Дело №2-6/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2013г. г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кичиной Т.В.,
секретаря судебного заседания Скибина А.В.,
с участием истца Синельниковой Н.В., представителя ответчика Оноприенко О.Ю., представителя 3-лица Нижник Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синельниковой ФИО1 к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, 3-лицо Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании незаконными действий и обязании заключить договора купли-продажи земельного участка по льготной цене,
У С Т А Н О В И Л:
Синельникова Н.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления - администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, в котором просила признать незаконными действия Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области по отказу в выкупе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по льготной цене в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; понудить Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области заключить с истцом договор купли-продажи указанного земельного участка по льготной цене от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В обоснование заявленных требований Синельникова Н.В. указала, что ей принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП. Ранее на земельном участке также находился хоз.блок.
Земельный участок предоставлен истцу в аренду с последующим правом выкупа на основании постановления администрации Каменского сельского округа Наро-Фоминского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. №№ и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. №№
Администрацией Наро-Фоминского муниципального района Московской области отказано истцу в выкупе земельного участка по льготной цене.
Истец Синельникова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области Оноприенко О.Ю. заявленные требования не признала, указав, что на земельном участке в приоритетном порядке должен быть возведен жилой дом, а не хозяйственные строения. Возведенный истцом гараж расположен частично за пределами земельного участка.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы представителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав заключение эксперта и иные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с п. 2.2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ, собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 N 187-О отмечается, что из п. 6 ст. 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Кроме того, если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Согласно п.1, п.2 ст.2 Федерального закона от 25.11.2001г. №137-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела следующее. Синельникова Н.В. является арендатором земельного участка кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. из состава земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждены Договором аренды земельного участка №№., решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому указанный договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, с/пос. Атепцевское, д.Чичково, уч. №104, заключенный между Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и Синельниковой ФИО2, признан действительным. Право аренды зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.).
Кроме того, Синельникова Н.В. является собственником объекта недвижимости – гараж, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на спорном земельном участке. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее на земельном участке находился хоз.блок. Согласно Справке ГУП МО «МОБТИ» по данным инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ. строение на земельном участке по адресу: <адрес>, объект капитального строительства – «хозблок» не имеется. В ЕГРП зарегистрировано прекращение права собственности в связи с ликвидацией объекта.
Из представленных заявителем в суд документов и письма администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области усматривается, что Синельникова Н.В. обладает правом аренды спорного земельного участка, при этом вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, на указанном земельном участке жилой дом отсутствует, а имеется гараж, то есть служебное строение. Данные обстоятельства подтверждены Договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №№., решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ. Синельникова Н.В. обратилась в администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату по льготной цене спорного земельного участка земельного участка. Письмом администрации Наро-Фоминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. N-№ и от ДД.ММ.ГГГГ. №С№ ей отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по десятикратной ставке земельного налога и предложено выкупить земельный участок по цене, равной рыночной стоимости, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует жилой дом либо хозяйственное строение.
В письмах заявителю разъяснено, что Комитет по управлению имуществом администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области не может разрешить вопрос положительно в связи с отсутствием на земельном участке жилого дома либо хозяйственного строения. Синельникова Н.В. вправе приобрести в собственность спорный земельный участок по рыночной стоимости.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Закона № 112-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, используется для производства сельскохозяйственной продукции. При этом возведение жилого дома и других построек на таком участке допускается только в его границах.
С целью проверки доводов о возведении служебного строения в границах земельного участка определением от ДД.ММ.ГГГГ. по делу назначена судебная экспертиза. По заключению эксперта ФИО3 НЭКЦ ООО «КАНОН» фактические границы земельного участка №№ данным кадастрового учета соответствуют, материалам межевания не соответствуют. В границах земельного участка имеется объект недвижимого имущества – гараж лит.Г из керамзитно-бетонных блоков ДД.ММ.ГГГГ. постройки, площадь застройки <данные изъяты> кв.м. Гараж расположен в переднем левом углу земельного участка на расстоянии <данные изъяты>. от фасадной и <данные изъяты>. от левой межи по данным ГКН. Иных сооружений на земельном участке №№ нет.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Хомутова Л.А. пояснила, что, будучи работником Администрации, в ДД.ММ.ГГГГ. лично устанавливала границы земельного участка Синельниковой Н.В. До настоящего времени никаких изменений по границам земельного участка не произошло.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении исковых требований Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области к Синельниковой Н.В., ФГБУ «ФКП Росреестра» об исправлении кадастровой ошибки при межевании отказано.
Проанализировав доказательства в их совокупности и оценив их с учетом требований относимости и допустимости, суд пришел к выводу, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность за плату по льготной цене является незаконным.
Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в обороте не ограничен, не находится под запретом приватизации, не резервировался для государственных (муниципальных) нужд. Владея на праве аренды земельным участком, Синельникова Н.В. возвела на нем объект недвижимости в виде гаража, назначение - нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв. м, зарегистрировала его в установленном законом порядке, получив свидетельство о государственной регистрации права, использует участок по целевому назначению. Ст.36 Земельного кодекса РФ не содержит указания на исключительное право на приватизацию земельного участка гражданином, являющимся собственником жилого дома.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области принять решение о передаче в собственность Синельниковой Н.В. и заключить договор купли-продажи земельного участка с ценой продажи, равной от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Синельниковой Н.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области по отказу в выкупе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Московская <адрес>, по льготной цене в размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Обязать Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области заключить с Синельниковой ФИО4 договор купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. из состава земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, по льготной цене в размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2013г.
Председательствующий:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>