2018 г.. и № 14/ТО/71/25-459-ОГ от 29.05.2018 г., ответ УФСИН России по Республике Мордовия № 14/ТО/6-588 от 30.05.2018 г.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Основания для взыскания компенсации морального вреда за счет казны РФ предусмотрены ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Основания ответственности за причинение вреда регулируются нормами гражданского законодательства.
Для возмещения вреда в соответствии с вышеуказанной статьей необходимо как наличие общих оснований таких как: 1) наступление вреда, 2) бездействие либо действие, приведшее к наступлению вреда, 3) причинная связь между двумя первыми элементами, 4) вина причинителя вреда, так и наличие специальных оснований: 1) вред причинен в процессе осуществления властных полномочий, 2) противоправность поведения причинителя вреда, «незаконность его действий (бездействия)».
Нормами статьи 1069 ГК РФ предусмотрено возмещение вреда только в случае незаконности действий государственных органов и их должностных лиц. При этом для того, чтобы возместить вред в соответствии со ст. 1069 ГК РФ, действия органов уже должны быть признаны незаконными.
С учетом вышеприведенных норм и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» обязанность по компенсации морального вреда возникает при совокупности следующих условий: наличие морального вреда; незаконное действие (бездействие) лица, причинившего вред; причинно-следственная связь между незаконным действием (бездействием) лица, причинившего вред, и моральным вредом; вина лица, причинившего вред.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, истец при обращении в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда должен доказать наличие в совокупности указанных условий привести доказательства этого.
Между тем, в нарушение указанных выше норм истцом не представлено каких-либо доказательств своих требований, исходя из которых можно сделать вывод о причинении ему морального вреда, незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов уголовно-исполнительной системы, наличия причинной связи между действиями и моральным вредом, а также вины должностных лиц государственных органов уголовно-исполнительной системы. При этом, вина должностного лица (должностных лиц) не может предполагаться, допускаться, она должна быть установлена и не может подменяться незаконностью действий.
Наоборот, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2020, вынесенным при рассмотрении кассационной жалобы Беспалова В.В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 26.03.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17.07.2019 по гражданскому делу №2-79/2019 по иску Беспалова В.В. к ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России, Минфину России о взыскании компенсации морального вреда, были установлены факты надлежащих условий содержания Беспалова В.В. в период его нахождения с 30.05.2014 по 14.07.2017 в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия и надлежащего оказания медицинской помощи ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако административным истцом не представлено доказательств незаконности действий (бездействий) ФСИН России и УФСИН России по Республике Мордовия и их должностных лиц. Беспаловым В.В. также не представлено доказательств того, что он, находясь ИК-5, подвергался жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, не представлено доказательств моральных и нравственных страданий. Поскольку истцу не были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие истца были гарантированы с учетом практических требований режима содержания, следовательно, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Административным истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда с Министерства финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, в п.3 ст.158 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (далее- ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Учитывая вышеизложенное, суд находит, что Министерство Финансов РФ является не надлежащим ответчиком по делу.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований, следует отказать ему в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-№ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 30.05.2018 ░. №14/░░/6-588, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ № ░░░░ ░░░░░░: ░░ 29.05.2018 ░. № 14/░░/71-459 ░ ░░ 29.05.2018 ░. № 14/░░/71-25-459-░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 2 000 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░