РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1031/22 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Гребенникова П.Е. в лице законного представителя Гребенников Е.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с административного ответчика Гребенникова П.Е., в лице законного представителя – Гребенников Е.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за период с 2016 по 2018 гг. в сумме 5141 рублей и пени в размере 27 руб 21 коп.
В обоснование иска указано, что административный ответчик Гребенникова П.Е. является собственником недвижимого имущества и, соответственно, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
В связи с неуплатой налога Гребенникова П.Е. направлялись требования, в которых сообщалось о наличии у неё задолженности, которая не была погашена, что послужило причиной обращения налогового органа к мировому судье с требованиями о взыскании с Гребенникова П.Е. указанной задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 23 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области от <дата> в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.
В судебное заседание стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ст. 400 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 данного Кодекса.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным кодексом.
Из материалов дела следует, что Гребенникова П.Е. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 квартиры по адресу: <адрес>.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления от <дата>, от <дата>, от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц за 2016-2018 гг. Сумма налога за 2016 год составила 1553 рублей, за 2017 – 1709 рублей, за 2018 – 1879 рублей.
Также административному ответчику направлялись требования: № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по налогам в размере 1553 рубля, пени в сумме 29 руб 69 коп со сроком уплаты до <дата>; № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по налогам в размере 1709 рублей, пени в размере 28 руб 51 коп, со сроком уплаты до <дата>; № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по налогам в размере 1879 руб, пени в размере 27 руб 21 коп со сроком уплаты до <дата>.
В установленный срок административный ответчик требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца <дата> к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Определением мирового судьи судебного участка № 23 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области от <дата> в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 гг.
Как видно из налоговых уведомлений и требования № по состоянию на <дата> задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 гг. превышала 3000 рублей (1582,69 + 1737,51).
Согласно части 2 ст.48 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действовавшего на момент спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Ввиду того, что сумма неуплаченного налога на имущество физических лиц в требовании № превышала 3000 рублей, то налоговый орган на основании ст.48 НК РФ должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение 6 месяцев со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании (<дата>), то есть до <дата>.
Выставление требования № по состоянию на <дата> со сроком уплаты до <дата> не продлевает сроки для обращения в суд по взысканию налогов, указанных в предыдущем требований №.
Административный истец обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа <дата>, то есть с пропуском шестимесячного срока со дня, установленного в требовании № (налог за 2016-2017 гг.), при задолженности свыше 3000 рублей.
Кроме того, административный истец также пропустил срок для обращения в суд по требованию № (налог за 2016-2018 гг) со сроком уплаты <дата>, так как обратился к мировому судье <дата>, то есть с пропуском 6 месячного срока, предусмотренного ст.48 НК РФ.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено и ходатайств о восстановлении срока не заявлено.
Поскольку на дату обращения с административным иском к мировому судье налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 гг., в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствия доказательств уважительности пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска МежрайоннойИФНС России № 18 по Самарской области к Гребенникова П.Е. в лице законного представителя Гребенников Е.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022.