Дело № 2-4836/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2015 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,
при секретаре Голыгиной М.А.,
с участием представителя истца ФИО5 доверенность в деле),
представителя ответчика ФИО3 (доверенность в деле),
представителя третьего лица ФИО4 (доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисов Н.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли продажи земельного участка по выкупной цене,
УСТАНОВИЛ:
Денисов Н.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и его заключении. Истец просит суд обязать ответчика подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1532 кв.м., адрес: <адрес>, определив цену выкупа в соответствии с Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и направить его Денисов Н.А. для его заключения.
Истец Денисов Н.А. в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом и своевременно. Суду представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель истца – ФИО5, действующая по доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, действующая по доверенности, возражала относительно удовлетворения иска.
Представитель <данные изъяты> на судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Суд, в соответствие со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения мирового судьи судебного участка № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, зарегистрированного в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ за №, истец Денисов Н.А. является собственником жилого дома, общей площадью 73,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1532 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, адрес: <адрес>
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГУП «БТИ РБ», информации о бывших собственниках указанного жилого дома ГУП «БТИ РБ» не располагает. С ДД.ММ.ГГГГ собственником данного жилого дома является Денисов Н.А..
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ данные о правообладателе на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>отсутствуют. Ограничения права установлено в пользу Денисов Н.А., вид: аренда. А также ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, на основании Постановления администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № установлен сервитут для использования в целях обслуживания газопровода низкого давления.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении в собственность по льготной цене земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфы РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка на том основании, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.
Данный отказ в предоставлении земельного участка суд находит необоснованным исходя из следующего.
Отказ ответчика по данному основанию является незаконным, так как Денисов Н.А. обратился с письмом о предоставлении им земельного участка за плату, он имеет право выкупить вышеуказанный земельный участок по выкупной цене, согласно Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 12 ст.85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. На испрашиваемом земельном участке каких- либо объектов общего пользования не имеется.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Истцом спорный земельный участок необходим не для строительства, а для обслуживания уже построенного, существующего дома.
Таким образом, резервирование земельного участка для муниципальных нужд не может повлечь отказ в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с зонированием территории, определяемой Правилами землепользования и застройки. Для каждой территориальной зоны устанавливаются виды разрешенного, условно-разрешенного и вспомогательного видов использования земельных участков.
Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ в зоне особо охраняемых природных территорий не расположен.
Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю ответчиком суду не представлено.
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Между тем, ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в материалах дела таких доказательств не имеется. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Следовательно, установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.
Кроме того, пункт 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность при резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельном участке. В данном же случае земельный участок уже был первоначально предоставлен в аренду для обслуживания уже построенного, существующего дома, для строительства не испрашивается.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем
регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской
Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец не уведомлялся ответчиком в письменной форме о предстоящем изъятии земельного участка и о сносе находящегося у них в собственности жилого дом, следовательно, ответчиком не соблюдена процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
Ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливающий льготную цену выкупа земельных участков для собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Денисов Н.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1532 кв.м., адрес: <адрес>, определив цену выкупа в размере 3% от кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № и направить его Денисов Н.А. для его заключения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы.
Судья Г.Р. Хасанова