№ 2-4458/6-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Снигур Е.А.,
при секретаре Ильинской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора г. Петрозаводска в интересах к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора г. Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах по тем основаниям, что он относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом льгот, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации. По достижению 18-летнего возраста и по настоявшее время жильем не обеспечен. Прокурор г. Петрозаводска просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления площади жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, указав, что полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы Администрации г. Петрозаводска, денежные средства перечислены и до конца не реализованы на сегодняшний день. Права нарушены, поскольку он имеет право на внеочередное получение жилья.
Истец в судебном заседании поддержал требования прокурора г. Петрозаводска.
Представитель ответчика , действующая на основании доверенности, пояснила, что категория лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна обеспечиваться жильем за счет средств бюджета Республики Карелия. В настоящее время денежные средства выделяются не в полном объеме и обеспечить всех жильем не представляется возможным. Кроме того, дополнительные трудности возникают в связи с приобретением жилья по конкурсу, объявленный ДД.ММ.ГГГГ конкурс не состоялся из-за отсутствия заявок. Отремонтированное за счет денежных средств Правительства Республики Карелия общежитие, обеспечило получение жилья 60 лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, что недостаточно на количество нуждающихся.
Заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.
Часть 5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В муниципальном образовании город Петрозаводск норма предоставления жилого помещения установлена Решением Петросовета от 27.12.2005 года и составляет 15 кв.м. общей площади на одного человека.
В судебном заседании установлено, что истец , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До своего совершеннолетия находился под опекой, в настоящее время работает. Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители истца ФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав.
Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом льгот, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского городского округа, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ учетный номер по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - №, что следует из письма и.о. заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа – председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени жилое помещение истцу в установленном порядке не предоставлено. Ответчик не оспаривал право истца на получение вне очереди жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, истец имеет право на предоставление ему по месту жительства (в <адрес>) вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм и исковые требования истца подлежат удовлетворению, должно быть предоставлено изолированное жилое помещение в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства на семью из одного человека.
Согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год в установленном данным законом порядке.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Администрация Петрозаводского городского округа, как орган местного самоуправления г. Петрозаводска, наделенный государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения в г. Петрозаводске, является надлежащим ответчиком по данному делу.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы Администрации Петрозаводского городского округа о недостаточном финансировании на цели предоставления жилья указанной категории граждан, поскольку действующее законодательство, устанавливая внеочередной порядок предоставления жилья необеспеченным жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусматривает существование очереди между этими лицами в органах местного самоуправления. Включив в ДД.ММ.ГГГГ году истца в такую очередь, ответчик фактически признал его наступившее право на получение жилья во внеочередном порядке, которое должно быть реализовано.
Кроме того, Администрации Петрозаводского городского округа из бюджета Республики Карелия выделялись субвенции на реализацию указанных полномочий, Доводы Администрации о недостаточности выделенных средств не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств того, что выделенные средства субвенций использованы Администрацией Петрозаводского городского округа в полном объеме в судебном заседании представлено не было. Кроме того, Администрация Петрозаводского городского округа в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, не лишена возможности требовать предоставления ей дополнительных субвенций на исполнение государственных полномочий в случае их недостаточности. Порядок использования субвенций утвержден Постановлением Правительства Республики Карелия от 21 января 2008 года № 10-П «О порядке расходования субвенций местным бюджетам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Республики Карелия». Кроме того, методика распределения субвенций на осуществление государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях определена ст.18.4 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2005 № 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия.
Довод представителя Администрации Петрозаводского городского округа на то, что исполнить государственные полномочия не представляется возможным также по причине отсутствия заявок на открытых конкурсах по размещению муниципального заказа, также не является обстоятельством, освобождающим ее от обязанности исполнить государственные полномочия в пределах выделенных средств субвенций.
На основании изложенного суд приходит к выводу о правомерности требований и.о. прокурора г. Петрозаводска, выступающего в интересах о предоставлении ему жилого помещения вне очереди к Администрации Петрозаводского городского округа.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить , ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение на семью из одного человека по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления жилых помещений в <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Снигур
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011г.