Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3474/2014 от 27.05.2014

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Щербатых Е.Г.

при секретаре Маликове В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шашковой ФИО9 к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, о возложении обязанности по включению Шашковой ФИО8 в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и выдаче удостоверения установленного образца,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в <адрес>. Данный населенный пункт входит в перечень населенных пунктов <адрес> подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №162-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 356-<адрес> указанному перечню, население получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения 25 сЗв (вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ года). Однако по обращению с заявлением о выдаче удостоверения установленного образца как подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в КУВО «УСЗН <адрес>», ей было отказано, по тем основаниям, что ею не были представлены документы о получении суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения.

Истец не согласна с отказом по тем основаниям, что положениями Федерального закона Российской Федерации «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 г.г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). При этом Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, положениями которых определен порядок удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» не содержат в себе указания об обязанности предоставления гражданином доказательства получения им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, поскольку данное обстоятельство подтверждается самим фактом проживания гражданина в местности, включенной в Перечень населенных пунктов <адрес>, население которых подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне ДД.ММ.ГГГГ года.

Более того, в законе не указано, какие именно доказательства должны быть представлены гражданином для подтверждения получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, с учетом того, что изначально в Законе четко отражена территориальная рамка и временное ограничение для лиц, которые признаются в силу закона подвергшимися радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и которым подлежат выдаче удостоверения установленного образца.

Однако до настоящего времени удостоверение установленного образца на имя ФИО2 не оформлено и ею не получено. Считая свои права нарушенными, ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором, с учетом представленных ДД.ММ.ГГГГ уточнений, просит признать её подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 25 сЗв; обязать Департамент труда и социального развития <адрес> (Департамент социальной защиты <адрес>) включить данные ФИО2 в государственный Реестр учета граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне на получение удостоверения единого образца РФ с полученной суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения, превышающая 25 сЗв (бэр) и направить в МЧС РФ представление об оформлении и выдаче удостоверения единого образца РФ, подтверждающего право на льготы, установленные ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ФИО2 удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне».

В судебном заседании ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО5 заявленные исковые требования поддержали и просили суд удовлетворить иск в полном объеме по изложенным в нем основаниям, указывая также на то, что в отношении брата истицы уже было принято судебное решение об удовлетворении аналогичных требований, которое сторона истца полагает имеющим преюдициальное значение при разрешении настоящего спора. Кроме того, сторона истца полагает, что достаточным основанием для удовлетворения иска является сам по себе установленный факт проживания истицы в определенной местности и в определенный период, в связи с чем, представление каких-либо иных доказательств (в т.ч. в подтверждение размера полученной дозы облучения) не является необходимым и целесообразным.

Явившаяся в судебное заседание представитель Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО6 полагала заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая также на то, что заявленные требования не основаны на действующем законодательстве, поскольку стороной истца не доказан факт наличия у неё дозы облучения в размере, необходимом для назначения мер социальной поддержки.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду сообщено не было, в связи с чем, и с учетом положений ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 ФИО10) Л.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, включенном в перечень населенных пунктов <адрес> подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №162-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 356-р.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" государством за гражданами, проживавшими в период с 1949-1963 гг. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения более 5 сЗв (бэр), признано право на возмещение вреда здоровью посредством предоставления мер социальной поддержки.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. п. 2, 3 "Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (п. 2). Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). Одновременно с документами, указанными в настоящем пункте Порядка, гражданами представляется согласие на обработку персональных данных. При обращении гражданина за получением удостоверения и представлении документов о проживании в населенном пункте, включенном в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, в период, не включающий день проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на жителей этого населенного пункта, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в организации, определяемой в соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 634, заключение о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне.

Таким образом, законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). При этом, в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 404-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Из вышеизложенного следует, что проживание граждан в 1949-1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), само по себе не является подтверждением того, что ими была получена доза облучения более 5 сЗв (бэр). Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако стороной истца не было доказано наличие необходимых условий, в совокупности являющихся основанием для распространения мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне". Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

Факт проживания ФИО2 на территории <адрес> в установленный законом период с 1949 по 1963 г.г., достоверно подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Данный населенный пункт входит в перечень населенных пунктов <адрес> подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №162-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 356-р.

Вместе с тем, в соответствии с законом, для получения гражданами социальных гарантий, помимо проживания в указанном районе в спорные периоды времени, необходимо также наличие заключения компетентного органа о получении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

В материалы дела представлено заключение КГБУ НИИ РМЭП от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому суммарная (накопленная) эффективная доза облучения вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне полученная ФИО2 составляет менее 5 сЗв (бэр).

Таким образом, факт получения истцом дозы облучения свыше 5 сЗв вследствие взрывов на <адрес> полигоне истцом не доказан, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Указанный вывод суда также соответствует сложившейся судебной практике (апелляционное определение <адрес>вого суд от от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ; апелляционное определение <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ). Доводы же истца о преюдициальном значении решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., которым удовлетворен иск с аналогичными требованиями ФИО7 – брата истца, не могут быть приняты во внимание при разрешении настоящего спора и являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании истицей приводимых положений закона (данное решение вынесено в отношении другого лица, в связи с чем, оно не может иметь преюдициального значения при разрешении настоящего спора и не может достоверно свидетельствовать о наличии необходимой суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения у ФИО2).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Департаменту социальной защиты <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, о возложении обязанности по включению ФИО2 в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и выдаче удостоверения установленного образца – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.Г. Щербатых

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Щербатых Е.Г.

при секретаре Маликове В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шашковой ФИО9 к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, о возложении обязанности по включению Шашковой ФИО8 в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и выдаче удостоверения установленного образца,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в <адрес>. Данный населенный пункт входит в перечень населенных пунктов <адрес> подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №162-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 356-<адрес> указанному перечню, население получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения 25 сЗв (вследствие ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ года). Однако по обращению с заявлением о выдаче удостоверения установленного образца как подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в КУВО «УСЗН <адрес>», ей было отказано, по тем основаниям, что ею не были представлены документы о получении суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения.

Истец не согласна с отказом по тем основаниям, что положениями Федерального закона Российской Федерации «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 г.г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). При этом Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, положениями которых определен порядок удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне» не содержат в себе указания об обязанности предоставления гражданином доказательства получения им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, поскольку данное обстоятельство подтверждается самим фактом проживания гражданина в местности, включенной в Перечень населенных пунктов <адрес>, население которых подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне ДД.ММ.ГГГГ года.

Более того, в законе не указано, какие именно доказательства должны быть представлены гражданином для подтверждения получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, с учетом того, что изначально в Законе четко отражена территориальная рамка и временное ограничение для лиц, которые признаются в силу закона подвергшимися радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и которым подлежат выдаче удостоверения установленного образца.

Однако до настоящего времени удостоверение установленного образца на имя ФИО2 не оформлено и ею не получено. Считая свои права нарушенными, ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором, с учетом представленных ДД.ММ.ГГГГ уточнений, просит признать её подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 25 сЗв; обязать Департамент труда и социального развития <адрес> (Департамент социальной защиты <адрес>) включить данные ФИО2 в государственный Реестр учета граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне на получение удостоверения единого образца РФ с полученной суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения, превышающая 25 сЗв (бэр) и направить в МЧС РФ представление об оформлении и выдаче удостоверения единого образца РФ, подтверждающего право на льготы, установленные ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ФИО2 удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне».

В судебном заседании ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО5 заявленные исковые требования поддержали и просили суд удовлетворить иск в полном объеме по изложенным в нем основаниям, указывая также на то, что в отношении брата истицы уже было принято судебное решение об удовлетворении аналогичных требований, которое сторона истца полагает имеющим преюдициальное значение при разрешении настоящего спора. Кроме того, сторона истца полагает, что достаточным основанием для удовлетворения иска является сам по себе установленный факт проживания истицы в определенной местности и в определенный период, в связи с чем, представление каких-либо иных доказательств (в т.ч. в подтверждение размера полученной дозы облучения) не является необходимым и целесообразным.

Явившаяся в судебное заседание представитель Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО6 полагала заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая также на то, что заявленные требования не основаны на действующем законодательстве, поскольку стороной истца не доказан факт наличия у неё дозы облучения в размере, необходимом для назначения мер социальной поддержки.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду сообщено не было, в связи с чем, и с учетом положений ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 ФИО10) Л.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, включенном в перечень населенных пунктов <адрес> подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №162-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 356-р.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" государством за гражданами, проживавшими в период с 1949-1963 гг. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения более 5 сЗв (бэр), признано право на возмещение вреда здоровью посредством предоставления мер социальной поддержки.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне" предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. п. 2, 3 "Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне", утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (п. 2). Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). Одновременно с документами, указанными в настоящем пункте Порядка, гражданами представляется согласие на обработку персональных данных. При обращении гражданина за получением удостоверения и представлении документов о проживании в населенном пункте, включенном в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, в период, не включающий день проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на жителей этого населенного пункта, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в организации, определяемой в соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 634, заключение о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне.

Таким образом, законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). При этом, в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 404-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Из вышеизложенного следует, что проживание граждан в 1949-1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), само по себе не является подтверждением того, что ими была получена доза облучения более 5 сЗв (бэр). Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако стороной истца не было доказано наличие необходимых условий, в совокупности являющихся основанием для распространения мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне". Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

Факт проживания ФИО2 на территории <адрес> в установленный законом период с 1949 по 1963 г.г., достоверно подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Данный населенный пункт входит в перечень населенных пунктов <адрес> подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №162-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 356-р.

Вместе с тем, в соответствии с законом, для получения гражданами социальных гарантий, помимо проживания в указанном районе в спорные периоды времени, необходимо также наличие заключения компетентного органа о получении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

В материалы дела представлено заключение КГБУ НИИ РМЭП от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому суммарная (накопленная) эффективная доза облучения вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне полученная ФИО2 составляет менее 5 сЗв (бэр).

Таким образом, факт получения истцом дозы облучения свыше 5 сЗв вследствие взрывов на <адрес> полигоне истцом не доказан, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Указанный вывод суда также соответствует сложившейся судебной практике (апелляционное определение <адрес>вого суд от от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ; апелляционное определение <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ). Доводы же истца о преюдициальном значении решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., которым удовлетворен иск с аналогичными требованиями ФИО7 – брата истца, не могут быть приняты во внимание при разрешении настоящего спора и являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании истицей приводимых положений закона (данное решение вынесено в отношении другого лица, в связи с чем, оно не может иметь преюдициального значения при разрешении настоящего спора и не может достоверно свидетельствовать о наличии необходимой суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения у ФИО2).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Департаменту социальной защиты <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне, о возложении обязанности по включению ФИО2 в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес> полигоне и выдаче удостоверения установленного образца – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.Г. Щербатых

1версия для печати

2-3474/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шашкова Любовь Алексеевна
Ответчики
КУВО "УСЗН ВО"
КУВО "УСЗН" Левобережного района г. Воронежа
МЧС России
Другие
ДТиСР
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Щербатых Евгений Геннадьевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
27.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.05.2014Передача материалов судье
29.05.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2014Предварительное судебное заседание
10.07.2014Судебное заседание
22.07.2014Судебное заседание
28.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2015Дело оформлено
16.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее