УИД 24RS0026-01-2021-000098-41
Дело № 2-94/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2021 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Чернышовой Г.А.,
с участием истца Сукачева С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сукачева С. М. к МБОУ «Качульская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Сукачев С.М. обратился в суд с иском к МБОУ «Качульская СОШ» о возложении обязанности по уплате страховых взносов в ПФ РФ и компенсации морального вреда.
Заявленное требование мотивировал следующим.
С 14.12.2009 г. по настоящее время Сукачев С.М. работает в МБОУ «Качульская СОШ» в должности <...>, в связи с чем у него возникает право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в особых условиях труда, согласно списку № 2.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета, полученных им в УПФ РФ в Курагинском районе (межрайонное), ему стало известно о том, что ему не был зачтен в специальный страховой стаж период работы в должности <...> с 01.01.2013 г. по 15.05.2013 г., с 16.09.2013 г. по 15.05.2014 г., с 16.09.2014 г. по 31.12.2014 г., так как работодатель в указанные периоды не начислял и не уплачивал страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ.
Указанными действиями работодателя ему причинен моральный вред, денежную компенсацию которого оценивает в 10000 руб.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Сукачев С.М. просил возложить на МБОУ «Качульская СОШ» обязанность по начислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на тарифам, установленным ст. 428 НК РФ за периоды с 01.01.2013 г. по 15.05.2013 г., с 16.09.2013 г. по 15.05.2014 г., с 16.09.2014 г. по 31.12.2014 г; взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., а также понесенные судебные расходы.
В судебном заседании истец Сукачев С. М. поддержал заявленные им требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика- МБОУ «Качульская СОШ», а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора- УПФР в г. Минусинске (межрайонное), МБУ « Каратузская районная централизованная бухгалтерия» и Межрайонной инспекции № 10 по Красноярскому краю в судебное заседание не явились.
Представителем ответчика, а также представителями третьих лиц- УПФ РФ, МБУ « Каратузская районная централизованная бухгалтерия» представлены письменные ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Учитывая надлежащее и своевременное извещение лиц, участвующих деле, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование- обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предпринимателя, физические лица.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по норматива, предусмотренным настоящим Федеральным законом и ФЗ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном( персонифицированном)учете в системе обязательного пенсионного страхования ( ч. 1 ст. 10 ФЗ № 167-ФЗ)
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", периоды работы, предусмотренные в том числе, пунктом 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные в частности, пунктом 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
В соответствии с пунктами 4, 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Пунктом 1 статьи 33.2 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с I января 2015 года - страховой пенсии), за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Размер дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемого работодателями, имеющими рабочие места с вредными и опасными производствами, определен в ст. 428 Налогового кодекса РФ.
В абз. 3 пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.
Судом установлено, что Сукачев С.М. 14.12.2009 г. принят на работу в МБОУ «Качульская средняя общеобразовательная школа» на должность <...>. В данной должности продолжает работать и по настоящее время, что подтверждено сведениями из трудовой книжки истца.
Согласно информации, предоставленной Муниципальным специализированным бюджетным учреждением по ведению бухгалтерского учета « Районная централизованная бухгалтерия» дополнительные тарифы страховых взносов в размере 6% начисляются и уплачиваются с 2015 г. За период с 2013 г. по 2014 г. включительно дополнительные тарифы не начислялись и не уплачивались.
Таким образом, ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что в отношении Сукачева С.М. им не начислялись и не уплачивались дополнительные тарифы по страховых взносам за 2013 г. и за 2014 г.
Данная информация подтверждается и сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которых следует, что периоды работы истца, имевшие место до 2014 г. в должности кочегара в Качульской СОШ, не отражены как учитываемые для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Допущенное бездействие работодателя нарушает пенсионные права истца, поскольку периоды трудовой деятельности на работе с вредными условиями труда, за которые работодателем не уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, не учитываются при определении специального трудового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также должны учитываться требования разумности и справедливости. Принимая во внимание нарушение трудовых прав на своевременную и в полном объеме уплату работодателем страховых взносов, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, а также учитывая обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, суд считает необходимым частично удовлетворить требования Сукачева С.М. о взыскании с работодателя компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, полагая, что именно данный размер компенсации будет соответствовать степени нравственных страданий истца.Кроме того, в связи с удовлетворением исковых требований, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию и судебные расходы, понесенные истцом в связи с обращением в суд. Данные расходы в размере 5000 руб., состоят из оплаты услуг по составлению искового заявления. Понесенные истцом расходы документально подтверждены и признаются судом необходимыми, вызванными восстановлением нарушенного права на пенсионное обеспечение. В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика –образовательного учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 руб. (300 руб. за требование неимущественного характера о возложении обязанности и 300 руб.-за требование о компенсации морального вреда.) |
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 428 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2013 ░. ░░ 15.05.2013 ░., ░ 16.09.2013 ░. ░░ 15.05.2014 ░., ░ 16.09.2014 ░. ░░ 31.12.2014 ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 5000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 6000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 600 (░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░