Дело № 2-110/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
10 апреля 2012 года. г. Канск
Судья Канского районного суда Красноярского края Арефьев В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чечеульская участковая больница» о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения санитарного законодательства в Красномаяковском ФАПе,
УСТАНОВИЛ:
25.01.2011 года в отношении МБУЗ «Чечеульская участковая больница» составлен протокол об административном правонарушении № 55 за нарушения санитарного законодательства. Для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 57 от 25.01.2011 года со сроком исполнения до 13.01.2012 года. По истечении установленного срока при проведении в соответствии с распоряжением № 635 от 20.12.2011 г. внеплановой проверки в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» выявлено неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарный эпидемиологический надзор, а именно не выполнены следующие пункты предписания:
- пункт 1 -не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии Красномаяковского ФАПа МБУЗ «Чечеульская участковая больница»санитарным правилам для медицинской деятельности, т.е. не устранено нарушение требований п. 1.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- пункт 2 - поверхность стен, потолков в прививочном кабинете, в кабинетах приема взрослых, ожидальни Красномаяковского ФАПа, не гладкая, с дефектами, не легкодоступная для влажной уборки, обработки моющими и дезинфицирующими средствами, т.е. не устранено нарушение требований п.п. 4.1, 4.2, 4.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- пункт 3 - медицинские кабинеты Красномаяковского ФАПа не обеспечены горячим водоснабжением от местного источника (электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия), т.е. не устранено нарушение требований п. 5.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- пункт 4 - в прививочном кабинете Красномаяковского ФАПа не обеспечена подводка горячей воды к умывальнику для мытья рук медицинского персонала и не оборудована специальная раковина (или 2-секционная раковина) для проведения обработки инструментов, т.е. не устранено нарушение требований п.5.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- пункт 5 -светильники общего освещения, размещенные на потолке в прививочном кабинете Красномаяковского ФАПа не обеспечены сплошными (закрытыми) рассеивателями, т.е. не устранено нарушение требований п.5.7главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- пункт 6 -медицинские кабинетыКрасномаяковского ФАПа не оборудованы настенными или переносными светильниками для осмотра больных, т.е. не устранено нарушение требований п.7.4главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- пункт 7 -наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели (в кабинетах приема взрослых, приема детей, в прививочном кабинете)Красномаяковского ФАПа не гладкая и не устойчива к воздействию моющих и дезинфицирующих средств, т.е. не устранено нарушение требований п.8.1главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Указанные факты подтверждаются актом проверки № 18 от 16 января 2012 года. По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 25 января 2011 года № 57 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, № 5 от 16 января 2012 года. Данный протокол направлен по подведомственности мировому судье судебного участка № 137 в Канском районе.
Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не обеспечивающие безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с исковым заявлением к МБУЗ «Чечеульская участковая больница» с требованием о признании незаконным его бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 57 от 25.-1.2011 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения в Красномаяковском ФАПе в срок до 03.12.2012 года.
В судебное заседание представитель истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Редколес Д.В. с иском согласился только в части обязания устранить нарушения, пояснил, что указанные недостатки в основном явились следствием того, что надо очень много денег и времени, а финансирование медицины в 2011 году в Канском районе отсутствовало, поэтому предписание исполнить не удалось по независящим обстоятельствам.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела: распоряжение о проведении выездной проверки юридического лица № 808 от 20.12.2010 года, распоряжение о внесении изменений в распоряжение № 808, уведомление, протокол об административном правонарушении № 55 от 25.01.2011 года, предписание должностного лица № 57 от 25.01.2011 года, распоряжение о проведении внеплановой проверки юридического лица № 635 от 20.12.2011 года, уведомление о проверке, протокол об административном правонарушении № 6 от 16.01.2012 года, акт проверки № 18, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, свидетельство о внесении записи в Единый госреестр, Устав МБУЗ «Чечеульская участковая больница», постановление мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе Красноярского края от 11.03.2012 года, которым прекращено производство по административному делу, письмо о необходимости финансирования, суд считает, что исковое заявление обоснованно частично и в этой части подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
-осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
-проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
-своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
-осуществлять гигиеническое обучение работников.
Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства по профилактике заболеваний, МБУЗ «Чечеульская участковая больница» нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии Красномаяковского ФАПа МБУЗ «Чечеульская участковая больница»санитарным правилам для медицинской деятельности, поверхность стен, потолков в прививочном кабинете, в кабинетах приема взрослых, ожидальни Красномаяковского ФАПа, не гладкая, с дефектами, не легкодоступная для влажной уборки, обработки моющими и дезинфицирующими средствами, медицинские кабинеты Красномаяковского ФАПа не обеспечены горячим водоснабжением от местного источника (электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия), в прививочном кабинете Красномаяковского ФАПа не обеспечена подводка горячей воды к умывальнику для мытья рук медицинского персонала и не оборудована специальная раковина (или 2-секционная раковина) для проведения обработки инструментов, светильники общего освещения, размещенные на потолке в прививочном кабинете Красномаяковского ФАПа не обеспечены сплошными (закрытыми) рассеивателями, медицинские кабинетыКрасномаяковского ФАПа не оборудованы настенными или переносными светильниками для осмотра больных, наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели (в кабинетах приема взрослых, приема детей, в прививочном кабинете)Красномаяковского ФАПа не гладкая и не устойчива к воздействию моющих и дезинфицирующих средств. Все данные требования предусмотрены СанПиНом 2.1.3.2630-10.
Поскольку определить круг лиц, которым действиями ответчика по нарушению права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг является неопределенным.
В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а так же то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц.
Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, поскольку ответчиком после получения предписания производились достаточные в своей совокупности действия к устранение недостатков, которые не привели к полному их устранению по причине наличия причин, от воли ответчика независящих. Это подтверждается как материалами дела, так и показаниями представителя ответчика, который в судебном заседании привел веские доказательства того, что принимал достаточные в своей совокупности меры для устранения недостатков в указанный в предписании срок.
В части требований об устранении недостатков суд считает необходимыми их удовлетворить по указанным выше обстоятельствам - а именно, что обнаруженные и не устраненные недостатки, выявленные в ходе проверки и указанные в предписании, неисполненные в указанный срок, нарушают права неопределенного круга лиц на здоровье и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Решая вопрос о взыскании государственной пошлины в случае, если заявитель освобожден от её уплаты, суд учитывает, что Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранение «Чечеульская участковая больница» финансовых средств в достаточном количестве не имеет, что позволяет суду уменьшить размер взыскиваемой с него государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление территориального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить частично - обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранение «Чечеульская участковая больница», расположенное по адресу: 663631, Красноярский край, Канский район, с. Чечеул, ул. Кооперативная, 14, устранить в Красномаяковском ФАПе по адресу: 663621 Канский район, п.Красный маяк, ул.Советская 21/2
:
- нарушение требований п. 1.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии Красномаяковского ФАПа МБУЗ «Чечеульская участковая больница»санитарным правилам для медицинской деятельности;
- нарушение требований п.п. 4.1, 4.2, 4.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» -обеспечить отделку поверхности стен, потолков в прививочном кабинете, в кабинетах приема взрослых, ожидальни Красномаяковского ФАПа, материалами, легкодоступными для влажной уборки, обработки моющими и дезинфицирующими средствами;
- нарушение требований п. 5.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - обеспечить медицинские кабинеты Красномаяковского ФАПа горячим водоснабжением от местного источника (электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия);
- нарушение требований п.5.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - в прививочном кабинете Красномаяковского ФАПа обеспечить подводку горячей воды к умывальнику для мытья рук медицинского персонала и оборудоватьспециальную раковину (или 2-секционную раковину) для проведения обработки инструментов;
в срок до 03.12.2012 года.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница» в доход государства расходы по госпошлине в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня оглашения.
Судья Канского районного суда В.Н.Арефьев