Дело № 2-247/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснослободск Республики Мордовия |
07 июля 2017 года |
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Антоновой А.В.,
при секретаре судебного заседания Ушаковой Г.В.,
с участием:
истца - Аверкина В. В.,
ответчика - межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснослободский» в лице представителя Волкова Е. В., действующего на основании доверенности,
ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в лице представителя Иванушкиной Ю. А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аверкина В. В. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснослободский» и Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о включении периода службы в вооруженных силах в выслугу лет в льготном исчислении и об осуществлении перерасчета пенсии по выслуге лет,
установил:
Аверкин В.В. обратился в суд к ММО МВД России «Краснослободский» и Министерству внутренних дел по Республике Мордовия, просив обязать ответчиков включить в подсчет выслуги лет в льготном исчислении период службы по призыву в отдаленной местности Российской Федерации (Хабаровском крае) с 5 сентября 1994 года по 10 сентября 1996 года из расчета один месяц за полтора месяца, и произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с момента назначения пенсии - с 16 марта 2017 года (л.д. 1-2).
По существу заявленных требований истец указал, что в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом начальника ММО МВД России «Краснослободский» от 15 марта 2017 года № 37 л\с он был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 (по состоянию здоровья), выслуга лет в органах внутренних дел, как указано в приказе, по состоянию на 15 марта 2017 года составляет в календарном исчислении - 21 год 06 месяцев 26 дней, в льготном исчислении - 22 года 02 месяца 27 дней.
11 января 2011 года истец был сокращен в связи с сокращением должности, и согласно приказу №25 л/с от 13 января 2011 года, по состоянию на 11 января 2011 года его выслуга составляла в календарном исчислении - 15 лет 04 месяца 17 дней, в льготном исчислении -16 лет 04 месяца 20 дней.
Как указывает истец, при увольнении в его выслугу лет не был засчитан в льготном исчислении (один месяц службы за полтора месяца) период военной службы с сентября 1994 г. по сентябрь 1996 г. в отдаленной местности Российской Федерации (Хабаровский край) в качестве офицера.
27 марта 2017 года истец обращался в ММО МВД России «Краснослободский» с просьбой включить в льготном исчислении в выслугу лет период службы по призыву в отдаленной местности Российской Федерации (Хабаровский край), в период с сентября 1994 г. по сентябрь 1996 г., на что ММО ответил отказом, сославшись на пункт 5 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление № 941 от 22 сентября 1993 г.).
Истец полагает данный отказ незаконным и необоснованным, считает, что ММО МВД России «Краснослободский» необоснованно ссылается на пункт 5 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г., так как в данном пункте указано, что в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении засчитываются только военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. По мнению истца,к нему применим абзац 9 подпункта г) пункта 3 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г., где указано, что выслуга для назначения пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца службы - в отдаленных местностях Российской Федерации согласно приложения №1 (раздел 2, с учетом указанных в этом разделе сроков). Хабаровский край входит в перечень приложения №1 радела 2 Постановления.
Как указывает истец, ответчиком ММО незаконно отказано во включении периода военной службы в льготном исчислении с 5 сентября 1994 года по 10 сентября 1996 года, так как в данный период истец проходил военную службу на офицерской должности (командир мотострелкового взвода) в звании старший лейтенант, на территории Бикинского района Хабаровского края.
Истец полагает, что при определении его выслуги лет следует применять положения абзаца 9 подпункта г) пункта 3 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г. Кроме того, при его увольнении из органов внутренних дел по сокращению штата 11 января 2011 года период военной службы с сентября 1994 года по сентябрь 1996 года был включен как один месяц службы за полтора месяца (приказ от 13 января 2011 г. № 25 л/с МВД по Республике Мордовия о внесении изменений в приказ № 2 л/с от 11 января 2011 года).
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МВД по Республике Мордовия возражала относительно удовлетворения исковых требований, указала на неверное толкование истцом положений абзаца 9 подпункта г) пункта 3 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г. По мнению представителя ответчика, пункт 3 Постановления определяет льготное исчисление периодов, входящих в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной пожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, однако военная службы по призыву в данном пункте отсутствует. Кроме того, данная норма регулирует не порядок прохождения военной службы по призыву, а устанавливает порядок исчисления выслуги лет для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, служивших в Хабаровском крае, и уволенных со службы того же края. Считает, что к истцу применим пункт 5 Постановления.
Представитель ответчика ММО МВД России «Краснослободский» возражал по поводу удовлетворения иска, указал, что согласно абзацу 1 пункта 5 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г. военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба) засчитывается в выслугу лет в календарном исчислении, а Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» утратил силу с 1 января 2002 года.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд находит исковое заявление Аверкина В.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Аверкин В.В. приказом ММО МВД России «Краснослободский» от 15 марта 2017 года № 37 л/с уволен с 15 марта 2017 года со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья. Ответчиками признана выслуга лет истца продолжительностью в календарном исчислении 21 год 06 месяцев 26 дней, в льготном исчислении - 22 года 02 месяца 27 дней, в том числе период службы в Вооруженных силах Российской Федерации с 29 августа 1994 года по 11 сентября 1996 года - в календарном исчислении продолжительностью 2 года 00 месяцев 12 дней.
Аверкин В.В. в период с 05 сентября 1994 года по 10 сентября 1996 года проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации на территории Хабаровского края в звании лейтенанта, затем старшего лейтенанта на должности командира взвода, что подтверждается его военным билетом (л.д. 3-7) и записью в трудовой книжке за № 1 (л.д.13).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется его действие, в частности указаны лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, а также лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах.
По правилам статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, лица, указанные в статье 1 указанного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
При этом пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм (ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 указанного Закона засчитывается как военная служба, так и служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 10 подпункта г) пункта 3 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г. предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца - в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению № 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков).
В свою очередь в разделе II приложения № 1 к Постановлению № 941 от 22 сентября 1993 г. указан Хабаровский край - в Ванинском, Николаевском, Советско-Гаванском и Ульчском районах, в городах Николаевске-на-Амуре и Советской Гавани: для военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме милиции) - с 25 июня 1949 г., а для личного состава милиции - с 1 января 1970 г., для сотрудников полиции - с 1 марта 2011 г.; на остальной территории края: для военнослужащих - с 1 января 1985 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - с 1 января 1988 г.
Поскольку истец проходил срочную военную службу на территории Хабаровского края в 1994-1996 годах, на него распространяются положения абзаца 10 подпункта г) пункта 3 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г. о льготном исчислении периода службы - один месяц службы за полтора.
Возражения представителей ответчиков основаны на неверном толковании закона.
Действительно, статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 специальное пенсионное обеспечение распространено не на всех военнослужащих, а только на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение же лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Указанному корреспондирует норма абзаца 1 пункта 5 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г., согласно которой военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Суд учитывает, что проверка законности абзаца 1 пункта 5 Постановления № 941 от 22 сентября 1993 г. осуществлялась Верховным судом Российской Федерации (решение от 06 июня 2012 г. № АКПИ12-630, оставленное без изменения определением от 09 октября 2012 г. № АПЛ12-542).
Следует отметить, что такая проверка была осуществлена на соответствие абзаца 1 пункта 5 Постановления части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и статье 37 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Верховный суд Российской Федерации в своем решении указал, что согласно частям второй и третьей названной статьи37 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» срок привлечения личного состава соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать три месяца. При этом: срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца; срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.
Таким образом, Верховный суд Российской Федерации в своем решении установил, что федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет.
Вопреки утверждению представителей ответчиков, в своем решении Верховный суд Российской Федерации не указывал на то, что военная служба в отдаленных местностях Российско Федерации в качестве офицера не должна включаться в выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за полтора).
Возражения представителей ответчиков в целом сводятся к распространению на лиц, проходивших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в качестве офицеров, положений, предусмотренных для лиц, проходивших военную службу по призыву не в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины.
В связи с этим представители ответчиков не учитывают, что истец проходил военную службу по призыву не в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины, а в качестве офицера (лейтенанта, впоследствии - старшего лейтенанта).
Вопреки доводам возражений представителя МВД по Республике Мордовия, в пункте 3 Постановления военная служба по призыву не исключена.
Как указано в частях 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту); граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Таким образом, понятие военной службы охватывает как военную службу по призыву, так и по контракту.
Исключение для военной службы по призыву установлены в своей системной взаимосвязи статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и пунктом 5 Постановления от 22 сентября 1993 г. № 941. Однако, как уже указывалось, такое исключение установлено для лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу), и на лиц офицерского состава не распространяется.
Следует отметить, что понятие действительной срочной военной службы, использованное в статье 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, содержалось в Законе СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», и относилось к срочной службе солдат, матросов, сержантов и старшин (статья 8 главы I закона и глава II закона).
Статьей 66 Закона СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» лица офицерского состава запаса могли быть определены в мирное время на действительную военную службу для использования на офицерских должностях в добровольном порядке или по призыву - на два-три года из числа лиц, имеющих возраст не более 30 лет, в количестве и по военно-учетным специальностям, определяемым Советом Министров СССР. Такая служба относилась к воинской службе офицерского состава (глава VIII закона).
Закон СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» был признан утратившим силу с принятием Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455 «О воинской обязанности и военной службе», действовавшего в период прохождения военной службы Аверкиным В.В.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 11февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», гражданин, не прошедший военной службы, окончивший государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации с присвоением офицерского воинского звания, призванный на военную службу, проходил военную службу в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Аверкин В.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации как гражданин, не прошедший военной службы, окончивший государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации с присвоением офицерского воинского звания, призванный на военную службу. Указанное подтверждается материалами дела и в целом не оспаривается представителями ответчика.
Статьей 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» - звания должности лейтенанта, старшего лейтенанта отнесены к младшим офицерским. Аналогичное правое регулирование содержалось и в статье 46 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», действовавший в период военной службы истца, устанавливал правовой режим службы как для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Действующим в настоящее время Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу лиц, состоящих в запасе (в том числе успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса), предусмотрен только в период мобилизации и в период военного положения (часть 2 ст. 1, ст. 22 закона).
Таким образом, законодатель последовательно различал службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительная срочная военная служба), и службу по призыву лиц офицерского состава, что нашло свое отражение и в дифференциации условий специального пенсионного обеспечения.
Довод представителя ответчика ММО МВД России «Краснослободский» об утрате с 1 января 2002 года сила Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», которым предусматривалось включение в трудовой стаж в льготном исчислении службы по призыву, судом отклоняется, так как указанной закон РСФСР регулировал вопросы установления пенсий по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет (в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью), которые предметом настоящего спора не являются.
Учитывая, что в соответствии со ст. 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, кроме следующих случаев назначения им пенсии с более поздних сроков: при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения, - со дня установления инвалидности, истец правомерно ставит вопрос о перерасчете размера пенсии с 16 марта 2017 года - дня назначения пенсии, следующего за днем увольнения на основании приказа ММО МВД России «Краснослободский» от 15 марта 2017 года.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Аверкина В. В. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснослободский» и Министерству внутренних дел по Республике Мордовия удовлетворить.
Обязать межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснослободский» включить период службы по призыву Аверкина В. В. в отдаленной местности Российской Федерации (Хабаровском крае) с 05 сентября 1994 г. по 10 сентября 1996 г. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении как полтора месяца выслуги за один месяц службы.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Мордовия осуществить перерасчет пенсии по выслуге лет Аверкину В. В. с 16 марта 2017 года с учетом включения периода службы по призыву Аверкина В. В. в отдаленной местности Российской Федерации (Хабаровском крае) с 05 сентября 1994 г. по 10 сентября 1996 г. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении как полтора месяца выслуги за один месяц службы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья |
А.В. Антонова |