Дело № 2 – 2213/2014 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2014года
Кировский районный суд г. Перми в составе:
Председательствующего судьи Поносовой И.В.,
При секретаре Мазлоевой Е.С.,
С участием заявителя Аликина В.В., представителя заявителя Рябчевских В.Г. (по устному ходатайству), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аликина В.В. о признании незаконным решение Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края от 25.08.2014года,
Установил:
Аликин В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми от 25.08.2014 года №... об отказе во включении Аликина В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности на Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края по г.Перми включить заявителя в указанный список.
В обоснование заявленных требований Аликин В.В. указал, что родился ... года, являлся воспитанником «Дома детства №... в период с 01.09.1984 года по 31.08.1991 года. Мать А.. в отношении него лишена родительских прав решением суда от 18.04.1985 года, впоследствии умерла, отец записан со слов матери (Л..), отцовство не устанавливалось. В конце 2013 года заявитель узнал о наличии социальных гарантий для себя, в связи с чем обратился в администрацию Кировского района г.Перми с просьбой о предоставлении сведений о постановке заявителя (ребенок-сирота) на учет для предоставления жилого помещения. Ранее никто из администрации детского дома заявителю не разъяснял о необходимости воспользоваться своим правом на получение социальной гарантии в виде постановки на учет в качестве нуждающегося. Заявитель не знал, что администрация детского дома не исполнила свою обязанность и не поставила его в очередь для получения жилья. Также заявитель не знал, что был вправе самостоятельно обратиться с таким заявлением. При обращении заявителя в Управление жилищных отношений администрации г.Перми ему указали, что для получения разъяснений по данному вопросу необходимо обратиться в ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми. Письмом от 23.01.2014 года заявитель обратился в ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми за разъяснением указанной ситуации. 19.04.2014 года заявитель получил ответ за №..., в котором указано, что Управлением ..., при передаче полномочий, учетное дело Аликина В.В., поставленного на учет органами местного самоуправления до 31.12.2012 года в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в территориальное управление не передавалось. В связи с изложенным, территориальным управлением направлен запрос в «...» о предоставлении информации по защите жилищных прав Аликина В.В. После поступления ответа на запрос, заявитель будет проинформирован дополнительно. Заявитель, полагает, что, несмотря на достижение 23 лет, право на обеспечение жилым помещением за ним сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением. Заявителем было подано в ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми заявление о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. 25.08.2014 года заявителю отказано во включении в список нуждающихся по причине утраты заявителем статуса дитя-сирота в связи с достижением им 38-летнего возраста. Заявитель с указанным решением не согласен, поскольку данное право ему предоставлено Конституцией РФ и Федеральным законом РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительным гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и не может быть поставлено в зависимость от достижения предельно допустимого возраста. Обжалуемое решение заявитель считает незаконным и нарушающим его гражданские права.
В судебном заседании заявитель на удовлетворении заявленных требований настаивает, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заявителя доводы жалобы поддерживает, пояснив, что Аликин В.В. с 1984 года по 1991 год был помещен в детский дом №... в 1991 году направлен на обучение в техникум, впоследствии проходил службу в армии, после демобилизации несколько раз судим. У Аликина В.В. жилого помещения нет, и в декабре 2013 года он выяснил, что ему полагается жилье, как сироте. Обратившись в детский дом, он узнал, что администрация детского дома не исполнила свои обязанности и не поставила его на учет для получения жилья. Аликин В.В. собрал все справки, подал заявление в администрацию Кировского района г.Перми для того, чтобы узнать порядковый номер в очередности на получение жилья. Он получил ответ, что районная администрация такие функции не осуществляет, ему рекомендовали обратиться в Управление ..., оттуда адресовали в ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми для получения необходимой информации. Аликин В.В. получил ответ, что с 2006 года не имеется информации о том, состоит ли он в списках нуждающихся в предоставлении жилья. Затем Аликин В.В. подал заявление о предоставлении жилья, ему было отказано, в связи с тем, что он достиг 38 лет. Ранее Аликин В.В. не обращался с таким заявлением, так как не знал ничего об этом, затем был в армии, в местах лишения свободы до 2004 года. Детский дом обязан подать в районную администрацию соответствующие сведения, Аликину В.В. никто информацию не предоставлял, возможно, он и был включен в список. Считают отказ незаконным, т.к. все необходимые документы Аликиным В.В. были представлены.
Представитель Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, из представленного письменного отзыва от 09.10.2014года следует, что орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке установленном законом субъекта РФ формирует список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Согласно Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей и лицам из числа детей сирот и детям, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма. 27.05.2014года Аликин В.В. обратился с заявлением о включении его в список. Письмом от 25.08.2014года было указано о том, что им представлен неполный пакет необходимых документов. Считают, что на момент обращения с заявлением Аликин В.В. достиг возраста более 23 лет, в том числе не представил документы о его постановке на учет до 01 января 2013года, просят в удовлетворении жалобы отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ГКООУПК «Санаторный детский дом» г.Перми в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что разрешение требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ГБО УСПО «Краевой многопрофильный техникум» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав представленные доказательства, заслушав доводы заявителя и его представителя, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительными органами государственной власти, органами опеки и попечительства Пермского края полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон).
Согласно ст. 6 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края (ч.1).
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным (ч.2).
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет.
Согласно ч. 6.1 ст. 6 Закона, государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края при выявлении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, достигших возраста 14 лет, соответствующих условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, представляет в уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот ходатайство о включении в список по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
К ходатайству о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда, прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (паспорт гражданина Российской Федерации; документ об окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях - для лиц, возвратившихся из данных учреждений; а также иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность);2) копия свидетельства о рождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) документы, подтверждающие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
а) для детей-сирот - свидетельство о смерти обоих или единственного родителя; акт органа опеки и попечительства о направлении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) для детей, оставшихся без попечения родителей, - решение суда о лишении единственного или обоих родителей родительских прав; решение суда о признании единственного или обоих родителей безвестно отсутствующими, недееспособными; решение суда об объявлении их умершими; акт органа опеки и попечительства о выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, иные документы, подтверждающие факт признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством порядке;
в) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной (патронатной) семье, кроме документов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 3 части 6.1 настоящей статьи, представляется акт органа опеки и попечительства о назначении опеки (попечительства) либо о создании приемной (патронатной) семьи;
4) сведения о месте проживания или пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов;
5) правоустанавливающие документы на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 6.2 ст. 6 Закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, по достижении возраста 18 лет представляют в уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот заявление о включении в список по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края (далее по тексту - заявление).
К заявлению о включении в список прилагаются документы, указанные в части 6.1 настоящей статьи, а также документ из образовательного учреждения об окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо о завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо военный билет - для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших прохождение военной службы по призыву.
Порядок представления и регистрации документов, указанных в частях 6.1 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Пермского края (ч. 6.3).
В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лица, достигшие возраста 18 лет (до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), представляют в территориальный орган по месту жительства (пребывания) заявление о включении в список по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 6.1, 6.2, 6.4 части 6 статьи 6 Закона N 1939-419.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения формируется с 01 января 2013 территориальными органами Министерства социального развития Пермского края.
Из материалов дела следует, что Аликин В.В., ... года рождения, воспитывался в ГКООУ ... («Дом детства №...»), находился на полном государственном обеспечении с 01.09.1984 года по 31.08.1991 года и проживал по адресу: <АДРЕС>, что подтверждается справкой от 16.12.2013 №....
С 01.09.1991 года по 17.06.1992 года Аликин В.В. обучался с Среднем профессиональном училище №... (ныне ГБОУ СПО «Краевой многопрофильный техникум») по очной форме обучения.
Аликин В.В. имеет удостоверение ветерана боевых действий.
За период с 19.01.1994 года по 16.11.2012 года в отношении Аликина В.В. имеются сведения о погашенных судимостях, о непогашенной судимости: ... года осужден Кировским районным судом г.Перми по ... УК РФ к ....
Согласно справке ГУП «...» от 16.04.2014 года №..., Аликин В.В. не имеет в <АДРЕС> жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.
22.01.2014 года Аликин В.В. обратился в администрацию Кировского района г.Перми с заявлением о предоставлении информации о постановке его на учет для предоставления жилого помещения вне очереди.
Заявление аналогичного характера подано Аликиным В.В. 23.01.2013 года в ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми.
В письме Управления ... от 05.02.2014 года №... на обращение Аликина В.В., поступившее в администрацию Кировского района г.Перми, разъяснено, что по вопросу о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо обращаться в ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми.
Письмом ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми от 19.02.2014 года №... Аликину В.В. разъяснено, что управлением ... при передаче полномочий Управлению по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 01.01.2013 года, учетное дело Аликина В.В., поставленного на учет органами местного самоуправления до 13.12.2012 года в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в территориальное управление не передавалось. В связи с чем, территориальным управлением направлен запрос в «...» о предоставлении информации по защите жилищных прав Аликина В.В.
Письмом управления жилищных отношений администрации г.Перми от 22.07.2014 №... на обращение Аликина В.В. по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями сообщено следующее. Согласно базы данных по г.Перми, Аликин В.В. на учете в качестве нуждающегося по списку нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не состоял.
05.08.2014 года Аликин В.В. подал заявление в ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно списку прилагаемых документов, представлены: копия паспорта, копия свидетельства о рождении, справка от 16.12.2013 № 1402, справка от 16.04.2014 № 51-5-1698, копия письма №... от 22.07.2014, копия письма от 19.02.2014 №...
Письмом ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми от 25.08.2014 года №... Аликину В.В. сообщено следующее. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет… На момент подачи заявления Аликин В.В. достиг возраста 38 лет, что более предельно допустимого возраста, установленного ст. 1 Закона. Кроме того, в соответствии с п. 6.2 ст. 6 Закона Пермского края от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на заявителя возожжена обязанность по представлению документов. При обращении с заявлением о включении в Список им не представлены: документы, подтверждающие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сведения о месте проживания или пребывания на момент предоставления документов. Для повторного рассмотрения заявления по существу необходимо представить: - документы, подтверждающие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: а) для детей-сирот - свидетельство о смерти обоих или единственного родителя; акт органа опеки и попечительства о направлении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; б) для детей, оставшихся без попечения родителей, - решение суда о лишении единственного или обоих родителей родительских прав; решение суда о признании единственного или обоих родителей безвестно отсутствующими, недееспособными; решение суда об объявлении их умершими; акт органа опеки и попечительства о выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, иные документы, подтверждающие факт признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством порядке; в) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной (патронатной) семье, представляется акт органа опеки и попечительства о назначении опеки (попечительства) либо о создании приемной (патронатной) семьи; - акт органа опеки о защите жилищных прав, - сведения о месте проживания или пребывания на момент представления документов, - правоустанавливающие документы на жилые помещения, в том числе, свидетельство о регистрации права собственности, договор социального найма, либо ордер на вселение. Таким образом, в настоящее время не представляется возможным рассмотреть заявление по существу в полном объеме, в связи с неполным пакетом документов.
Аликиным В.В. данный ответ расценен как отказ ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещениями, и оспаривается как несоответствующий закону и нарушающий права заявителя.
Заявление в суд Аликиным В.В. подано в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.
Суд, проанализировав доводы заявителя, представленные доказательства, не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
В силу ст. 258 ГК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как установлено в судебном заседании, Аликиным В.В. при обращении в ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми документы, в соответствии с положениями Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», были представлены не в полном объеме.
Из письма ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми 25.08.2014 года №... следует, что в связи с неполным пакетом документов, заявление Аликина В.В. не может быть рассмотрено по существу.
Таким образом, исходя из содержания данного документа, не следует, что ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми принято решение об отказе во включении Аликина В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку рассмотрение заявления по существу не состоялось ввиду непредставления заявителем всех необходимых документов, что не исключает повторное рассмотрение заявления по существу.
Учитывая изложенное, Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г.Перми рассмотрено заявление Аликина В.В. в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий, при этом, какие-либо права и свободы Аликина В.В. не нарушены, и не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Аликин В.В. не лишен права в последующем обратиться с аналогичным заявлением, представить документы, соответствующие требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах, требования Аликина В.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Решил :
В удовлетворении заявления Аликина В.В. о признании недействительным отказа о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения №... от 25.08.2014года, возложении обязанности по включению в указанный список – отказать.
Решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми.
Судья: И.В.Поносова