Дело №2-606/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Няндома 23 июля 2018 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
при секретаре Цукановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Моисеева С.В. к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Моисеев С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 20 июня 2014 года №214 он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Каргопольский муниципальный район». В настоящее время жильем он не обеспечен. Просит обязать администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» предоставить ему благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору специализированного найма жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Каргополя, общей площадью не менее 14 кв.м, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенном в черте населенного пункта г. Каргополь Каргопольского района за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Истец Моисеев С.В. в судебное заседание не явился, согласно полученной от него телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в судебное заседание не явился, в представленном заявлении указал, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в судебное заседание также не явился, в представленном отзыве на исковое заявление указал, что Моисеев С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Каргопольский муниципальный район». Исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители третьих лиц Министерства образования и науки Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.1 ст.8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.12 Закона Архангельской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» от 17 декабря 2012 года №591-36-ОЗ (далее – Закон №591-36-ОЗ) реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В силу ст.13 Закона №591-36-ОЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным), по достижении ими возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также лицам, указанным в пункте 3 статьи 11 настоящего закона. Лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, жилые помещения предоставляются ранее достижения ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения этого возраста. По письменному заявлению лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, медицинских организациях, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Форма заявления устанавливается постановлением уполномоченного исполнительного органа. Лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Закона №591-36-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью, превышающей размер общей площади, определенной исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, при условии, что стоимость указанного жилого помещения не превышает значение, рассчитанное в соответствии с пунктом 3.1 статьи 47 областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями».
Статьей 15 данного закона установлены требования к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В силу ч.1 ст.46 Закона Архангельской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» от 20 сентября 2005 года №84-5-ОЗ (ред. от 24.03.2017) органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений ч.1 ст.50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Решением муниципального Совета третьего созыва муниципального образования «Каргопольское» «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Каргопольское» от 12 февраля 2016 года №165 на территории муниципального образования «Каргопольское» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере 14 квадратных метров общей площади на одного человека.
В судебном заседании установлено, что истец Моисеев С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Каргопольского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д. 13).
Согласно свидетельству о смерти I-ИГ №, выданному Каргопольским территориальным отделом агентства ЗАГС Архангельской области, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Как следует из справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Новодвинским территориальным отделом Управления ЗАГС администрации Архангельской области, отцом истца указан ФИО2 - сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 15).
На основании постановления главы муниципального образования «Каргопольский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Моисеев С.В. <данные изъяты> (л.д. 12).
Данным постановлением за Моисеевым С.В. закреплено право на жилплощадь по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 28 февраля 2014 года № 145 в постановление главы муниципального образования «Каргопольский район» №264 от 13 мая 2005 года внесены изменения: пункт о сохранении права на жилплощадь по адресу: <адрес>, признан утратившим силу. Постановлено включить малолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении 14 лет в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории муниципального образования «Каргопольское» (л.д. 19).
Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» от 20 июня 2014 года № 214 Моисеев С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» (л.д. 21).
В настоящее время Моисеев С.В. обучается в г. Каргополе Архангельской области в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области «Каргопольский индустриальный техникум» (зачислен с 1 сентября 2016 года со сроком обучения 2 года 10 месяцев) (л.д. 16).
В собственности жилых помещений истец не имеет, что подтверждается уведомлением филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Архангельской области и НАО об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ст.20 Гражданского Кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона Закон РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу п. 3 указанного Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанности перед другими гражданами, государством и обществом. Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1998 года №4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713» посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Истец зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 13 областного закона от 17 декабря 2012 года №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» лицам, указанным в статье 11 настоящего закона, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц.
Таким образом, региональное законодательство не исключает возможность предоставления жилого помещения по месту жительства лица, имеющего право на дополнительные жилищные гарантии, определяя при этом, что жилое помещение должно быть предоставлено в пределах границы территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области.
Поскольку истец Моисеев С.В. с 2001 года имеет регистрацию в <адрес>, суд приходит к выводу, что местом жительства истца является <адрес>.
Таким образом, Моисеев С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, каким-либо жилым помещением не обеспечен, нанимателем или собственником жилых помещений не является, в связи с чем ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
На основании изложенного, исковые требования Моисеева С.В. к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Моисеева С.В. к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» предоставить Моисееву С.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде квартиры, общей площадью не ниже установленной социальной нормы – 14 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенной в черте города Каргополь Архангельской области, за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Взыскать с администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» в пользу Моисеева С.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев
Мотивированное решение составлено 30 июля 2018 года.