Дело № 2 а – 1002 / 2019 г. УИД:28RS0017-01-2019-003938-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
с участием прокурора Малютина С.В.,
при секретаре Фатюшиной Е.А.,
с участием представителей административного истца Левицкого С.В., Мунгалова Р.А., Миленной В.Ю., Давлетшиной Т.А., представителя административного ответчика Грачевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации ЗАТО Циолковский Амурской области к Думе ЗАТО Циолковский Амурской области
о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о внесении изменений в решение Думы ЗАТО Циолковский от -- -- «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»,
о понуждении к принятию решения о внесении изменений в решение Думы ЗАТО Циолковский от -- -- «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»,
об обращении решения суда к немедленному исполнению,
установил:
-- администрация ЗАТО Циолковский обратилась в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований представители административного истца Левицкий С.В., Мунгалов Р.А., Миленная В.Ю., Давлетшина Т.А. пояснили, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Устава ЗАТО Циолковский к исключительной компетенции Думы ЗАТО Циолковский относится утверждение бюджета ЗАТО Циолковский.
-- за исх. номером -- администрацией ЗАТО Циолковский было направлено в Думу ЗАТО Циолковский обращение о рассмотрении на заседании Думы вопроса по внесению изменений бюджет ЗАТО. Просили увеличить доходную часть бюджета и внести изменения в расходную часть бюджета.
-- председателем Думы ЗАТО Циолковский К. в соответствии с Регламентом Думы ЗАТО Циолковский было принято решение о проведении очередного заседания Думы ЗАТО Циолковский --, в повестку которого было включено и рассмотрение данного обращения, о чём администрации ЗАТО сообщили заблаговременно.
-- очередное заседание Думы ЗАТО Циолковский не состоялось в связи с отсутствием большинства депутатов Думы ЗАТО Циолковский от установленной численности.
Обращение осталось не рассмотренным, жизненно важные вопросы не были разрешены из-за отсутствия депутатов. При этом уважительность причин неявки на заседание Думы депутаты не представили.
-- председатель Думы ЗАТО Циолковский К. письменно известил Главу ЗАТО о том, что очередное заседание Думы -- не состоялось в связи с отсутствием на заседании более половины депутатов, избранных в Думу. И что очередное заседание Думы состоится -- в 16:00 час. в актовом зале администрации.
Позже в администрацию ЗАТО поступила повестка 22 заседания Думы ЗАТО Циолковский, в которой было указано, что рассмотрение обращения состоится --.
-- за исх. номером 01-08/1426 администрацией ЗАТО Циоковский направила дополнительное обращение в Думу ЗАТО Циолковский о рассмотрении на заседании Думы ЗАТО Циолковский вопроса по внесению изменений в бюджет ЗАТО Циолковский.
Просили увеличить доходную часть бюджета и внести изменения в расходную часть бюджета.
-- состоялось очередное заседание Думы ЗАТО Циолковский, на котором депутаты единогласно приняли решение об исключении из проекта повестки заседания вопроса о внесении изменений в решение «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 и плановый период 2020-2021 годов», т.к. по мнению депутатов, не было предоставлено обоснование каждой заявленной суммы (что не соответствовало действительности, т.к. все необходимые документы были предоставлены) и вопрос увеличения расходов на мероприятия капитального вложения в строительство спортивного комплекса (обустройство малой ванны бассейна, поставка технологического оборудования в бассейн, затраты на ввод объекта в эксплуатацию) в размере 31 000 00 руб. не был согласован под роспись с Министерством финансов Амурской области, что также не предусмотрено законом.
Обращение не было рассмотрено. Решение муниципальных вопросов вновь отложилось на --.
-- председателем Думы ЗАТО Циолковский в соответствии с Регламентом Думы ЗАТО Циолковский принято решение о проведении -- очередного заседания Думы ЗАТО Циолковский, в повестку которого в очередной раз включили вопрос о внесении изменений в бюджет ЗАТО.
-- администрация ЗАТО направила в Думу ЗАТО дополнительные обосновывающие документы, которые требовали депутаты, кроме согласования под роспись с Министерством финансов Амурской области.
-- заседание Думы не состоялось, т.к. на него не явились депутаты Думы Быковский А.С., Васильев С.И., Попов Р.И., Сидоров А.А.. Указанные депутаты проживают в г. Благовещенске. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Своего письменного мнения по существу обращения не выразили.
-- за исходящим номером 01-09/83 председатель Думы ЗАТО Циолковский -- уведомил Главу ЗАТО о переносе даты заседания Думы с -- на --.
В очередной раз обращение Главы осталось не рассмотренным, жизненно важные вопросы не были разрешены из-за отсутствия депутатов. При этом уважительность причин неявки на заседание Думы депутаты не представили. Своего письменного мнения по существу обращения не выразили.
Непринятие Думой ЗАТО Циолковский в течение 1,5 месяцев решения о внесении изменений в бюджет ЗАТО, влечет за собой неисполнение обязательств органов местного самоуправления. Не даёт возможность исполнить предписания государственных органов, парализует работу администрации ЗАТО.
Требования депутатов о письменном согласовании расходов с Министерством финансов Амурской области - не соответствует закону.
Бездействие Думы ЗАТО Циолковский, уклонение по необоснованным причинам от принятия решения по обращению Главы ЗАТО – подрывает авторитет органов местного самоуправления, парализует работу администрации ЗАТО Циолковский по решению вопросов местного значения и отдельных переданных государственных полномочий, не исполнению бюджета ЗАТО Циолковский в 2019 году.
Административный истец просит суд:
- признать незаконным бездействие Думы ЗАТО Циолковский выразившееся в уклонении от принятия решения о внесении изменений в решение Думы ЗАТО Циолковский от -- -- «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»,
- понудить депутатов Думы ЗАТО Циолковский принять решение о внесении изменений в решение Думы ЗАТО Циолковский от -- -- «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»,
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель административного ответчика Грачева Т.П. просит в удовлетворении административного иска отказать и прекратить производство по делу, т.к. -- состоялось 23 (внеочередное) заседание Думы ЗАТО Циолковский, на котором был рассмотрено обращение Главы ЗАТО Циолковский о внесении изменений в решение «О бюджете ЗАТО Циолковский» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
На заседании Думы из 9 избранных депутатов присутствовало 7 депутатов (Я., В., Г., А., П., И.) и председатель Думы --
Все участники собрания единогласно проголосовали «за» принятие решения «О внесении изменений в решение «О бюджете ЗАТО Циолковский» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
Постановлением -- от -- Дума ЗАТО Циолковский постановила принять решение «О внесении изменений в решение «О бюджете ЗАТО Циолковский» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
Какое решение было принято по каждому из поставленных в обращении вопросов – в постановлении не указано.
Решение направили в администрацию ЗАТО Циолковский для подписания и официального опубликования.
Когда, где, в какое время состоялось заседание депутатов Думы -- – ей неизвестно. Она на нём не присутствовала.
Повестка заседания Думы ею не разрабатывалась, никому заранее не рассылалась.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав мнение прокурора, что бездействие следует признать незаконным, и производство по делу прекратить в связи с тем, что Постановлением -- от -- Дума ЗАТО Циолковский постановила принять решение «О внесении изменений в решение «О бюджете ЗАТО Циолковский» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов», суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В данном судебном заседании суд рассмотрел дело по имеющимся в нём доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями издания муниципальных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 34 этого же Федерального закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 35 этого же Федерального закона, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч. 1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (ч. 1.1). В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (п. 10 ч. 2).
В соответствии с Уставом ЗАТО Циолковский, ЗАТО Циолковский – это муниципальное образование, являющееся городским округом и самостоятельной административно-территориальной единицей, в рамках которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и органы местного самоуправления, необходимые для существования и развития ЗАТО Циолковский (ч. 1 ст. 1).
Органы местного самоуправления ЗАТО – органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 5 ст. 1).
Дума ЗАТО Циолковский Амурской области – представительный орган муниципального образования, избираемый непосредственно населением коллегиальный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения ЗАТО Циолковский и принимать от его имени решения, действующие на всей территории ЗАТО Циолковский (ч. 6 ст. 1).
Глава ЗАТО Циолковский – Глава муниципального образования (ч. 7 ст. 1).
Администрация ЗАТО Циолковский – исполнительно - распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области (ч. 8 ст. 1).
В ведении ЗАТО Циолковский находятся вопросы местного значения (ч. 1 ст. 10).
В числе прочих, к вопросам местного значения ЗАТО Циолковский относятся составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета городского округа (п. 1 ч. 2 ст. 10).
По вопросам местного значения населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами ЗАТО Циолковский принимаются муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 12).
По предметам ведения органы местного самоуправления ЗАТО Циолковский осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 14).
Дума ЗАТО Циолковский по вопросам, отнесенным к её компетенции, принимает решения (ч. 3 ст. 14).
К исключительной компетенции Думы ЗАТО Циолковский относится утверждение местного бюджета ЗАТО Циолковский и внесение в него изменений и дополнений (п. 2 ч. 1 ст. 28).
Рассматривая требования административного истца признать бездействие административного ответчика незаконным – суд приходит к следующему.
Административный истец обратился в суд с настоящим иском, просит признать незаконным бездействие Думы ЗАТО Циолковский, выражающееся в длительном и необоснованном уклонении от рассмотрения обращений Главы ЗАТО о внесении изменений в бюджет ЗАТО.
Как видно из материалов административного дела, обстоятельства систематического отложения рассмотрения обращений Главы ЗАТО административным ответчиком не оспариваются.
Рассматривая причины неоднократного отложения рассмотрения обращений и – суд приходит к следующему.
-- очередное заседание Думы ЗАТО Циолковский не состоялось в связи с отсутствием большинства депутатов Думы ЗАТО Циолковский от установленной численности, о чём -- председатель Думы ЗАТО Циолковский -- известил Главу ЗАТО письменно.
Список не явившихся -- на заседание депутатов и доказательства уважительности причин неявки каждого из депутатов представитель административного ответчика суду в ходе рассмотрения дела не представил.
-- депутаты сняли с повестки заседания рассмотрение обращений Главы ЗАТО, потребовав от него представить обоснование каждой заявленной суммы и письменное согласование вопроса увеличения расходов на мероприятия капитального вложения в строительство спортивного комплекса (обустройство малой ванны бассейна, поставка технологического оборудования в бассейн, затраты на ввод объекта в эксплуатацию) в размере 31 000 00 руб. с Министерством финансов Амурской области.
Требования к письменному согласованию расходов бюджета муниципального образования с Министерством финансов субъекта закон не предусматривает.
-- очередное заседание Думы ЗАТО Циолковский, в повестку которого в очередной раз включили вопрос о внесении изменений в бюджет ЗАТО – вновь не состоялось, т.к. на него не явились депутаты Думы Б., И., П., С..
Указанные депутаты проживают в г. Благовещенске. Доказательства уважительности причин неявки каждого из депутатов представитель административного ответчика суду в ходе рассмотрения дела не представил.
Таким образом, обращения Главы ЗАТО остались не рассмотренными, жизненно важные вопросы не были разрешены, и уважительных причин этому суду не представлено.
Суд полагает, что бездействие доказано. Законных оснований для неявки депутатов на заседание Думы ответчиком не представлено и судом не установлено.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1).
В данном случае, обращение администрации ЗАТО в суд законно.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Сроки на обращение в суд с административным иском не истекли.
Рассматривая ходатайство административного ответчика прекратить производство по делу в связи с тем, что -- состоялось 23 (внеочередное) заседание Думы ЗАТО Циолковский, на котором был рассмотрено обращение Главы ЗАТО Циолковский о внесении изменений в решение «О бюджете ЗАТО Циолковский» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» - суд приходит к следующему.
Административный истец возражает против прекращения дела, т.к. представленное ответчиком постановление принималось кулуарно, с нарушением регламента и без извещения администрации ЗАТО и прокурора.
Прокурор полагает возможным производство по делу прекратить.
В соответствии с ч. 2 ст. 194 КАС РФ, суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Оценивая представленное ответчиком Постановлением -- от -- Дума ЗАТО Циолковский постановила принять решение «О внесении изменений в решение «О бюджете ЗАТО Циолковский» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» - суд полагает, что оно не соответствует требованиям Регламента Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск, утвержденного постановлением Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск от -- --, в соответствии с которым:
- Совет состоит из 10 депутатов (ст. 3),
- деятельность Совета строится на основе законности, гласности, коллективного свободного обсуждения и решения вопросов на принципах политического многообразия и многопартийности, с учётом мнения населения (ст. 4),
- под установленным числом депутатов понимается их число, установленное уставом ЗАТО – 10 депутатов (ч. 1 ст. 5),
- основной формой работы Совета является его заседание. Заседание не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. О невозможности присутствовать на заседании Совета депутат обязан заблаговременно проинформировать председателя Совета с изложением причин своего отсутствия (ч. 1 ст. 7),
- о месте, времени и повестке дня заседания Совета депутаты, глава администрации и приглашенные оповещаются председателем Совета не позднее, чем за 3 дня до заседания (ч. 4 ст. 7),
- заседания Совета проводятся открыто и гласно, освещаются в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 8),
- на открытых заседаниях Совета с правом совещательного голоса вправе присутствовать Глава администрации либо уполномоченные им лица, прокурор космодрома «Восточный» либо уполномоченные им лица, работники структурных подразделений администрации ЗАТО, разрабатывавшие проекты нормативных актов (ч. 1 ст. 9),
- за регистрацию депутатов и приглашенных, ведение протокола, организационно-техническое обеспечение заседаний отвечает секретарь Совета (ч. 2 ст. 10).
Из протокола заседания Думы от -- следует, что на заседании Думы из 9 избранных депутатов присутствовало 7 депутатов (Я., В., Г., А., П., И.) и председатель Думы -- Все участники собрания единогласно проголосовали «за» принятие решения «О внесении изменений в решение «О бюджете ЗАТО Циолковский» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
При этом где, когда и во сколько проводилось заседание Думы – не указано. Когда была разработана и утверждена повестка заседания Думы – неизвестно. О заседании Думы за 3 дня до его начала не были извещены администрация ЗАТО и прокурор.
Какое решение было принято по каждому из поставленных Главой ЗАТО в своих обращениях вопросов – в постановлении Думы -- от -- не указано.
Суд полагает, что установленных законом оснований прекратить производство по делу в данном случае – нет.
Рассматривая требования административного истца понудить административного ответчика принять решение о внесении изменений в решение Думы ЗАТО Циолковский от -- -- «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» - суд приходит к следующему.
Суд не вправе понудить или обязать Думу ЗАТО Циолковский принять требуемое административным истцом решение. Но вправе возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть обращения Главы в установленном законом порядке.
Рассматривая требования административного истца обратить решение к немедленному исполнению – суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению (ч. 1).
В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием (ч. 2).
В данном случае, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, т.к. вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб интересам населения ЗАТО Циолковский (в короткий летний период не будут использованы все возможности для ремонта, благоустройства, и т.п.).
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Думы ЗАТО Циолковский Амурской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о внесении изменений в решение Думы ЗАТО Циолковский от -- -- «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Обязать Думу ЗАТО Циолковский рассмотреть в порядке, установленном Уставом ЗАТО Циолковский и Регламентом Совета народных депутатов ЗАТО Углегорск от -- -- обращения Главы администрации ЗАТО Циолковский от --, от --, от -- о внесении изменений в решение Думы ЗАТО Циолковский от -- -- «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
Решение обратить к немедленному исполнению.
В остальной части иска отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 298 КАС РФ, решение может быть обжаловано и опротестовано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 06 июня 2019 года.
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.Ю. Осокина