Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-408/2013 ~ М-419/2013 от 12.08.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2013 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянского А.Ю.,

с участием зам. прокурора Шигонского района Лебедева Г.Н.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-408 по исковому заявлению и.о.прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Салугиной К.А. к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,

Установил:

И.о.прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд в интересах Салугиной К.А. с исковым заявлением к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании обеспечить ее благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска и.о.прокурора указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Салугина К.А. постановлением главы сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты). На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Самарской     области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» Салугина К.А. должна быть обеспечена ответчиком за счет предоставления субвенций из областного бюджета жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений. Законом Самарской области от 13.12.2012 года №129-ГД «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» муниципальному району Шигонский на 2013 год предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> руб. на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Администрацией муниципального района Шигонский Салугиной К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставлено. 25.07.2013 года Салугина К.А. обратилась с заявлением в прокуратуру Шигонского района с просьбой обратиться в суд в защиту ее нарушенных жилищных прав.

В судебном заседании представитель истца зам.прокурора Шигонского района Лебедев Г.Н. и истец Салугина К.А. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Шигонский по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что администрация района не оспаривает наличие у Салугиной К.А. права на обеспечение благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку Салугина К.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспечена жилым помещением, закрепленного собственного жилья по договору социального найма не имеет. Салугина К.А. в установленном порядке признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма (социальной выплате), с 27.11.2012 года. Финансирование обеспечения жильем указанной категории граждан осуществляется только из областного бюджета. В районный бюджет перечислены средства в сумме <данные изъяты> рублей из запланированных на 2013 год <данные изъяты> руб. на на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На предоставление жилого помещения истцу денежные средства не перечислены. Свободного жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда не имеется. В связи с этим предоставить Салугиной К.А. жилое помещение в настоящее время не имеется возможности. Поскольку администрация района исполняет государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только за счет средств областного бюджета, иск считает необоснованным.

Представитель третьего лица Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, возражений на иск не представил.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По мнению суда, прокурор представил суду достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.

Право прокурора обратиться в суд с рассматриваемым заявлением в интересах гражданина прямо предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Судом из материалов дела установлено, что Салугина К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что в 2013 году Салугина К.А. окончила ГБОУ СПО «Усольский сельскохозяйственный колледж».

В ходе судебного разбирательства также установлено, что Салугина К.А. в собственности и закрепленного жилого помещения по договору социального найма не имеет. Зарегистрирована Салугина К.А. по адресу: <адрес>, кроме не в данном помещении зарегистрировано еще 8 человек.

Таким образом, истец нуждается в улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства участвующими в деле лицами, в том числе ответчиком, не оспариваются.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ Салугина К.А. была признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма (социальной выплате), с ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени Салугина К.А. жилым помещением не обеспечена, что никем по делу не оспаривается.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Законом Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (чч. 2, 3 ст. 1 указанного закона).

Согласно ч. 1 ст. 2 данного Закона Самарской области финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Частью 4 статьи 2 указанного Закона Самарской области предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В силу ч. 5 ст. 2 упомянутого Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 того же Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Законом Самарской области от 13.12.2012 года №129-ГД «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» муниципальному району Шигонский на 2013 год предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> руб. на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время на указанные цели в бюджет муниципального района Шигонский перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, что следует из письма Министерства строительства Самарской области, а также копии платежного поручения от 21.06.2013 года.

Согласно ст. 36 обозреваемого в судебном заседании Устава муниципального района Шигонский в компетенцию районной администрации входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий органов местного самоуправления района.

Доводы представителя ответчика об отсутствии свободных жилых помещений, а также о недостаточном поступлении соответствующих средств из областного бюджета, не имеют правового значения по делу. Судом установлено, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, которое не ставится в зависимость от наличия в бюджете средств. При этом осуществление соответствующих государственных полномочий по обеспечению истца жилым помещением возложено законодательством именно на Администрацию муниципального района Шигонский. Суд также учитывает, что участником межбюджетных отношений субъекта Российской Федерации (Самарской области) и муниципального района Шигонский истец не является.

Таким образом, Салугина К.А. в настоящее время имеет право на незамедлительное обеспечение ответчиком жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, гарантированное Конституцией РФ и нормами действующего законодательства.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным иск следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о.прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области предоставить Салугиной К.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий А.Ю.Полянский

2-408/2013 ~ М-419/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шигонского района в интересах Салугиной К.А.
Салугина К.А.
Ответчики
Администрация м.р.Шигонский
Другие
Министерство строительства Самарскйо области
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Полянский А.Ю.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
12.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2013Передача материалов судье
13.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2013Предварительное судебное заседание
06.09.2013Судебное заседание
06.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее