Дело № 2-501/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Боровский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Лыковой Т.Е.
при секретаре Рябухиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Боровске
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску Чернова А.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области, администрации муниципального образования сельского поселения «село Ворсино» о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Чернов А.А. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» о признании права собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № и жилой дом (лит.А,а), расположенные по адресу: <адрес>, д.Денисово, в порядке наследования по закону после смерти матери Черновой М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГг.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен ФИО5
В ходе судебного разбирательства истцом Черновым А.А. исковые требования были уточнены, заявлено о признании права собственности на жилой дом (лит.А,а), расположенный по адресу: <адрес>, д.Денисово, в порядке наследования по закону после смерти матери Черновой М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГг.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Платонов Д.В. уточненные исковые требования поддержал, в обоснование которых пояснил, что Ковалевой П.И. принадлежал жилой дом, расположенный в д.<адрес>. При жизни Ковалевой П.И. было составлено завещание, которым все свое имущество, в том числе домовладение в д.Денисово, она завещала дочери Черновой М.И. ДД.ММ.ГГГГг. Ковалева П.И. умерла. Чернова М.И. в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратилась, однако наследство фактически приняла. ДД.ММ.ГГГГг. умерла Чернова М.И. Наследниками ее имущества являлись ее супруг ФИО5 и дети Чернов А.А., ФИО7 ФИО5 и ФИО7 от причитающихся им долей на наследство отказались в пользу Чернова А.А., который в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Ему были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру, денежные вклады, в выдаче аналогичного свидетельства на спорный жилой дом было отказано. Просил признать за Черновым А.А. право собственности на жилой дом (лит.А,а) по <адрес> в д.<адрес> в порядке наследования по закону после смерти Черновой М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГг.
Истец Чернов А.А., представители ответчиков - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>», третьи лица – нотариус, ФИО5 в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дне, времени и месте слушания дела. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся указанных лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные по делу материалы дела, находит уточненные исковые требования Чернова А.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справки администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГг., выданной на основании похозяйственной книги, жилой дом, расположенный в д.Денисово по <адрес>, принадлежал на праве собственности Ковалевой П.И. (л.д.17).
Из технического паспорта, составленного Боровским филиалом Казенного предприятия <адрес> «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. следует, что по адресу: <адрес>, д.Денисово, расположен жилой дом с инвентарным номером 11537 (лит.А,а), состоящий из жилой комнаты площадью 15,9 кв.м., коридора площадью 7,3 кв.м., комнаты площадью 5,5 кв.м., комнаты площадью 4,8 кв.м., комнаты площадью 4,8 кв.м., коридора площадью 1,9 кв.м., площадью всех частей здания 40,2 кв.м., в том числе, общей площадью жилого помещения 40,2 кв.м., из нее жилой 15,9 кв.м., подсобной 24,3 кв.м. (л.д.12-16).
Однако, как установлено в судебном заседании, право собственности на данный жилой дом не зарегистрировано (л.д.11,36).
Вместе с тем, отсутствие регистрации права собственности на данный жилой дом, в данном случае, не может свидетельствовать о том, что спорное имущество реально не находилось во владении Ковалевой П.И., так как из объяснений представителя истца, а также из представленных доказательств, исследованных в судебном заседании, действительно усматривается принадлежность данного недвижимого имущества Ковалевой П.И. на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГг. Ковалева П.И. умерла, о чем в книге регистрации актов о смерти произведена запись за № (л.д.6).
В соответствии со ст.527 ГК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, наследование осуществлялось по закону и по завещанию.
ДД.ММ.ГГГГг. Ковалевой П.И. было составлено завещание, по которому все свое имущество, в том числе домовладение и земельный участок мерою 0,10га в д.<адрес>, она завещала Черновой М.И. (л.д.70).
Согласно ст.546 ГК РФ признавалось, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Из материалов дела следует, что Чернова М.И. наследство после смерти Ковалевой П.И. фактически приняла.
ДД.ММ.ГГГГг. Чернова М.И. умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГг. составлена запись акта о смерти № (л.д.7).
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По смыслу статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства. Признается, что наследник принял наследство, когда он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности вступил во владение наследственным имуществом.
Доказательств наличия завещания, составленного Черновой М.И., судом добыто не было.
Как следует из наследственного дела №540/2004, наследниками Черновой М.И. являлись супруг ФИО5 и дети Чернов А.А., ФИО7 ДД.ММ.ГГГГг. Чернов А.А. обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. ФИО5 и ФИО7 от причитающихся им долей на наследство отказались в пользу Чернова А.А., о чем нотариусу поданы заявления ДД.ММ.ГГГГг. ДД.ММ.ГГГГг. Чернову А.А. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру в <адрес>, денежные вклады. Свидетельство о праве на наследство по закону на спорный жилой дом Чернову А.А. выдано не было (л.д.48-93).
Таким образом, суд приходит к выводу, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д.Денисово, <адрес>, инвентарный номер 11537, должно быть признано за Черновым А.А., а потому исковые требования Чернова А.А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чернова А.А. удовлетворить.
Признать за Черновым А.А. право собственности на жилой дом (лит.А,а) площадью всех частей здания 40,2 кв.м., в том числе, общей площадью жилого помещения 40,2 кв.м., из нее жилой 15,9 кв.м., подсобной 24,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, деревня Денисово, <адрес>, инвентарный номер 11537, в порядке наследования по закону после смерти Черновой М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца через Боровский районный суд <адрес>.
Председательствующий: