Дело № 2-907/15
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
01 апреля 2015 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего А.Р. Палковой
при секретаре А.А.Васильевой,
с участием: представителя Управления Росреестра по Томской области – Карповой ВЕ, действующей на основании доверенности №/________/ от /________/ сроком до /________/,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Пучкова И.В. о признании незаконным действий (бездействий) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью /________/, вид разрешенного использования- /________/, по адресу- /________/,
установил:
Пучков ИВ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области по отказу ему (Пучкову) в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью /________/, вид разрешенного использования- /________/, по адресу- /________/, /________/, /________/. В обоснование требований заявитель указал, что 22.01.2015 обратился в названное Управление с заявлением о государственной регистрации своего права собственности на означенный земельный участок, находящейся в его (Пучкова) собственности на основании свидетельства о собственности серии /________/, выданного Богашевской администрацией, подлинник которого им (заявителем) утерян. В связи с чем, он представил в Управление Росреестра по Томской области копию свидетельства о собственности серии /________/, заверенную Федеральным агентством кадастра актов недвижимости по Томской области, государственным фондом данных. 20.03.2015 получил по почте сообщение об отказе в государственной регистрации от 05.03.2015 № 70/001/069/2015-430, которое он полагает незаконным. Так, о приостановлении государственной регистрации и о причинах таковой он (Пучков) уведомлен не был, а должностные лица Управления Росреестра по Томской области направили запрос о предоставлении подлинника свидетельства о собственности в не компетентный орган, не по месту его действительного хранения, каковым является Администрация Томского района (земельный комитет). Ему же (заявителю) в Администрации Томского района подлинник свидетельства о собственности на земельный участок выдать отказались, выдав лишь упомянутую заверенную его копию в 2 экземплярах.
В суд заявитель Пучков ИВ не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, об отложении которого просил суд. Суд определил отказать в удовлетворении ходатайства Пучкова ИВ об отложении судебного заедания и на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ- рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В суде представитель Управления Росреестра по Томской области – Карпова ВЕ возражала против удовлетворения заявления Пучкова ИВ, обосновав позицию по делу доводами письменного отзыва. Апеллировала к п. 1 ст. 13, п. 2 ст. 16, абз. «и» п. 1 ст. 17, п.1 и абз. 4, 5 п.5 ст.18, п.2 ст.19, п.1-2 ст.25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Государственному стандарту Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело» ГОСТ Р 51141-98, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28. Указала, что при обращении в Управление Росреестра по Томской области Пучков ИВ к заявлению о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, приложил в качестве правоустанавливающего документа копию свидетельства на право собственности на землю от /________/ №/________/. Указанная копия свидетельства не является его дубликатом, а также не содержит надлежащих подписей, определенных законодательством должностных лиц и подлинной печати уполномоченного органа, выдавшего этот документ, представленная Пучковым ИВ копия по форме и содержанию не соответствует требованием действующего законодательства.
Ссылалась на то, что государственным регистратором 26.01.2015 был запрошено в компетентном органе- архивном отделе Администрации Томского района постановление от /________/ /________/ - акт органа местного самоуправления, заверенный надлежащим образом, на основании которого было выдано свидетельство на право собственности на землю от /________/ №/________/. Согласно ответу архивного отдела Администрации Томского района, (источниками комплектования которого является и администрация Богашевского сельского поселения с.Богашево Томского района Томской области, согласно информации, размещенной на официальном сайте Администрации Томского района), постановление Богашевской сельской администрации за 1997 год на хранение в архивный отдел не поступали, поэтому не представляется возможным подтвердить факт выделения Пучкову ИВ земельного участка постановлением от /________/ № /________/.
Указала, что вопреки доводов заявителя, 04.02.2015 государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности Пучкова ИВ, в адрес которого направлено уведомление с изложением причин приостановления регистрации и указанием конкретных мер и способов устранения причин, препятствующих регистрации его прав. Такое уведомление о приостановлении государственной регистрации Пучковым ИВ получено 11.02.2015, согласно данных сайта Почты России, однако, заявитель в установленный срок (1 месяц) причины приостановления регистрации не устранил, в Управление не обращался.
В связи с чем, полагала, что государственный регистратор 05.03.2015 законно и обоснованно, в порядке п.2 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ принял решение об отказе Пучкову ИВ в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Просила в удовлетворении требований Пучкова ИВ отказать.
Заслушав представителя Управления Росреестра по Томской области, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Пучкова ИВ.
Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1. ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании п.п.1,5 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В силу п.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно п.1, абз.4,5 п. 5 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц… Необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Как закреплено в п.п.1,2 ст.25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Судом установлено из настоящего заявления, расписки в получении документов от 22.01.2015, объяснений представителя Управления и материалов регистрационного дела, что 22.01.2015 в Управление Росреестра по Томской области обратился Пучков ИВ с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу /________/ /________/, представив подлинник и копию кадастровой выписки от 16.01.2015, подлинник и копию квитанции от 20.01.2015, а также 2 копии свидетельства на право собственности на землю от /________/ №/________/, выданного Богашевской сельской администрацией, серия /________/. При этом, доводы настоящего заявления, объяснения представителя Управления, материалы регистрационного дела не оставляют сомнений, что ни подлинник, ни дубликат свидетельства на право собственности на землю от /________/ серии /________/, выданного Богашевской сельской администрацией, не были представлены Пучковым ИВ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; копия свидетельства на право собственности на землю от /________/ серии /________/, выданного Богашевской сельской администрацией, заверена подписью К (без указания ее должности и подтверждения полномочий на заверение) и печатью Федерального агентства кадастра актов недвижимости по Томской области.
Таким образом, заявитель при предъявлении в Управление заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок не представил необходимые для государственной регистрации прав документы- подлинник или дубликат свидетельства на право собственности на землю либо акт органа местного самоуправления, на основании которого оно выдано- постановление Главы Богашевской сельской администрации от /________/ №/________/.
Согласно же Государственного стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело» ГОСТ Р 51141-98, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28, подлинник (официального) документа - первый и единичный экземпляр официального документа. Повторным экземпляром подлинника документа, имеющим юридическую силу, является дубликат документа. Дубликат изготавливается и выдается органом, которым был выдан подлинник, либо его правопреемником.
Анализ копии свидетельства на право собственности на землю серии /________/ не оставляет сомнений, что такая копия не является дубликатом свидетельства, поскольку не является повторным экземпляром подлинника документа, выданного уполномоченным органом.
Копия свидетельства серии /________/ не содержит надлежащих подписей, определенных законодательством должностных лиц и подлинной печати уполномоченного органа, выдавшего указанный документ.
С учетом изложенного, как установлено судом, государственный регистратор обоснованно, в порядке п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, направил запрос от 26.01.2015 о предоставлении надлежаще заверенной копии постановления Главы Богашевской сельской администрации от /________/ /________/ в архивный отдел Администрации Томского района. При этом, вопреки доводов заявителя, суд полагает, что такой запрос был направлен надлежащему адресату. К такому выводу суд приходит, с учетом объяснений представителя Управления об источниках комплектования названного архивного отдела, согласующихся с данными о таких источниках комплектования архивного отдела, размещенными на официальном сайте archive@atr.tomsk.gov.ru, в числе которых, Совет и администрация Богашевского сельского поселения с.Богашево Томского района.
В связи с чем, суд полагает, что государственным регистратором был правильно принят, как исходящий от компетентного органа, ответ начальника архивного отдела администрации Томского района от 03.02.2015 №176, согласно которому, постановления Главы Богашевской сельской администрации за 1997 год на хранение в архивный отдел не поступали, поэтому подтвердить факт выделения земельного участка постановлением /________/ от /________/ на Пучкова ИВ не представляется возможным. Соответственно, должностным лицом Управления Росреестра по Томской области были приняты необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждения подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
В п.п.1,5 ст.19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.
С учетом изложенного, суд полагает, что ввиду указанных причин у государственного регистратора имелись основания, указанные в п.1 ст.19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для приостановления государственной регистрации прав, что и было сделано 04.02.2015. При этом, отклоняя позицию Пучкова ИВ об обратном, суд приходит к выводу, что должностным лицом Управления Росреестра по Томской области в адрес заявителя было направлено 05.02.2015 уведомление о приостановлении сроком на 1 месяц государственной регистрации от 04.02.2015, полученное Пучковым ИВ 11.02.2015, о чем свидетельствуют квитанция почты России от 05.02.2015, список отправлений от 05.02.2015 Управления Росреестра по Томской области, среди которых- отправление в адрес Пучкова ИВ с номером почтового идентификатора /________/, а также информация с сайта почты России об отслеживании почтового отправления с номером почтового идентификатора /________/, вручение которого адресату имело место быть 11.02.2015.
Таким образом, заявитель в надлежащей форме был уведомлен о приостановлении государственной регистрации, об основаниях принятия такого решения, а также о возможности и необходимости представления дополнительных доказательств наличия у него оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. Кроме того, Пучкову ИВ в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 04.02.2015 разъяснено, что в силу п.3 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности.
Материалы регистрационного дела, объяснения в суде представителя Управления и доводы настоящего заявления Пучкова ИВ не оставляют сомнений, что последним в установленный срок не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, с заявлением о приостановлении государственной регистрации на срок не более 3 месяцев Пучков ИВ в Управление Росреестра по Томской области также не обращался.
В соответствии с п.2 ст.19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.
Поскольку причины, препятствующие государственной регистрации прав, не были устранены в срок, указанный в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, а заявлений от Пучкова ИВ о приостановлении государственной регистрации на срок до 3 месяцев- не поступало, то должностное лицо Управления Росреестра по Томской области было обязано отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Исполняя свою обязанность, основанную на требованиях п.2 ст.19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственный регистратор законно и обоснованно 05.03.2015 принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок Пучкова ИВ, направив последнему сообщение от 05.03.2015 об отказе в государственной регистрации №/________/.
Следовательно, Управлением Росреестра по Томской области посредством деятельности его компетентных должностных лиц не совершено неправомерных действий по отказу в искомой заявителем государственной регистрации его права собственности.
На основании ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку нарушений прав и свобод Пучкова ИВ судом не установлено, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности Пучкова ИВ на земельный участок по адресу- /________/ принято Управлением Росреестра по Томской области в соответствии с законом в пределах своих полномочий, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194 -198, ч.4 ст. 258 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Пучкова ФИО7 о признании незаконным действий (бездействий) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью /________/, вид разрешенного использования- /________/, по адресу- /________/, /________/- отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Р. Палкова