Дело № 2-168/2014г.
Решение
Именем Российской Федерации
г. Куртамыш ДД.ММ.ГГГГг.
Куртамышский районный суд Курганской области
В составе председательствующего судьи Гладковой Н.А.
При секретаре Истоминой Е.Н.
С участием помощника прокурора Куртамышского района Кошкарова В.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куртамышского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Закоуловского сельсовета о признании незаконным бездействия и обязании поставить на учет бесхозяйное имущество,
Установил:
Прокурор Куртамышского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Закоуловского сельсовета о признании незаконным бездействия и обязании поставить на учет бесхозяйное имущество. В обосновании исковых требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности установлено, что на территории муниципального образования – Закоуловский сельсовет, имеется бесхозяйный объект транспортной инфраструктуры – транспортный мост, расположенный в <адрес>. Согласно действующему законодательству обеспечение транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на их субъекты – юридические и физические лица, являющихся собственниками данных объектов. Право собственности на указанный транспортный мост в установленном законом порядке не зарегистрировано. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Также указывает, что указанный мост не соответствует антитеррористической защищенности, и является бесхозяйным недвижимым имуществом. Поэтому его эксплуатация с соблюдением правил безопасности невозможна. Ответчиком до настоящего времени не приняты меры по постановке данного моста на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного в целях дальнейшего установления собственника. Считает, что бездействие Администрации Закоуловского сельсовета повышает риск увеличения ущерба и последствий проявления терроризма. В связи с чем прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие Администрации Закоуловского сельсовета в части неосуществления полномочий по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области как бесхозяйного имущества- моста, расположенного в <адрес> и обязать ответчика поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области как бесхозяйное недвижимое имущество – указанный мост.
В судебном заседании помощник прокурора Куртамышского района Кошкаров В.С. заявленные исковые требования поддержал полностью, пояснения дал в соответствии с поданным заявлением. Указал, что транспортный мост, расположенный в <адрес> является бесхозяйным объектом недвижимости и поэтому за его содержанием и безопасной эксплуатацией никто не отвечает, что создает угрозу для неопределенного круга лиц. Обязанность по постановке на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления. В данном случае на Администрации Закоуловского сельсовета, поскольку данный транспортный мост находится на территории данного муниципального образования. Поэтому просит признать в этой части бездействие ответчика незаконным и обязать Администрацию Закоуловского сельсовета поставить на учет как бесхозяйное недвижимое имущество – мост, расположенный в <адрес> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.
Представитель Администрации Закоуловского сельсовета ФИО6 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования прокурора Куртамышского района признает в полном объеме. В предыдущих судебных заседаниях исковые требования признал в полном объеме, указал, что между заказчиком - главой Администрации Закоуловского сельсовета ФИО6 и подрядчиком - ООО «Геос» заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ № от 03.03.2014г., согласно которому подрядчик – обязуется выполнить кадастровые работы на земельном участке, на котором находится в аварийном состоянии мост, расположенного в <адрес>.
Заслушав участвующего в деле помощника прокурора Куртамышского района, дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора Куртамышского района в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования – Закоуловский сельсовет, имеется бесхозяйный объект транспортной инфраструктуры – транспортный мост, расположенный в <адрес> Право собственности на указанный транспортный мост в установленном законом порядке не зарегистрировано, что подтверждено выпиской из Россреестра.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Куртамышского района Курганской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере транспортной безопасности и противодействии терроризму. Установлено, расположенный в <адрес> деревянный мост, находящийся в аварийном состоянии, не имеет собственника и балансодержателя. То есть указанный мост является бесхозяйным недвижимым имуществом и не соответствует антитеррористической защищенности, его эксплуатация с соблюдением правил безопасности невозможна. Указанные обстоятельства установлены из объяснения сторон и не оспаривались ими, подтверждены доказательствами по делу.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия, в том числе автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Исходя из смысла указанной нормы закона мост является искусственным сооружением и является частью автомобильной дороги. Мост в <адрес> является недвижимым имуществом, поскольку он прочно связан с землей, то есть он является объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130 ГК РФ).
Согласно предоставленной Администрацией Куртамышского района информации, деревянный мост, шириной 3,5 метров, длиной 28 метров, имеющий 4 пролета, расположенный в 30 метрах юго-западнее <адрес>, находится на территории Закоуловского сельсовета и находится в неудовлетворительном состоянии.
Из представленных ОАО «Куртамышское ДРСП» данных по внутрихозяйственным мостам в Куртамышском районе на 12.12.2013г., следует, что транспортный деревянный мост, расположенный в <адрес>, находится в аварийном состоянии.
Таким образом, из представленных суду документов следует, что спорный объект не имеет собственника, право собственности в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано. Какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о наличии иного законного владельца, у данного объекта не установлены.
В соответствии с ч.1 ст.130 Конституции РФ местное управление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что на собственника возлагается обязанность по содержанию принадлежащего ему имуществу.
Часть 1 ст. 215 ГК РФ предусматривает, что муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статус данного объекта как бесхозяйного, создает потенциальную опасность для неопределенного круга лиц (водителей, пассажиров и пешеходов), осуществляющих движение по указанному деревянному мосту в <адрес>, который является элементом автомобильной дороги и требует принятия мер по передаче его в собственность для предотвращения нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и противодействии терроризму. Кроме того, отсутствие собственника, надлежащего содержания и контроля за состоянием указанного объекта, влечёт невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости.
Ответчиком до настоящего времени не приняты меры по постановке данного моста на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного в целях дальнейшего установления собственника, в этой части бездействие ответчика является незаконным.
Вместе с тем, орган самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения обязан действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, установив, что на территории поселения находится бесхозяйный объект, учитывая, что собственник отсутствует, Администрация Закоуловского сельсовета должна обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке объекта на учёт в качестве бесхозяйного.
Порядок принятия на учёт объектов недвижимого имущества установлен Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и не оспаривались и были признаны ответчиком. Из представленных письменных доказательств ответчиком следует, что между заказчиком - главой Администрации Закоуловского сельсовета ФИО6 и подрядчиком - ООО «Геос» заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ № от 03.03.2014г., согласно которому подрядчик – обязуется выполнить кадастровые работы на земельном участке, на котором находится в аварийном состоянии мост, расположенного в <адрес>
При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на ответчика обязанности поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области как бесхозяйное имущество заявление и необходимые документы для постановки на учёт в качестве бесхозяйное имущество – мост, расположенный в <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Закоуловского сельсовета удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Закоуловского сельсовета в части не признания бесхозяйным моста, расположенного в <адрес> и не постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.
Обязать Администрацию Заколовского сельсовета поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области как бесхозяйное недвижимое имущество –мост, расположенный в 30 метрах юго-западнее <адрес>, признав его бесхозяйным.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Куртамышский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А. Гладкова