РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» марта 2013 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Исматовой Л.Г.,
при секретаре Черновой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Д. Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
с участием:
представителя ответчика Романовой Е. А., действующей на основании доверенности от -Дата- № (л.д. 247),
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Индустриальный районный суд г. Ижевска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав.
Свои требования мотивировал тем, решением № от -Дата-, решением № от -Дата- ответчик отказал ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, предусмотренного Списком №, ввиду исключения из подсчета стажа периодов с -Дата- по -Дата- работы в качестве спасателя-связиста Аварийно-спасательной службы УАССР, с -Дата- по -Дата- работы в качестве спасателя в удмуртской Республиканской Поисково-спасательной службы России, с -Дата- по -Дата- работы в должности спасателя в ГУ «Поисково-спасательная служба УР» при МЧС УР, с -Дата- по -Дата- работы в должности спасателя в «Управлении гражданской защиты г. Ижевска», с -Дата- по -Дата- работы в должности начальника поисково-спасательной группы в МУ «Поисково-спасательная служба г. Ижевска». Просит признать незаконным решение ответчика № от -Дата-, обязать его досрочно назначить трудовую пенсию с момента возникновения права.
-Дата- истец обратился к суду с заявлением об изменении исковых требований. (л.д. 185), просит признать незаконным решение Управления ПФР г.Ижевска № от -Дата- об отказе в установлении пенсии. Включить следующие периоды для назначения досрочной трудовой пенсии:
1. с -Дата- по -Дата- в должности спасателя-связиста в «Аварийно-спасательной службе УАССР» (15 месяцев 30 дней)
2. с -Дата- по -Дата- в должности спасателя в ГУ «Поисково-спасательная служба УР» при МЧС УР (9 месяцев 13 дней)
3. с -Дата- по -Дата- в должности спасателя в «Управлении по делам ГО и ЧС г. Ижевска» (1 год 9 месяцев 14 дней)
4. с -Дата- по -Дата- в должности начальника поисково-спасательной группы в «Управлении гражданской защиты г. Ижевска» (1 год)
5. с -Дата- по -Дата- в должности начальника поисково-спасательной группы в «Управлении гражданской защиты г. Ижевска» (1 месяц)
6. с -Дата- по -Дата- в должности начальника поисково-спасательной группы поисково-спасательного отряда в МУ «Поисково-спасательная служба г. Ижевска»(4 года 4 месяца 19 дней).
Назначить досрочную трудовую пенсию по старости Иванову Д.Г. с -Дата- и обязать назначить управление ПФР в г. Ижевске пенсию.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания была извещен надлежащим образом (л.д. 246), причина неявки суду не известна. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика Романова Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные возражения, представленные Созоновой Е.Г. Представителем ответчика Созоновой Е.Г. представлены письменные возражения (л.д. 182), в которых она ссылается на следующее.
Истец -Дата- обратился в отдел пенсий по месту жительства за досрочным назначением трудовой пенсии по старости по пп.16 п.1 ст.27 ФЗ от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением комиссии Управления от -Дата- № в назначении пенсии истцу отказано из-за отсутствия необходимого стажа. Названное решение отменено и вынесено новое решение от -Дата- №, которым истцу также отказано в назначении пенсии по пп.16 п.1 ст.27 закона от -Дата- по той же причине. Стаж истца в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий составил 6 лет 3 месяца 12 дней.
Постановлением Правительства РФ от -Дата- № утвержден Перечень должностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет. В соответствии с постановлением Правительства РФ от -Дата- № названное постановление подлежит применению при назначении пенсии по пп. 16 п. 1 ст.27 закона от -Дата-.
Спорные периоды работы:
с -Дата- по -Дата- — спасатель-связист Аварийно-спасательной службы УАССР;
с -Дата- по -Дата- — спасатель в Удмуртской Республиканской Поисково-спасательной службе: ГКЧС России — включен в стаж по пп.16 п.1 ст.27 закона от -Дата-;
с -Дата- по -Дата- — спасатель в ГУ «Поисково-спасательная служба УР» при МЧС УР;
с -Дата- по -Дата- — спасатель в «Управлении по делам ГО и ЧС г. Ижевска»;
с -Дата- по -Дата- — начальник поисково-спасательной группы в «Управлении по делам ГО и ЧС г.Ижевска»;
с -Дата- по -Дата- - начальник поисково-спасательной группы в «Управлении гражданской защиты г. Ижевска»;
с -Дата- по -Дата- — начальник поисково-спасательной группы поисково-спасательного отряда МУ «Поисково-спасательная служба г. Ижевска» не подлежат зачету в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, так как перечисленные организации не входят в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Управление считает, что отказ в назначении пенсии истцу произведен по нормам пенсионного законодательства правильно, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела.
20.08.2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, что подтверждается заявлением истца о назначении пенсии от 20.08.2010г. (л.д.42).
25.11.2010 года решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики №585/01-15 (л.д.16) истцу на основании пп.18 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий (МЧС РФ).
05.06.2012 года решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики №437/01-15 (л.д.40) истцу на основании пп.16 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 15 лет стажа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года за №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подпункт 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утратил силу. В настоящее время право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий закреплено подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», дословно воспроизводящим оспариваемое в запросе законоположение.
В силу подпункта 16 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Истец просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы с 01.04.1991 года по 30.07.1992 года – спасатель-связист в «Аварийно-спасательной службе УАССР», с 01.08.2002 года по 13.05.2003 года — спасатель в ГУ «Поисково-спасательная служба УР» при МЧС УР; с 14.05.2003 года по 28.02.2005 года — спасатель в «Управлении по делам ГО и ЧС г. Ижевска»; с 01.03.2005 года по 28.02.2006 года — начальник поисково-спасательной группы в «Управлении по делам ГО и ЧС г.Ижевска»; с 01.03.2006 года по 31.03.2006 года - начальник поисково-спасательной группы в «Управлении гражданской защиты г. Ижевска»; с 01.04.2006 года по 20.08.2010 года — начальник поисково-спасательной группы поисково-спасательного отряда МУ «Поисково-спасательная служба г. Ижевска».
Данные периоды не подлежат включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, по следующим основаниям.
В трудовой книжке истца (л.д.17-21) указано, что Иванов Д.Г. в период с 01.04.1991 года по 30.07.1992 года работал спасателем-связистом Аварийно-спасательной службы УАССР; в период с 01.08.2002 года по 13.05.2003 года работал спасателем в ГУ «Поисково-спасательная служба УР» при МЧС УР; с 14.05.2003 года по 28.02.2005 года работал спасателем в «Управлении по делам ГО и ЧС г. Ижевска»; с 01.03.2005 года по 28.02.2006 года работал начальником поисково-спасательной группы в «Управлении по делам ГО и ЧС г.Ижевска»; с 01.03.2006 года по 31.03.2006 года работал начальником поисково-спасательной группы в «Управлении гражданской защиты г. Ижевска»; с 01.04.2006 года по 20.08.2010 года работал начальником поисково-спасательной группы поисково-спасательного отряда МУ «Поисково-спасательная служба г. Ижевска».
В соответствии с Уставом МУ «Поисково-спасательная служба г.Ижевска» (л.д.52-60) является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета г. Ижевска на основе сметы доходов и расходов, входящее в состав Ижевского городского звена Удмуртской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В соответствии с Уставом МБУ «Поисково-спасательная служба г.Ижевска» (л.д. 62-75) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, является профессиональным аварийно-спасательным формированием и органом повседневного управления Ижевского городского звена Удмуртской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Включает в себя Управление службы, Поисково-спасательный отряд и Единую дежурно-диспетчерскую службу г. Ижевска.
Согласно исторической справки (л.д. 82-83) Удмуртская Республиканская поисково-спасательная служба государственного Комитета РФ по чрезвычайным ситуациям (УР ПСС ГКЧС России) создана в соответствии с постановлением Российской Федерации от 28 июля 1992 года №. 528 на базе туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров для обеспечения своевременного оказания помощи людям, терпящим бедствие в сложных природных условиях.
В 1994 году Государственный комитет РФ по чрезвычайным ситуациям преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Полное наименование службы с этого периода - Удмуртская Республиканская поисково-спасательная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (УР ПСС МЧС России).
УР ПСС МЧС России является государственным учреждением, действующим на основании устава.
Приказом Министра МЧС от 27 марта 2002 года № 139 и приказом начальника Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08 апреля 2002 года № 79 Удмуртская Республиканская поисково-спасательная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 10 июня 2002 года ликвидирована.
Согласно выписки из приказа от 02.11.1992 года № 01-01 о приеме на работу (л.д. 115) Иванов Д.г. принят на работу штатных сотрудников Аварийно-спасательной службы в Поисково-спасательную службу ГК ЧС России переводом на основании личного заявления.
В соответствии с аттестационным листом (л.д. 116) Иванов принят на должность спасателя с 01.08.1992 года, его общий трудовой стаж составляет 5 лет.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по установке стажа (л.д. 117) Иванов Д.Г. является спасателем с 01.04.1991 года.
Согласно списку личного состава Удмуртской Республиканской Поисково-Спасательной службы МЧС России (л.д. 120) Иванов Д.Г. прошел курс специальной медицинской и психологической подготовки.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по установлению стажа работы от 21.10.1996 года № 6 (л.д. 121) Иванов Д.Г. с 01.08.1992 года по 01.07.1996 года работал спасателем 2 класса в Удмуртской Республиканской Поисково-Спасательной службе.
Согласно трудового договора от 15.12.1996 года (л.д. 126-129) работодателем Иванова Д.г. является Удмуртская Республиканская Поисково-Спасательная служба МЧС России. Период работы по данному договору составил с 15.12.1996 года по 15.12.1997 года.
На основании аттестационного листа (л.д. 130) Иванов Д.Г. занимает должность спасателя 2 класса с 01.08.1992 год, его общий трудовой стаж составляет 14 лет 4 месяца 7 дней.
На основании аттестационного листа (л.д. 131) Иванов Д.Г. принят на должность спасателя 1 класса с 02.11.1992 года, его общий трудовой стаж составляет 8 лет, в том числе в МЧС России – 7 лет.
В соответствии со штатным расписание ГУ «Поисково-спасательная служба УР» при Министерстве по делам ГО и ЧС УР с 01.02.2008 года (л.д. 177-178) в Республиканской поисково-спасательном отряде № 1 имеются 13 штатных единиц спасателя 1 класса, 2 штатные единицы спасателя 2 класса.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться на основе закрепленного статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равенства и с соблюдением других вытекающих из нее требований, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. № 702.
Как указал в своем определении от 05.02.2009 № 551-О-П Конституционный Суд РФ досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям системы Министерства РФ по ГО и ЧС обусловлены особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию РФ, но и территории зарубежных стран.
Профессиональная деятельность спасателей Министерства РФ по ГО и ЧС имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов РФ.
По существу истец в своем исковом заявлении ставит перед судом вопрос о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, что является исключительной прерогативой законодателя.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что учреждения, в которых был занят истец в спорные периоды, не относятся к формированиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являются службами, созданными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, требование истца о включении в его специальный стаж, дающего право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 01.04.1991 года по 30.07.1992 года, с 01.08.2002 года по 13.05.2003 года, с 14.05.2003 года по 28.02.2005 года, с 01.03.2005 года по 28.02.2006 года, с 01.03.2006 года по 31.03.2006 года, с 01.04.2006 года по 20.08.2010 года удовлетворению не подлежит, поскольку у истца на момент подачи заявления о назначении досрочно пенсии - 20.08.2010г., отсутствовало право на пенсию из-за недостаточности стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, истец не относится к категории лиц, имеющих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики № №437/01-15 от 05.06.2012 г. об отказе в установлении пенсии является законным и обоснованным, права истца не нарушает, соответственно, отмене не подлежит. Следовательно, требование истца об обязании назначить истцу трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 16 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Иванова Д. Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики №437/01-15 от 05.06.2012г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Иванову Д. Г., обязании назначить трудовую пенсию, включив в стаж периоды в соответствии с пп. 16 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязании назначить пенсию отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2013 года.
Судья Исматова Л.Г.