Решение по делу № 2-2611/2013 ~ М-1782/2013 от 27.03.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2013 года г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Магомедова Р.А., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к <данные изъяты> о признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с его составом семьи

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к <данные изъяты> о признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с его составом семьи, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом министра ВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ л/с он уволен из ОВД по п.б ст. 58 Положения о службе в ОВД по достижении предельного возраста пребывания на службе.

На момент увольнения его стаж составил 31 год 4 мес. 24 дня, он проходил службу на должности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в Администрации <адрес> как нуждающийся в улучшении и жилищных условий.

Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии со ст.2 Федерального чакона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального чакона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального чакона), распространяются на граждан, уволенных со службы из ОВД РФ по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, пли в связи с
организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в
календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:

Согласно пунктам 1 и 2 упомянутого Федерального чакона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В соответствии с Порядком обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, полномочия по обеспечению жилыми помещениями этой категории граждан поручены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Истец в феврале 2013 года обратился к ответчику с заявлением об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ , подписанным и.о. ФИО4 строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО7, истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения отказано.

Отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты па приобретение (строительство) жилого помещения мотивирован тем, что истец уволен со службы в ОВД после ДД.ММ.ГГГГ, что исключает возможность обеспечения жилым помещением в соответствии с ФЗ -Ф3.

Кроме этого в ответе об отказе в удовлетворении заявления ответчик указывает на то, что истец в соответствии с п.18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов имел право получить социальную выплату, обеспеченную государственными жилищным сертификатом в федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба), т.е. через органы внутренних дел, где проходил службу. В этой связи ответчик считает, что отказ в предоставлении жилищного сертификата, содержащийся в письме МВД по РД является незаконным.

По мнению ответчика, сотрудник ОВД, уволенный после ДД.ММ.ГГГГ, не может воспользоваться правом, предусмотренным п.2.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих".

Считает, что отказ является незаконным, поскольку законодателем не указывается, что такое право имеют лишь лица, уволенные со службы до ДД.ММ.ГГГГ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ (ст.6), а потому с ДД.ММ.ГГГГ на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, распространяются порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные только пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ).

По смыслу вышеприведенных норм законодатель устанавливает следующие основания для предоставления жилого помещения на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих":

принятие органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ;

правоохранительную службу проходил в органах внутренних дел Российской Федерации, или других органах, содержавшихся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных законом;

имеет продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет;

уволен со службы по основанию, предусмотренному указанным федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ.

Истец имеет все указанные условия и основания для получения единовременной выплаты на приобретение и строительство жилья, поэтому отказ ФИО13 является незаконным. Пункт 5 предписания Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на которое Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД отказало истцу в праве на обеспечение жильем, произвольно ограничивает круг лиц, которым Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями, и, кроме того, в этой части противоречит данному закону. Предписание Минрегиона России как акт ненормативного характера не возлагает на Минстрой РД какие-либо обязанности и не препятствует ему правильно применять действующее законодательство.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданского права является признание права.

За истцом в судебном порядке должно быть признано право па обеспечение его с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ) жилым помещением за счет средств федерального бюджета (за счет субвенций) в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и на ответчика должна быть возложена соответствующая этому праву обязанность.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан требования истца не признал, представив письменные возражения, просил в иске отказать, ссылаясь на то, что в силу пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в отношении истца уполномочен реализовать федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу. Минстрой РД является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а потому не наделен полномочиями по обеспечению истца жилым помещением.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, с одной стороны, и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , с другой стороны, регулируются правоотношения по жилищному обеспечению категорий граждан, обладающих разными критериями. Истец ошибочно толкует требования закона, считая, что он должен быть обеспечен жильем МС и ЖКХ РД.

Право на жилищное обеспечение граждан, увольняемых со службы из органов внутренних дел РФ после ДД.ММ.ГГГГ, и порядок его реализации установлены специальными нормативными правовыми актами, к которым относятся Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О
некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы (пункты 5,18); Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях
сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1
января 2012 года. Законом установлено право сотрудников, имеющих стаж работы в
органах внутренних дел не менее 10 лет, на единовременную социальную выплату для
приобретения или строительства жилого помещения (часть 1 статьи 4). Право на
единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской
Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию
и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на
получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4). Единовременная
социальная выплата предоставляется сотруднику по решению руководителя
федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором
проходят службу сотрудники (часть 2 статьи 4).

Из изложенного очевидно, что истец, уволенный со службы ДД.ММ.ГГГГ, свое право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилья может реализовать исключительно по линии МВД Российской Федерации.

Считал, что истец не обладает и другими критериями, кроме даты увольнения, необходимыми для признания права на жилищное обеспечение по федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, так как им не представлены документы: решение или выписка из решения органа местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ в порядке единого учета граждан, уволенных с военной службы и правоохранительных органов, представленный им документ вызывает сомнения в достоверности, поскольку из него не вытекает каким образом принималось решение о принятии истца на учет; на момент принятия его на учет в сел. <адрес> истец с семьей был прописан и проживал в <адрес> и каким образом он мог быть принятым на учет в населенном пункте, где он не проживал, о законности и обоснованности принятия на учет истцом доказательства не представлены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 8 декабря. 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Из содержания статьи 2 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ следует, что на иные категории граждан, приравненные к военнослужащим, не распространено действие пункта 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», содержащего условие о том, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Указанный пункт 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», по мнению суда, распространяется именно на военнослужащих, а не на иные категории граждан, приравненные к ним в соответствии со статьей 2 федерального закона № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право на жилищное обеспечение граждан в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел - до или после ДД.ММ.ГГГГ.

Утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы» также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел - до или после ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, гражданин, уволенный из органов внутренних дел, подавший в орган местного самоуправления заявление о принятии на жилищный учет, не может быть лишен предоставленного законом права на обеспечение жилым помещением в зависимости от того, в каком порядке он поставлен на учет органом местного самоуправления.

По смыслу вышеприведенных норм законодатель устанавливает следующие основания для предоставления жилого помещения на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих":

принятие органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ;

прохождение правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, или других органах, содержавшихся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных законом;

продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет;

увольнение со службы по основанию, предусмотренному указанным федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что истец приказом ФИО4 ВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ л/с он уволен из ОВД по п.б ст.58 Положения о службе в ОВД РФ по достижению предельного возраста пребывания на службе.

Из представленной им справки ЦФО МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его стаж на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета составляет 29 лет.

Из постановления Марагинской сельской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным главой Администрации ФИО8, следует, что содержанием постановления является: «О поставке на учет в качестве нуждающегося истца и включить его в список сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Анализ представленных истцом документов, свидетельствующих о наличии у него права на получение единовременной выплаты для приобретения и строительство жилья, приводит суд к выводу об отсутствии достаточных доказательств, представленных в обоснование права на получение выплаты.

Истцом не представлены документы, свидетельствующие надлежащим образом о его принятии на учет органами местного самоуправления как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ. Из постановления Марагинской сельской <адрес> не следует, с каким составом семьи ФИО3 принят на учет, кем рассматривались документы истца о постановке на учет. Также из данного постановления следует, что истец проживает в сел. Марага, однако из выписки его паспорта и паспортов его членов семьи следует, что на момент принятия их на учет в сел. Марага они проживали в <адрес>. Истец в сел. <адрес> зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, его супруга с ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО9 зарегистрирован в сел. <адрес> и в сел. Марага не регистрировался, дочь ФИО10 зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и сведений о ее регистрации в сел. Марага не имеется. Проживание в <адрес> на момент принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в сел. Марага в судебном заседании не отрицал и истец, пояснив при этом, что его не принимали на учет ни по линии МВД, ни в Администрации <адрес>, поэтому обратились туда, откуда является выходцем его супруга. Однако каких-либо документов об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий откуда-либо истцом не представлено.

В соответствии с п.2 Правил учета граждан в жилье, утвержденных Постановлением ФИО1, Президиума Дагоблсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ N 248 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО1 (Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 335)", действовавшими на момент принятия истца на учет, на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и ФИО5) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.5 тех же Правил учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установление очередности на получение жилой площади, а также ее распределение осуществляется под общественным контролем и с соблюдением гласности.

При исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов создаются общественные комиссии по жилищным вопросам в составе: заместителя председателя исполнительного комитета (председатель комиссии), представителя совета профессиональных союзов (заместитель председателя комиссии), депутатов местного Совета, представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Состав комиссии и порядок ее работы утверждается исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

В соответствии с п.8 Правил обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте, как правило, не менее 3 лет (если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и ФИО5).

(в ред. Постановления ФИО1, Президиума Дагоблсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ N 138)

В порядке исключения с разрешения райгорисполкомов и обкомов профсоюза на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.12 Правил для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги или соответствующая справка с места жительства с указанием даты постоянной прописки в данном населенном пункте, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое ведется по установленной форме (Приложение N 1).

В соответствии с п.13 Правил поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

Истцом какие-либо доказательства о соблюдении указанных правил при приеме его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ года не представлено. Что явилось основанием принятия постановления Марагинской сельской администрации о постановке истца на учет не указано, материалы, послужившие основанием для принятия на учет в суд не представлено.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований считать, что истец с ДД.ММ.ГГГГ года принят на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий и представленные им документы не могут служить достаточными доказательствами принятия истца на такой учет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении требований истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ФИО14 о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение(строительство) жилья незаконным, обязании признать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» и выплатить ему и его семье единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.А.Магомедов

2-2611/2013 ~ М-1782/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тагиров А.И.
Ответчики
Минстрой
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Магомедов Рашидхан Абдулкадирович
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
27.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2013Передача материалов судье
29.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2013Судебное заседание
29.04.2013Судебное заседание
14.05.2013Судебное заседание
17.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее