Судья ФИО5 Дело № 33-2951
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2014 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Кружковой А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Кузина ФИО15 к УМВД РФ по г. Орлу о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе УМВД РФ по г. Орлу на решение Советского районного суда г. Орла от 27 октября 2014 г., которым постановлено:
«Исковое заявление Кузина ФИО16 к УМВД России по г. Орлу о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Обязать УМВД России по г. Орлу восстановить Кузина ФИО17 с составом семьи <...> человека (он, <...> ФИО1, <...> ФИО2, <...> ФИО3) в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с <дата>».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя УМВД России по г. Орлу Зайцеву Е.В., поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Кузина А.И., Кузиной Т.Н. и Любаковой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
установила:
Кузин А.И. обратился в суд с иском к УМВД РФ по г. Орлу о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указывал, что с <...> по <...> годы проходил службу в органах внутренних дел и был уволен по ограниченному состоянию здоровья.
В период прохождения службы он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоял на учете в УМВД РФ по г. Орлу.
В <...> году ему на основании решения жилищно-бытовой комиссии <адрес> г. Орла на семью в составе четырех человек, была предоставлена <...> квартира, расположенная по адресу <адрес>, без снятия с очереди.
При обращении в 2014 г. в УМВД России по Орловской области ему стало известно о том, что он не значится состоящим на очереди УМВД России по г. Орлу на улучшение жилищных условий.
В связи с чем, просил суд обязать ответчика восстановить его в составе семьи из четырех человек в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД РФ по г. Орлу ставит вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о несогласии с выводом суда о восстановлении в очереди семьи Кузина, поскольку при формировании УМВД России по г. Орлу списка единой очереди сведений о Кузине А.И., как о лице, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, районным отделом милиции, где он проходил службу, представлено не было.
Указывает, что формирование списков единой очереди происходит на основании представления заявителями необходимых документов, однако Кузин А.И. с подобным заявлением не обращался, что свидетельствует об отсутствии у него нуждаемости в жилом помещении.
Полагает, что, получив в <...> г., а в дальнейшем, приобретя в собственность, предоставленную ему квартиру по <адрес> в <адрес>, Кузин А.И. реализовал свое право на улучшение жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда.
Согласно Приказу МВД РФ от 05 января 1996 г. № 18 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» (действующему на момент возникновения спорных правоотношений) при постановке на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставлении им жилых помещений необходимо было руководствоваться действующими законодательными, иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах ЖБК указывать конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 г.) жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Статья 32 ЖК РСФСР предусматривала основания для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищный условий: улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Согласно со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Вводный закон) к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учёта, которые приняты на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Таким гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу вышеназванных положений закона, граждане, поставленные на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп.1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение этого жилья по договору социального найма.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Кузин А.И. с <дата> проходил службу в <...> и с <...> г. является <...> (л. д. 10-13, 14).
В период прохождения службы Кузин А.И. был поставлен на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи <...> человека: он, <...> – ФИО1, <...> – ФИО9, <...> – ФИО3
В целях улучшения жилищных условий, на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии <...> <адрес> от <дата> Кузину А.И., как очереднику, было решено предоставить <...> комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> без снятия с очереди (л. д. 37).
Указанная квартира была предоставлена Кузину А.И. (без снятия с очереди) на основании постановления администрации <адрес> от <дата> № (л. д. 7) и <дата> на основании Закона РФ от <дата> № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передана в собственность Кузину А.И. и членам его семьи: ФИО1, ФИО12 (ФИО2) ФИО18 и ФИО3 (л. д. 54-55, 44-47), которые в ней зарегистрированы и проживают по настоящее время (л. д. 48).
В ходе судебного разбирательства также было установлено, что квартира, предоставленная семье Кузиных, состоит из <...> комнат и имеет общую площадь - <...> кв.м, жилую - <...> кв.м (л. д. 51-53).
Статьей 38 ЖК РСФСР была установлена предельная норма жилой площади на одного человека в размере 12 кв.м., минимальный размер нормы предоставления жилой площади вправе был устанавливать субъект Российской Федерации.
В соответствии с «Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в области», утвержденными решением исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов № 159 от 10 апреля 1987 года (действующими на момент предоставления Кузину А.И. жилого помещения) норма предоставления жилой площади на каждого члена семьи была определена в размере от 9 до 12 кв.м (п. 46).
Пунктом 22 этих же Правил было установлено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв.м. и отпали другие основания для предоставления жилья (пп. а).
Поскольку на каждого члена семьи истца в предоставленной в <дата> г. квартире приходилось менее 9 кв.м жилой площади (7.23 кв.м. на человека (28.9 /4), то оснований для снятия Кузина А.И. с очереди нуждающихся не имелось, поскольку он не был обеспечен жилой площадью по действующей на тот момент норме предоставления.
Остаются Кузин А.И. с членами своей семьи нуждающимися и на момент разрешения спора, поскольку на каждого члена его семьи в предоставленной квартире приходится менее учетной нормы площади жилого помещения 11.5 кв.м. общей площади (<...> кв.м.), другого жилого помещения, которое принадлежало бы им на каком-либо праве, последние не имеют.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец и его семья как после предоставления квартиры по <адрес> в <адрес>, так и в настоящее время являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Кузин А.И. не утратил право стоять на учете нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, должен быть восстановлен на соответствующем учете с составом семьи <...> человека.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, поскольку из анализа вышеприведенных положений закона, следует, что норма ч. 2 ст. 6 Вводного закона предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет до 01 марта 2005 г., только в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены.
Ввиду изложенного, несостоятельным является довод жалобы о том, что приобретя в собственность предоставленную квартиру, Кузин А.И. утратил основания, дающие ему право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не влечет отмену решения и ссылка в жалобе на то, что формирование списков единой очереди происходит на основании представления заявителями необходимых документов, однако Кузин А.И. с подобным заявлением не обращался, что свидетельствует об отсутствии у него нуждаемости в жилом помещении, поскольку принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также обязанность по ведению соответствующего учетного дела и ежегодной перерегистрации таких лиц, законодательством возложена на ответчика.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 27 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД РФ по г. Орлу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья ФИО5 Дело № 33-2951
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2014 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Кружковой А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Кузина ФИО15 к УМВД РФ по г. Орлу о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе УМВД РФ по г. Орлу на решение Советского районного суда г. Орла от 27 октября 2014 г., которым постановлено:
«Исковое заявление Кузина ФИО16 к УМВД России по г. Орлу о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Обязать УМВД России по г. Орлу восстановить Кузина ФИО17 с составом семьи <...> человека (он, <...> ФИО1, <...> ФИО2, <...> ФИО3) в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с <дата>».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя УМВД России по г. Орлу Зайцеву Е.В., поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Кузина А.И., Кузиной Т.Н. и Любаковой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
установила:
Кузин А.И. обратился в суд с иском к УМВД РФ по г. Орлу о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указывал, что с <...> по <...> годы проходил службу в органах внутренних дел и был уволен по ограниченному состоянию здоровья.
В период прохождения службы он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоял на учете в УМВД РФ по г. Орлу.
В <...> году ему на основании решения жилищно-бытовой комиссии <адрес> г. Орла на семью в составе четырех человек, была предоставлена <...> квартира, расположенная по адресу <адрес>, без снятия с очереди.
При обращении в 2014 г. в УМВД России по Орловской области ему стало известно о том, что он не значится состоящим на очереди УМВД России по г. Орлу на улучшение жилищных условий.
В связи с чем, просил суд обязать ответчика восстановить его в составе семьи из четырех человек в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД РФ по г. Орлу ставит вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о несогласии с выводом суда о восстановлении в очереди семьи Кузина, поскольку при формировании УМВД России по г. Орлу списка единой очереди сведений о Кузине А.И., как о лице, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, районным отделом милиции, где он проходил службу, представлено не было.
Указывает, что формирование списков единой очереди происходит на основании представления заявителями необходимых документов, однако Кузин А.И. с подобным заявлением не обращался, что свидетельствует об отсутствии у него нуждаемости в жилом помещении.
Полагает, что, получив в <...> г., а в дальнейшем, приобретя в собственность, предоставленную ему квартиру по <адрес> в <адрес>, Кузин А.И. реализовал свое право на улучшение жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда.
Согласно Приказу МВД РФ от 05 января 1996 г. № 18 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» (действующему на момент возникновения спорных правоотношений) при постановке на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставлении им жилых помещений необходимо было руководствоваться действующими законодательными, иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах ЖБК указывать конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 г.) жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Статья 32 ЖК РСФСР предусматривала основания для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищный условий: улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Согласно со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Вводный закон) к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учёта, которые приняты на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Таким гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу вышеназванных положений закона, граждане, поставленные на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могут быть сняты с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп.1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение этого жилья по договору социального найма.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Кузин А.И. с <дата> проходил службу в <...> и с <...> г. является <...> (л. д. 10-13, 14).
В период прохождения службы Кузин А.И. был поставлен на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи <...> человека: он, <...> – ФИО1, <...> – ФИО9, <...> – ФИО3
В целях улучшения жилищных условий, на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии <...> <адрес> от <дата> Кузину А.И., как очереднику, было решено предоставить <...> комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> без снятия с очереди (л. д. 37).
Указанная квартира была предоставлена Кузину А.И. (без снятия с очереди) на основании постановления администрации <адрес> от <дата> № (л. д. 7) и <дата> на основании Закона РФ от <дата> № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передана в собственность Кузину А.И. и членам его семьи: ФИО1, ФИО12 (ФИО2) ФИО18 и ФИО3 (л. д. 54-55, 44-47), которые в ней зарегистрированы и проживают по настоящее время (л. д. 48).
В ходе судебного разбирательства также было установлено, что квартира, предоставленная семье Кузиных, состоит из <...> комнат и имеет общую площадь - <...> кв.м, жилую - <...> кв.м (л. д. 51-53).
Статьей 38 ЖК РСФСР была установлена предельная норма жилой площади на одного человека в размере 12 кв.м., минимальный размер нормы предоставления жилой площади вправе был устанавливать субъект Российской Федерации.
В соответствии с «Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в области», утвержденными решением исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов № 159 от 10 апреля 1987 года (действующими на момент предоставления Кузину А.И. жилого помещения) норма предоставления жилой площади на каждого члена семьи была определена в размере от 9 до 12 кв.м (п. 46).
Пунктом 22 этих же Правил было установлено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв.м. и отпали другие основания для предоставления жилья (пп. а).
Поскольку на каждого члена семьи истца в предоставленной в <дата> г. квартире приходилось менее 9 кв.м жилой площади (7.23 кв.м. на человека (28.9 /4), то оснований для снятия Кузина А.И. с очереди нуждающихся не имелось, поскольку он не был обеспечен жилой площадью по действующей на тот момент норме предоставления.
Остаются Кузин А.И. с членами своей семьи нуждающимися и на момент разрешения спора, поскольку на каждого члена его семьи в предоставленной квартире приходится менее учетной нормы площади жилого помещения 11.5 кв.м. общей площади (<...> кв.м.), другого жилого помещения, которое принадлежало бы им на каком-либо праве, последние не имеют.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец и его семья как после предоставления квартиры по <адрес> в <адрес>, так и в настоящее время являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Кузин А.И. не утратил право стоять на учете нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, должен быть восстановлен на соответствующем учете с составом семьи <...> человека.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, поскольку из анализа вышеприведенных положений закона, следует, что норма ч. 2 ст. 6 Вводного закона предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет до 01 марта 2005 г., только в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены.
Ввиду изложенного, несостоятельным является довод жалобы о том, что приобретя в собственность предоставленную квартиру, Кузин А.И. утратил основания, дающие ему право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не влечет отмену решения и ссылка в жалобе на то, что формирование списков единой очереди происходит на основании представления заявителями необходимых документов, однако Кузин А.И. с подобным заявлением не обращался, что свидетельствует об отсутствии у него нуждаемости в жилом помещении, поскольку принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также обязанность по ведению соответствующего учетного дела и ежегодной перерегистрации таких лиц, законодательством возложена на ответчика.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 27 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД РФ по г. Орлу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи