Дело № 2-59/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации27 марта 2014 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Самохваловой М.В.,
с участием истца - ФИО1,
представителя ответчика – администрации г. Сковородино – ФИО5, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица – Отдела по управлению муниципальной собственностью и землепользованию администрации г. Сковородино – ФИО6, действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию город Сковородино о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась с иском к администрации г. Сковородино о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в обоснование которого указала, что жилой <адрес>, в котором она проживает 1912 года постройки ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и не пригодным для проживания. Постановлением администрации г. Сковородино от 07.09.2010 года утвержден реестр аварийного жилищного фонда Сковородинского района, в который включен и жилой <адрес>. В 2011 году после землетрясения данный дом сильно ушел в землю, внутренние стены осыпались, в доме температура не превышает + 12 градусов с обогревателем. В 2012 года отсыпали болото, уровень которого выше уровня указанного жилого дома, поэтому вода из болота течет под дом. Она и соседи неоднократно обращались в администрацию г. Сковородино, но на их заявления никто не отвечает. Проживать в указанном доме невозможно, так как зимой очень холодно, приходится ходить и спать тепло одетым, в квартире и подъезде сырость, она является инвалидом и имеет заболевание легких, пол прогибается. В квартире находиться и передвигаться опасно. Жилищная комиссия дала указание переселить ее до 15 декабря 2013 года, однако, до настоящего времени она не переселена. Просит обязать администрацию г. Сковородино предоставить жилье, соответствующее санитарным нормам, так как является инвалидом 3 группы.
Впоследствии исковые требования были уточнены, просит обязать администрацию г. Сковородино предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.
В судебном заседании ФИО1 уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснила, что как малоимущая и нуждающаяся в жилом помещении в очереди в администрации г. Сковородино не состоит.
Представитель ответчика – администрации г. Сковородино ФИО5, действующая на основании доверенности суду пояснила, что заявленные требования не признает, поскольку, истица не является малоимущей и как нуждающаяся в очереди не состоит, имеет жилое помещение по договору социального найма.
Представитель третьего лица Отдела по управлению муниципальной собственностью и землепользованию администрации г. Сковородино ФИО6, действующая на основании прав по должности, суду пояснила, что с исковыми требованиями также не согласна, жилой <адрес> включен в программу «Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2015-2017 годы». Кроме того, просит суд учесть, что ФИО1 как малоимущая и нуждающаяся в жилом помещении на очереди в администрации не состоит, имеет жилое помещение по договору социального найма.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что на основании решения жилищной комиссии г. Сковородино от 16 марта 2010 года ФИО1 была распределена <адрес> и 12 мая 2010 года с ней заключен договор социального найма жилого помещения на указанную квартиру.
Также установлено, что жилой <адрес> признан аварийным 07.09.2010 года и числится в реестре аварийных домов. Переселение граждан из аварийных домов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Жилищным кодексом РФ, что подтверждается ответом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Истица обратилась с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на непригодность спорного жилого дома для проживания и приобщила к материалам дела акты комиссионного осмотра квартиры от 26.06.2013 года, от 23.09.2013 года, от 01.10.2013 года, из которых следует, что в подъездах жилого <адрес> стоит вода, сильный запах сырости и плесени. В квартирах стоит запах сырости, влажность, мокрые полы.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009г. № 376-О-П «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его
конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ», разъяснил, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Принятие на учет в установленном порядке граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. Исключение из этого правила могут составлять случаи непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения, в результате которого гражданин лишился жилья, при этом он на момент утраты жилого помещения не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении. Реализация права на предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) возможна только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Признание граждан малоимущими и ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, часть 2 статьи 49, пункт 3 части 2 статьи 52 ЖК РФ) и является исключительно их компетенцией. Наличие специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» от 19.08.2005 года также предусматривает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется малоимущим гражданам по договору социального найма, если они признаны таковыми органом местного самоуправления (ст. 11).
Порядок признания граждан малоимущими на территории Амурской области определен ст. 9 вышеуказанного закона, согласно которой малоимущими признаются граждане, если доход, приходящийся на гражданина и на каждого члена семьи, стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящиеся в собственности гражданина и членов семьи, в сумме не превышают величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина.
Судом установлено и не оспаривается истцом в судебном заседании, что в органах местного самоуправления города Сковородино Амурской области ФИО1 на учёте в качестве малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, с заявлением о признании малоимущей и нуждающейся в администрацию г. Сковородино не обращалась.
Поскольку, ФИО1 в установленном законом порядке не признана малоимущей, не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований оснований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному образованию город Сковородино о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Б. Федорчук