РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Кромы 06 ноября 2012 года
Кромской районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Погорелого А.И.
при секретаре Олениной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Козельского В.В., Сафонова А.В., Лобанова И.С., Грачевой В.С., Ланского В.Н., Мартыновой С.И., Балакина П.С., Горватова А.Н., Пинаевой А.И., Глотина А.В., Карпушкина М.А., Гололобовой Е.П., Бирюковой Н.Д., Фёдоровой И.А., Семешина С.А., Шатохина Н.В. к МУП «Кромской жилкомсервис», Кромскому поселковому Совету народных депутатов, администрации п. Кромы Кромского района Орловской области, ООО «Управдом» о понуждении к изменению условий договора вывоза жидких бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Козельский В.В., Сафонов А.В., Лобанов И.С., Грачёва В.С., Ланский В.Н., Мартынова С.И., Балакин П.С., Горватов А.Н., Пинаева А.И., Глотин А.В., Карпушкин М.А., Гололобова Е.П., Бирюкова Н.Д., Фёдорова И.А., Семешин С.А., Шатохин Н.В. обратились с заявлением к МУП «Кромской жилкомсервис», Кромскому поселковому Совету народных депутатов, администрации п. Кромы Кромского района Орловской области, ООО «Управдом» о понуждении к изменению условий договора вывоза жидких бытовых отходов, в обоснование указали, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, который не подключен к системе центральной канализации п. Кромы и имеет выгребную яму. С ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за водоотведение производится для дома по решению Кромского поселкового Совета народных депутатов от 20.06.2012 года № 18-2ПС, согласно тарифу 124 рубля 50 копеек. Плата за вывоз жидких бытовых отходов в доме с прибором учета водоснабжения осуществляется путем умножения объема потребленной воды согласно прибору учета на 124 рубля 50 копеек. Плата за вывоз жидких бытовых отходов на 1 человека, где нет приборов учета водоснабжения, составляет 207 рублей 50 копеек (124 рубля 50 копеек х 20 куб.м. норма вывоза жидких бытовых отходов для домов имеющих непроницаемые выгребные ямы/12). Тариф на вывоз жидких бытовых отходов повысился в два раза, так как ранее тариф составлял 81 рубль 22 копейки и 108 рублей 20 копеек. Считают, что установленный с 01.07.2012 года тариф на вывоз жидких бытовых отходов, является экономически необоснованным. Просят обязать МУП «Кромской жилкомсервис» изменить условия договора на вывоз жидких бытовых отходов, исходя из экономически обоснованных тарифов – 66 рублей 93 копейки за 1 куб.м.
В судебном заседании истцы Козельский В.В., Сафонов А.В., Лобанов И.С., Ланский В.Н., Балакин П.С., Пинаева А.И., Шатохин Н.В., Фёдорова И.А. исковые требования поддержали и просят обязать МУП «Кромской жилкомсервис» изменить условия договора на вывоз жидких бытовых отходов, исходя из экономически обоснованных тарифов - 66 рублей 93 копейки за 1 куб.м. с приборами учета водоснабжения и 111 рублей 55 копеек с 1 человека без приборов учета водоснабжения.
В судебное заседание истцы Грачёва В.С., Мартынова С.И., Горватов А.Н., Глотин А.В., Карпушкин М.А., Гололобова Е.П., Бирюкова Н.Д., Семешин С.А., не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Кромской жилкомсервис» по доверенности ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что предоставление услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов это вывоз отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, в том числе и фекальные отходы нецентрализованной канализации. Управляющей организацией дома № №-а по <адрес> является ООО «Управдом», который заключил с МУП «Кромской жилкомсервис» договор на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов. Услуга по вывозу жидких бытовых отходов является жилищной услугой, что подтверждается п.11 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым предприятия по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза жидких и твердых бытовых отходов. Решением Кромского поселкового Совета народных депутатов от 20.06.2012 года № 18-2ПС, с 01.07.2012 года установлен тариф на вывоз жидких бытовых отходов в размере 124 рубля 50 копеек за 1 куб.м. Данный тариф экономически обоснован. Просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Кромской жилкомсервис» по доверенности ФИО6 исковые требования не признала и пояснила, что решением Кромского поселкового Совета народных депутатов от 20.06.2012 года №18-2ПС установлен единый тариф для всех потребителей услуг по вывозу жидких бытовых отходов с ДД.ММ.ГГГГ - 124 рубля 50 копеек. Указанный тариф является экономически обоснованным, поскольку произведен в соответствии с технико-экономическими показателями. На территории п. Кромы услуги по вывозу жидких бытовых отходов помимо многоквартирного дома истцов оказываются также частному сектору, имеющему выгребные ямы. Данный тариф экономически обоснован, поскольку произведен с технико-экономическими. Оплата услуг за вывоз жидких бытовых отходов производится для собственников с приборами учета водоснабжения в размере 124 рубля 50 копеек за 1 куб.м. потребленной воды, а для собственников, не имеющих приборов учета воды 207 рублей 50 копеек с 1 человека (124,5 рублей х 20 куб.м. – решение Кромского поселкового совета народных депутатов от 20.11.08 г. № 18-1ПС/12). Просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Кромского поселкового Совета народных депутатов и администрации п. Кромы Кромского района Орловской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала и пояснила, что 20.06.2012 года Кромским поселковым Советом народных депутатов принято решение об увеличении тарифа на вывоз жидких бытовых отходов, который является экономически обоснованным. Согласно разъяснению Министерства регионального развития РФ № 25080-СК /14 от 03.10.2008 года услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не относится к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности на основании договора с потребителем. Договор о вывозе жидких бытовых отходов заключен между МУП «Кромской жилкомсервис» и ООО «Управдом», выступающего в интересах жителей дома № № по <адрес>, при этом цена и объем услуги были согласованы и не оспорены ни одной из сторон договора. Просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель соответчика ООО «Управдом» ФИО3 исковые требования признала и пояснила, что общество не осуществляет услуги по вывозу жидких бытовых отходов, но заключило договор с МУП «Кромской жилкомсервис», у которого имеется необходимая техника для осуществления данного вида услуг. Собственники жилого дома знали о заключенном договоре и не обращались к ней с заявлением о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с МУП «Кромской жилкомсервис».
Выслушав стороны, опросив специалистов, исследовав материалы дела, суд находит требования Козельского В.В., Сафонова А.В., Лобанова И.С., Грачевой В.С., Ланского В.Н., Мартыновой С.И., Балакина П.С., Горватова А. Н., Пинаевой А.И., Глотина А.В., Карпушкина М.А., Гололобовой Е.П., Бирюковой Н.Д., Фёдоровой И.А., Семешина С.А., Шатохина Н.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы по их содержанию и ремонту, а также оплачивают коммунальные и иные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
По смыслу Закона, собственники квартир и наниматели жилых помещений по договорам социального найма, обязаны содержать квартиры, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актами.
Согласно п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (далее Правила), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущество и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. В случае выбора способа управления- эти действия должна совершать управляющая организация.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в силу прямого указания закона с момента принятия собственниками помещений решения об избрании управляющей организации и принятия данной организацией многоквартирного дома в управление (одобрения принятого собственниками решения) между управляющей организацией, собственниками помещений и иными лицами возникают предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами обязательства.
В связи с этим избранная управляющая организация обязана в полном объеме, предусмотренном законом, выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома.
Управляющая организация с момента принятия дома в управление приобретает статус исполнителя этих услуг, наделяющий ее правами и возлагающий обязанности в отношениях с потребителями услуг, поставщиками ресурсов, иными лицами.
Согласно протоколу общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, жильцы дома расположенного по адресу: <адрес>, выбрали управляющую компанию ООО «Управдом».
Согласно Устава ООО «Управдом», общество осуществляет техническое обслуживание жилого фонда п. Кромы, в том числе жилого дома по адресу: <адрес>
Согласно договоров управления многоквартирным домом, заключенными между ООО «Управдом» и собственниками дома расположенного по адресу: <адрес>, услуги по вывозу жидких бытовых отходов в договоре не отражены.
Суд считает, что отступление от требований закона, допущенное при подписании договоров управления многоквартирным домом, не освобождает управляющую компанию от исполнения предусмотренных законом обязательств, в том числе такой услуги как организация вывоза жидких бытовых отходов из выгребной ямы.
Согласно договора о предоставлении услуг по вывозу жидких отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП «Кромской жилкомсервис» и ООО «Управдом» по вывозу жидких бытовых отходов с территории многоквартирных жилых домов п. Кромы, находящихся в управлении ООО «Управдом», в том числе и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, тарифы на вывоз ЖБО устанавливаются органом местного самоуправления и при пересмотре тарифов, договор не перезаключается(п. 4.2). Стоимость вывоза 1 куб.м. жидких отходов может изменяться в течении года по решению уполномоченных органов (п. 4.3).
Согласно квитанциям об оплате услуг дома № №, расположенного по адресу: <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, исполнителем услуг является ООО «Управдом», получателем платежа МУП «Кромской жилкомсервис». В перечень услуг входит услуга по жидкой очистке.
Как пояснила руководитель ООО «Управдом» ФИО3, общество не осуществляет услуги по вывозу жидких бытовых отходов, но заключило договор с МУП «Кромской жилкомсервис», у которого имеется необходимая техника для осуществления данного вида услуг. Собственники жилого дома знали о заключенном договоре и не обращались к ней с заявлением о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Кромской жилкомсервис»
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ООО «Управдом» в соответствии с действующим законодательством и в интересах собственников дома, заключив договор с МУП «Кромской жилкомсервис» на вывоз жидких бытовых отходов, согласовало цену и объем предоставляемых услуг МУП «Кромской жилкомсервис», так как собственники жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оплачивали предоставляемые услуги МУП «Кромской жилкомсервис» по вывозу жидких бытовых отходов более двух лет, по тарифам, установленным Кромским Поселковым Советом народных депутатов и МУП «Кромской жилкомсервис», то есть фактически приняли условия договора заключенного между ООО «Управдом» и МУП «Кромской жилкомсервис». Кроме того, условия договора на вывоз жидких бытовых отходов не оспаривались сторонами договора.
В соответствии со ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.97 г. № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие).
В соответствии с Федеральным Законом от 31.12.04 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Статьей 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, однако в указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация жидких бытовых отходов.
Услуга по сбору и вывозу жидких бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение, относится к понятию содержание жилого помещения и является жилищной услугой, что подтверждается п. 11 Правил и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, согласно которым предприятия по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза жидких и твердых бытовых отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 года № 163, вывоз жидких бытовых отходов относится к жилищной, а не коммунальной услуге.
Из пояснений специалиста ФИО4 следует, что определение тарифа на вывоз жидких бытовых отходов относится к компетенции собственников жилья либо органов местного самоуправления. Услуга по вывозу жидких бытовых отходов не регулируются государством, поэтому Поселковый Совет народных депутатов имел полное право на установление тарифа на вывоз жидких бытовых отходов на основании представленных депутатам расчетов. Плата за вывоз жидких бытовых отходов может устанавливаться исходя из норматива потребления воды по счетчикам.
Из пояснений специалиста ФИО5 следует, что Кромской поселковый совет народных депутатов правомочен устанавливать тариф на вывоз жидких бытовых отходов, так как данный вид услуги не регулируется. Тариф на вывоз жидких бытовых отходов исчислен МУП «Кромской жилкомсервис» исходя из потребленной воды по счетчику, а также из расчета на одного человека, где отсутствуют приборы учета правомерно.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Закон не относит услугу по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
Согласно Устава п. Кромы Кромского района Орловской области, к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Поселковый Совет народных депутатов определяет порядок принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Устава МУП «Кромской жилкомсервис», учредителем предприятия является администрация п. Кромы Кромского района. Предприятие создано с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в работах, услугах путем осуществления вывоза мусора и нечистот.
Согласно решения Кромского поселкового Совета народных депутатов от 20.06.12 г. № 18-2ПС, с 01.07.12 г. установлен тариф по вывозу жидких бытовых отходов в размере 124 рубля 50 копеек за 1 куб.м.
Как пояснила представитель ответчика МУП «Кромской жилкомсервис» ФИО6, оплата услуг за вывоз жидких бытовых отходов производится для собственников с приборами учета водоснабжения в размере 124 рубля 50 копеек за 1 куб.м. потребленной воды, а для собственников, не имеющих приборов учета воды - 207 рублей 50 копеек с 1 человека (124,5 рублей х 20 куб.м. – решение Кромского поселкового совета народных депутатов от 20.11.08 г. № 18-1ПС/12).
Как пояснила истец Пинаева А.И., вывоз жидких бытовых отходов от многоквартирного дома истцов осуществляется МУП «Кромской жилкомсервис» три раза в неделю.
В судебном заседании установлено, что принятый решением Кромского поселкового Совета народных депутатов от 20.06.12 г. тариф на вывоз жидких бытовых отходов в размере 124 рубля 50 копеек за 1 куб.м., жители п. Кромы Кромского района Орловской области, в том числе и истцы не обжаловали. Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании истцами.
Учитывая изложенное и то, что услуга по вывозу жидких бытовых отходов является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией оказывающей данный вид деятельности, условия договора на вывоз жидких бытовых отходов заключенный ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Кромской жилкомсервис» и ООО «Управдом» не оспаривались сторонами договора, а установленный решением Кромского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ тариф на вывоз жидких бытовых отходов в размере 124 рубля 50 копеек за 1 куб.м. действует на территории п. Кромы и истцы установленный тариф не обжаловали, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов. Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что Кромской поселковый Совет народных депутатов при принятии тарифа на вывоз жидких бытовых отходов действовал в рамках полномочий установленных Уставом п. Кромы Кромского района Орловской области и действующим законодательством РФ.
По изложенным основаниям суд не принимает во внимание доводы истцов о том, что установленный тариф на вывоз жидких бытовых отходов в размере 124 рубля 50 копеек за 1 куб.м. является экономически не обоснованным. Кроме того, отвергая указанные доводы, суд также учитывает и то обстоятельство, что оспариваемый тариф установлен исходя из расчета оказания услуги по вывозу жидких бытовых отходов на территории п. Кромы, а не только для многоквартирного дома истцов, при этом в расчет тарифа включены технико-экономические показатели, а именно: заработная плата сотрудникам, цеховые расходы, страхование транспорта, амортизация, общеэксплуатационные расходы, рентабильность (т. 1 л.д. 151). Суд считает, что объективных доказательств опровергающих указанный расчет тарифа на вывоз жидких бытовых расходов истцами в судебное заседание не представлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Козельским В.В., Сафоновым А.В., Лобановым И.С., Грачёвой В.С., Ланским В.Н., Мартыновой С.И., Балакиным П.С., Горватовым А.Н., Пинаевой А.И., Глотиным А.В., Карпушкиным М.А., Гололобовой Е.П., Бирюковой Н.Д., Фёдоровой И.А., Семешиным С.А., Шатохиным Н.В. в судебном заседании не представлено доказательств, подтверждающих исковые требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Козельского В.В., Сафонова А.В., Лобанова И.С., Грачевой В.С., Ланского В.Н., Мартыновой С.И., Балакина П.С., Горватова А.Н., Пинаевой А.И., Глотина А.В., Карпушкина М.А., Гололобовой Е.П., Бирюковой Н.Д., Фёдоровой И.А., Семешина С.А., Шатохина Н.В. к МУП «Кромской жилкомсервис», Кромскому поселковому Совету народных депутатов, администрации п. Кромы Кромского района Орловской области, ООО «Управдом» о понуждении к изменению условий договора вывоза жидких бытовых отходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Орловский областной суд, в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме через Кромской районный суд Орловской области.
Председательствующий А.И. Погорелый
Мотивированное решение суда изготовлено 09 ноября 2012 года