Дело № 92RS0003-01-2020-001637-68
Производство № 2-1625/2020
Категория 2.068
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 13.08.2020 года
Мотивированное решение составлено 18.08.2020 года
г. Севастополь 13 августа 2020 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Струковой П.С.,
при секретаре судебного заседания – Цурцумия К.М.,
с участием истца – Никифорова Л.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) – Представитель ОТВЕТЧИКА, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе – Представитель Третье лица, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Никифорова Л.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе о признании права на перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Никифорова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе, в котором просит:
- признать незаконным приказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе за исх. № М-255-11 от 20.02.2019 г. об отсутствии права Никифорова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на исчисление размера страховой пенсии по старости с учетом норм Федерального закона от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации в период с 01.01.2002 г. по 16.03.2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17.03.2014 г. по 31.12.2014 г. на территории города Севастополя;
- признать за истцом право на перерасчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом работы истца в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации в период с 01.01.2002 г. по 16.03.2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17.03.2014 г. по 31.12.2014 г. на территории города Севастополя;
- обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты обращения истца за назначением страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы необходимостью применения к истцу положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Установление факта постоянного проживания в г. Севастополе имеет для истца юридическое значение, поскольку сделает возможным применение к ней положения указанного Федерального закона и будет являться основанием для перерасчета пенсии и включения в стаж для исчисления размера пенсии периода ее работы с 01.01.2002 г. по 16.03.2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17.03.2014 г. по 31.12.2014 г. на территории города Севастополя.
Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила суду письменные возражения.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения истца, представителей истца и ответчика, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с часть. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Никифорова Л.В. является гражданкой Российской Федерации на основании паспорта серии № №, выданного 22.12.2008 года Отделением по району Головинским ОУФМС России по г. Москве в САО, код подразделения №, в котором имеется отметка о том, что истце с 29.04.2011 года по настоящее время зарегистрирована в <адрес>.
Из страхового свидетельства, выданного на имя истца, следует, что Никифорова Л.В. с 21.06.2010 года была застрахована в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из пенсионного (выплатного) дела на имя Никифорова Л.В., последняя с 10.12.2018 года является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно трудовой книжке на имя истца, последняя с 06.02.2001 года осуществляла трудовую деятельность на территории иностранного государства – Украины.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 11 Федерального Конституционного Закона №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров из числа граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Частью 6 ст. 11 вышеуказанного закона установлено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Таким образом, вышеуказанным законом гарантированы права граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки.
В силу с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01 января 2015 года предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.
Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Часть 1 ст. 4 Федерального Закона № 400-ФЗ предусматривает, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из ч.1 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» усматривается, что настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Принятие указанного закона № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года было обусловлено необходимостью правового урегулирования положения граждан, указанных в ч. 1 ст. 11 Федерального Конституционного Закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014, а именно граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ определено, что размеры пенсий, назначенных гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 01 января 2015 года в соответствии с законодательством РФ.
Из анализа вышеуказанных правовых норм можно прийти к выводу о том, что положения Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ могут быть применены к гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, которые приняли гражданство РФ в силу Федерального Конституционного Закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
В то же время, Никифорова Л.В. являлась гражданкой Российской Федерации до 2014 года, о чем свидетельствует паспорт гражданина РФ, страховое свидетельство на имя истца, а также подтверждено ею в судебном заседании. Следовательно, на истца распространялось действие законодательства Российской Федерации и до марта 2014 года, как на гражданина Российской Федерации.
Воспользовавшись своим конституционным правом на свободу передвижения и выбор места жительства, истцом в качестве места жительства в 2002 году выбран г. Севастополь (Украина).
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 16.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ содержится понятие индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Согласно СНИЛС истца она была застрахована в системе обязательного пенсионного страхования с 21.06.2010 г. Вместе с тем, за период с указанного времени по 2014 истцом не были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 года N 1578-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербинин М.Ю. на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 1, частью 3 статьи 2 и статьей 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что часть 1 статьи 1 и часть 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права лиц, задолго до указанной календарной даты приобретших гражданство Российской Федерации и в связи с этим имевших возможность формирования пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы на Украине.
Судом установлено, что по состоянию на 10.12.2018 г. у Никифорова Л.В. отсутствует необходимая минимальная сумма индивидуальных коэффициентов (баллов). Сведений об уплате страховых взносов за истца в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорный период, материалы выплатного дела истца не содержат.
Кроме того, относительно граждан Российской Федерации, получивших свое гражданство не в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а задолго до указанной в данном законе календарной даты, Конституционным судом Российской Федерации в своем определении от 20 апреля 2017 года № 820-0 разъяснено, что такая категория граждан имела возможность формирования своих пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы в Украине.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемая часть 3 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ, определяющая порядок подтверждения постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях решения вопроса о возможности применения установленных названным Федеральным законом специальных правил исчисления страхового (трудового) стажа и исчисления размера пенсии, направлена на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины.
В связи с отсутствием оснований для применения к истцу положений Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ, у суда отсутствуют правовые основания для установления факта постоянного проживания истца на территории города федерального значения Севастополя, в том числе на день принятия города Севастополя в состав Российской Федерации, поскольку установление данного факта необходимо истцу для подтверждения ее права на перерасчет страховой пенсии.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, относятся на истца по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Никифорова Л.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) о признании права на перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.С. Струкова