РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года <адрес>
Красноглинский районный суд в составе:
председательствующего судьи Кремневой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Аверяскиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1572/2022 по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Щербакову А. Я. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № по <адрес> обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с административным иском к Щербакову А.Я. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
В обоснование требований указано, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку в период с <дата> по <дата> являлся собственником транспортного средства. Однако свою обязанность по уплате транспортного налога за 2014-2019 в установленный законом срок не исполнил, в связи с чем образовалась недоимка, на которую начислены пени.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит взыскать с Щербакова А.Я. недоимку по транспортному налогу, на общую сумму 5 555,01 рублей, в том числе:
- за 2014 год в размере 1 200 рублей, пени 189,87 рублей с <дата> по <дата>, пени 355,44 рублей с <дата> по <дата>, пени 307,84 рублей с <дата> по <дата>,
- за 2015 год в размере 720 рублей, пени 99,53 рублей с <дата> по <дата>,
- за 2016 год в размере 720 рублей, пени 14,31 рублей с <дата> по <дата>,
- за 2017 год в размере 720 рублей, пени 10,90 рублей с <дата> по <дата>,
- за 2018 год в размере 720 рублей, пени 9,98 рублей с <дата> по <дата>,
- за 2019 год в размере 480 рублей, пени 7,14 рублей с <дата> по <дата>.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.
Определением суда от <дата> административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Щербакову А. Я. в части требования о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2014 год, оставлено без рассмотрения ввиду несоблюдения налоговым органом специальных требований статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и общих, предусмотренных статьей 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации
и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
На основании абзаца 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения, согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Из материалов дела следует, что Щербаков А.Я., ИНН №, в период
с <дата> по <дата> являлся собственником транспортного средства <данные изъяты> 1998 года выпуска, №, следовательно плательщиком транспортного налога.
В связи с недоимкой по транспортному налогу в адрес ответчика направлялись требования № по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога на сумму 720 рублей и пени на сумму 99,53 рублей (2015 год) со сроком уплаты до <дата>, № по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога на сумму 720 рублей и пени на сумму 14,31 рублей (2016 год) со сроком уплаты до <дата>, № по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога на сумму 720 рублей и пени на сумму 10,90 рублей (2017 год) со сроком уплаты до <дата>, № по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога на сумму 720 рублей и пени на сумму 9,98 рублей (2018 год) со сроком уплаты до <дата>, № по состоянию на <дата> об уплате транспортного налога на сумму 480 рублей и пени на сумму 7,14 рублей (2019 год) со сроком уплаты до <дата>, № по состоянию на <дата> об уплате пени по транспортному налогу на сумму 307,84 рублей со сроком уплаты до <дата>, № по состоянию на <дата> об уплате пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц на сумму 974,23 рублей со сроком уплаты до <дата>.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность
по уплате недоимки по транспортному налогу за 2015-2019 год.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Установлено, что <дата> налоговый орган обратился к мировому судье
с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности
по транспортному налогу с Щербакова П.Я. за 2015-2019 год.
<дата> мировым судьей судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> выдан судебный приказ №а-3433/2021 о взыскании
с административного ответчика в пользу ИФНС России по <адрес>
<адрес> недоимки за 2015-2019 год: транспортный налог в размере 4560 рублей, пени в размере 995,01 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> от <дата> судебный приказ
от <дата> по заявлению административного ответчика отменен. Однако обязанность по уплате задолженности по недоимке и пени налогоплательщиком не исполнена,
в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском
о взыскании с Щербакова А.Я. недоимки и пени по транспортному налогу в принудительном порядке.
Вместе с тем, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета
и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <дата>
№-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Поскольку в требовании № по состоянию на <дата> (сумма недоимки превысила 3000 рублей) срок уплаты недоимки и пени установлен до <дата>, а в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС России по <адрес> обратилась лишь <дата>, то есть со значительным пропуском шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен шестимесячный срок обращения в мировой суд.
Таким образом, установив, что на дату обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени с Щербакова А.Я., налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы недоимки по налогу и пени в связи с пропуском установленного законом срока для обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа, в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу о том, что данное обстоятельство является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Щербакову А. Я.
о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 720 рублей, пени 99,53 рублей с <дата> по <дата>, за 2016 год в размере 720 рублей, пени 14,31 рублей с <дата> по <дата>, за 2017 год в размере 720 рублей, пени 10,90 рублей с <дата> по <дата>, за 2018 год в размере 720 рублей, пени 9,98 рублей с <дата> по <дата>, за 2019 год в размере 480 рублей, пени 7,14 рублей с <дата> по <дата> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Н. Кремнева
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий Т.Н. Кремнева