Мотивированное решение изготовлено 17.10.2019 г. дело № 2-2510/2019
77RS0021-01-2019-000049-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 10 октября 2019 г. 10 10 октября 2019 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Усачева А.В.,
при секретаре судебного заседания Князевой И.Н.,
с участием представителя истца Фахрутдинова Т.Р. старшего помощника военного прокурора 58 военной прокуратуры гарнизона Центрального военного округа, представителя ответчика Петровой Е.А., действующей по доверенности от 04.12.2018 № 207/10/ою/д/16 сроком до 27.12.2020 г. без права передоверия, представителя третьего лица Малетина В.Д. действующего на основании доверенности от 10.12.2018 года сроком до 31.12.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 58 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести ремонт дорог,
установил:
Военный прокурор 58 военной прокуратуры гарнизона предъявил в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации иск о возложении обязанности произвести ремонт дорожного покрытия.
В обоснование требований указано, что 58 Военной прокуратурой гарнизона ЦВО совместно со старшим государственным инспектором дорожного надзора полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по городу Екатеринбургу в связи с поступающими обращениями жителей военного городка № расположенного в <адрес>, проведена проверка о ненадлежащем состоянии дорог. В ходе проверки установлено, что дорога с асфальтовым покрытием № военного городка (г. Екатеринбург) является объектом недвижимого имущества и закреплена на праве оперативного управления за ФГБУ «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны РФ, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ Данная дорога построена и введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, площадь дороги с асфальтовым покрытием составляет №
При обследовании дороги с асфальтовым покрытием на территории № военного городка (<адрес>) выявлено, что дорога на территории жилой зоны военного городка - на которой расположены жилые дома, детский сад, школа и военный госпиталь, площадью №., находится в крайнем неудовлетворительном состоянии и имеет дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, повреждения железобетонных плит на проезжей части (наличие торчащей арматуры), а также возвышение дорожной плиты над проезжей частью на № см, дефекты в виде просадки смотровых колодцев, более чем на № см. и иные нарушения не соответствующие ГОСТ Р 50597-2017, затрудняющие движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью.
Кроме того, в межремонтные сроки, составляющие для дорог данной категории от № лет, капитальный ремонт дороги с асфальтовым покрытием в жилой зоне военного городка № (<адрес>) не проводился с момента ввода её в эксплуатацию.
Таким образом, дорога с асфальтовым покрытием военного городка № образует сеть дорог, соединяющую социальную инфраструктуру военного городка № (<адрес>) используемую жителями городка и его посетителями, площадью №., качество дорожного покрытия которой не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-2017.
В соответствии с положениями главы 3 ГОСТ Р 50597 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать 15 суток.
Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию уличной дорожной сети военного городка № (<адрес>) собственником, а также могут привести к увеличению дорожно-транспортных происшествий на указанном участке дороги.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора 58 военной прокуратуры гарнизона Центрального военного округа ФИО5 исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Петрова Е.А. исковые требования не признала, в представленных суду письменных возражениях, объяснениях, данных в судебном заседании, указала, что в соответствии с п.п. 60 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 Министерство обороны Российской Федерации организует содержание, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог необщего пользования и контроль за организацией технического прикрытия автомобильных дорог оборонного значения, а также управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Спорная дорога с асфальтовым покрытием № военного городка город Екатеринбург, является объектом недвижимого имущества и закреплена на праве оперативного управления за ФГБУ «48 Центральный научно - исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, таким образом, бремя содержания дороги с асфальтовым покрытием возложено на ФГБУ «48 Центральный научно - исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того Руководством по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № регламентировано планирование и организация содержания, ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации.
Под автомобильными дорогами необщего пользования Министерства обороны понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, находящийся в федеральной собственности и используемый Министерством обороны исключительно для обеспечения собственных нужд
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся: автомобильные дороги к воинским частям и организациям Вооруженных Сил, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, кроме автомобильных дорог, расположенных на территориях военных городков, технических (технологических) позиций, аэродромов и других объектов военной инфраструктуры.
Доказательств свидетельствующих, что дорога с асфальтовым покрытием № военного городка в городе Екатеринбурге является автомобильной дорогой необщего пользования не представлено.
Кроме того, согласно ответу начальника НИЦ (войсковая часть №) ФГБУ «48 ЦНИИ» Министерства обороны Российской Федерации заместителем Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено техническое задание на выполнение проектно - изыскательных работ по объекту «Реконструкция и новое строительство НИЦ (войсковая часть № г. Екатеринбург ФГБУ «48 ЦНИИ» Министерства обороны Российской Федерации № военного городка), п. 7 которого значится реконструкция комплексного благоустройства территории НИЦ на общей площади №, включающее в себя замену асфальтобетонных покрытий, в том числе и на жилой территории.
Согласно объяснениям начальника отдела технического обслуживания объектов специального фонда капитана запаса ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ командованием войсковой части № в ДД.ММ.ГГГГ году была подготовлена и направлена в управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами) Центрального военного округа заявка на включение в заявочный план капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ года дороги с асфальтовым покрытием, с приложением тактико - технического задания, акта осмотра и дефектного акта.
В поступивших разъяснениях в адрес командования Центрального военного округа указано, что руководство Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации принимает решение о финансировании и заключении государственных контрактов на капитальный ремонт дороги с асфальтовым покрытием в № военном городке в городе Екатеринбурге.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации приняло все необходимые меры для заключения государственного контракта на проведение капитального ремонта асфальтовой дороги № военного городка в городе Екатеринбурге ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГБУ «48 Центральный научно - исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации» Малетин В.Д. в судебном заседании подтвердил факт ненадлежащего состояния дороги, пояснил, что у ФГБУ «48 Центральный научно - исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации» не имеется возможности производить ремонт дорожного покрытия, поскольку указанная обязанность институту не вменена, соответствующей статьи расходов на эти цели институт не имеет.
Представитель третьего лица Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу положений п. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» расположен военный город – №, по адресу <адрес>, который на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № включен в перечень закрытых городков, имеющих жилой фонд. В перечень имущества, расположенного в жилой зоне закрытого военного городка № включена дорога с асфальтовым покрытием жилой зоны.
Указанная дорога с асфальтовым покрытием находится в собственности Российской Федерации и передана на праве оперативного управления ФГБУ «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны РФ.
При обследовании дороги с асфальтовым покрытием на территории № военного городка (г. Екатеринбург) выявлено, что дорога на территории жилой зоны военного городка - на которой расположены жилые дома, детский сад, школа и военный госпиталь, площадью 47883 кв.м., находится в неудовлетворительном состоянии и имеет дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, повреждения железобетонных плит на проезжей части (наличие торчащей арматуры), а также возвышение дорожной плиты над проезжей частью на № см, дефекты в виде просадки смотровых колодцев, более чем на № см. и иные нарушения не соответствующие ГОСТ Р 50597-93, затрудняющие движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью, зафиксированные в актах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
Суд разрешая настоящий спор исходил из доказанности факта несоответствия указанных в иске участков дороги требованиям национального стандарта ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно объяснениям начальника отдела технического обслуживания объектов специального фонда капитана запаса ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ командованием войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена и направлена в управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами) Центрального военного округа заявка на включение в заявочный план капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ дороги с асфальтовым покрытием, с приложением тактико - технического задания, акта осмотра и дефектного акта.
В поступивших разъяснениях в адрес командования Центрального военного округа указано, что руководство Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации принимает решение о финансировании и заключении государственных контрактов на капитальный ремонт дороги с асфальтовым покрытием в № военном городке в городе Екатеринбурге.
Суд признает Министерство обороны Российской Федерации надлежащим ответчиком по делу, поскольку именно на Министерство возложены обязанности по содержанию автомобильных дорог закрытых военных городков.
То обстоятельство, что спорная дорога закреплена на праве оперативного управления за
ФГБУ «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны РФ, не освобождает Министерство обороны РФ, как уполномоченный орган, от исполнения обязанностей по содержанию и ремонту дороги военного городка, и не может служить основанием для отказа в иске.
И поскольку факт нарушений установленных законом требований к состоянию участка дороги с асфальтовым покрытием жилой зоны военного городка № нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по приведению состояния дороги в соответствии с установленными законом требованиями.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования Военного прокурора 58 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести ремонт дорог и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора 58 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести ремонт дорог - удовлетворить.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность произвести ремонт дороги с асфальтовым покрытием жилой зоны военного городка № площадью №, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в апелляционную инстанцию через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: