Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-593/2013 ~ М-566/2013 от 19.09.2013

Гражданское дело № 2-593/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Шалинское                                     13 ноября 2013 г.

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре Мамоля К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к Белоножкину Сергею Викторовичу о возложении обязанности устранить нарушения земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - Служба) обратилась в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Белоножкину С.В. о возложении обязанности устранить нарушения земельного законодательства.

Исковые требования аргументированы тем, что Службой в рамках осуществления полномочий, представленных ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), проведено рейдовое мероприятие с целью выявления нарушений требований природоохранного законодательства на территориях, действующих тепличных комплексов в Манском районе Красноярского края, и в ходе данного мероприятия выявлено захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , общей площадью 34 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., контур № <данные изъяты>, участок № <данные изъяты> остатками полиэтиленовой пленки, отходами древесины, растительными остатками овощных культур, мелким углем, опилками. Службой в результате выявленных нарушений составлен Акт № 265/М-1 обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на земельный участок принадлежит Белоножкину С.В., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>-45, который до настоящего времени, в нарушение требований ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), не предпринял мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а соответственно не исполнил требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга лиц, создает опасность причинения вреда окружающей среде, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, Служба, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 13, 42 ЗК РФ, ст. ст. 3, 6, 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»), ст. ст. 12, 150 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), просит суд обязать гражданина Белоножкина Сергея Викторович, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>-45, проживающего по адресу: <адрес>: 1) организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>., контур № <данные изъяты>, участок № <данные изъяты>; 2) привести земельный участок с кадастровым номером в состояние соответствующее требованиям действующего законодательства.

Представитель истца Службы, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, подал ходатайство, в котором содержится просьба провести судебное разбирательство без участия представителя истца, указывается на то, что заявленные исковые требования стороной истца поддерживаются в полном объеме.

Ответчик Белоножкин С.В., будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом судебной повесткой, в зал судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направил, в связи с чем его неявка признается неуважительной. Белоножкиным С.В. к тому же не представлено каких-либо доказательств в опровержение заявленных требований.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Манского района Красноярского края, Администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату не заявили, в связи с чем их неявка признается судом неуважительной.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд проводит судебное разбирательство в общем порядке в отсутствие не явившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.

Исследовав представленные материалы дела, с учетом доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ в ст. ст. 42, 58 закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» в ст. 1 закреплено, что окружающей средой признается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, а под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Нормой пп. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Белоножкин С.В., как установлено в судебном заседании, является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, представленного для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 34 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>., контур (<данные изъяты>), участок № <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>.

Использование земель в силу п. 1 ст. 12 ЗК РФ должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель, согласно п. 2 ст. 12 ЗК РФ являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

ЗК РФ в подпп. 1, 2, 4, 6 п. 1 ст. 13 возлагает на собственников земельных участков обязанности проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № 265/М-1, составленным Службой ДД.ММ.ГГГГ при участии представителя Администрации Манского района Красноярского края установлено, что место обследования расположено в <адрес> <адрес>а <адрес>, является земельными участками, на которых расположен тепличный комплекс (земельные участки имеют кадастровые номера принадлежат на праве собственности ФИО3, принадлежит на праве собственности Белоножкину С.В.), при этом территория земельных участков возделывается гражданами КНР, в теплицах обнаружена рассада овощных культур, и, согласно полученным данным, территория земельных участков захламлена твердыми бытовыми отходами, полиэтиленовой пленкой, гнилым картофелем.

Изложенные в указанном акте сведения находят свое объективное подтверждение в приложенных к этому документу фотографиях, на которых запечатлен расположенный на земельных участках тепличный комплекс, зафиксировано наличие твердых бытовых отходов, гнилого картофеля, полиэтиленовой пленки, разбросанной на земле..

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России» под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.), при этом в результате захламления поверхность земельных участков покрывается различными предметами, отходами производства - кирпичом, деталями и запчастями автомашин, цементом, стройматериалами или оборудованием, однако характеристики земельного участка при захламлении не изменяются, как при загрязнении, тем не менее, использовать участок по назначению без предварительных работ по его восстановлению невозможно.

Информация, зафиксированная в акте № 265/М-1 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что на земельном участке, принадлежащем Белоножкину С.В., имеет место захламление земель, вследствие чего нарушаются права человека на благоприятную окружающую среду, не обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Исходя из положений подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а, исходя из положений ст. 42 ЗК РФ, следует, что собственники земельных участков обязаны: 1) использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; 2) осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В силу ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Несоблюдения Белоножкиным С.В. требований действующего законодательства в сфере безопасности окружающей среды при владении спорным земельным участком на праве собственности свидетельствует об обоснованности требований Службы о возложении обязанности на ответчика организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на спорном земельном участке, поскольку такой способ устранения нарушений действующего законодательства вытекает из положений ст. 60 ЗК РФ и обусловлен требованиями ст. ст. 12, 13, 42 ЗК РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Исходя из требований действующего законодательства, установленных п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд полагает необходимым возложить на Белоножкина С.В. обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов, мусора на спорном земельном участке за счет собственных средств.

Разрешая заявленные Службой требования о возложении на Белоножкина С.В. обязанность по приведению земельного участка в состояние с требованиями действующего законодательства, суд учитывает, что эти требования носят неконкретизированный характер, в связи с чем они являются неисполнимыми. Службе на стадии подготовки гражданского дела к рассмотрению судом предлагалось уточнить заявленные требования в этой части указанием на то, в соответствии с какими требованиями действующего законодательства Белоножкин С.В. должен привести земельный участок с кадастровым номером однако уведомление суда осталось Службой без надлежащего внимания, а потому суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований в этой части из-за необоснованности.

Подача иска Службой в суд признается правомерной, поскольку такие полномочия представлены Службе ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Служба в силу Постановления Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 19-П является государственным органом субъекта РФ, наделенным полномочиями по охране окружающей среды на территории Красноярского края.

Нормой ч. 1 ст. 88 ГПК РФ определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, а, исходя из положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).

Службой заявлены два требования неимущественного характера: 1) о возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на земельном участке; 2) привести земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства. Государственная пошлина для Службы по каждому требованию, согласно подп. 3 п. 1 ст. 333-19 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), составляет <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты> коп., однако Служба освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу иска в суд общей юрисдикции в силу подп. 19 п. 1 ст. 333-36 НК РФ.

Исковые требования удовлетворяются судом частично, в связи с чем с Белоножкина С.В. в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 руб. 00 коп., которые, согласно п. 2 ст. 61-1 БК РФ подлежат зачислению в бюджет муниципального района.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к Белоножкину Сергею Викторовичу - удовлетворить частично.

Возложить на Белоножкина Сергея Викторовича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> обязанность организовать за счет собственных средств сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на принадлежащем ему земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 34 300 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>., контур (<данные изъяты>»), участок № <данные изъяты>, с кадастровым номером .

В остальной части в удовлетворении исковых требований Службы по контролю в сфере природопользования - отказать за необоснованностью.

Взыскать с Белоножкина Сергея Викторовича государственную пошлину в размере <данные изъяты> коп. в доход бюджета муниципального района.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                             А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2013 г.

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2013 г.

2-593/2013 ~ М-566/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края
Ответчики
Белоножкин Сергей Викторович
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Мордвинов Александр Петрович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
19.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2013Передача материалов судье
24.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2013Подготовка дела (собеседование)
18.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2013Судебное заседание
18.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2013Дело оформлено
15.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее