Дело № 2-3303/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 14 мая 2018 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Прокопьевой В.И.,
при секретаре Масловой М.В.,
с участием прокурора Быстровой А.В., представителя ответчика – Загорской Е.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – АО «АИЖК по ТО» Лаухина Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Тюменская домостроительная компания» об обязании произвести очистку земельного участка от отходов производства и потребления,
установил:
14.03.2018 в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился к ответчику с иском об обязании произвести очистку земельного участка от отходов производства и потребления.
Иск мотивирован тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению руководителя регионального исполкома ОНФ в Тюменской области ФИО12 №16ж-2018 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, которая показала следующее.
09.02.2018 Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с должностным лицом Управления Росприроднадзора по Тюменской области осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО (ориентир 117 км а/д «Байкал», район д.Комарова). В ходе обследования установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка имеются навалы загрязненного снега, проезд на участок ограничен.
Специалистами Управления Росприроднадзора по Тюменской области с привлечением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области, в момент выезда произведен отбор отходов от зимней уборки улиц на земельном участке с кадастровым номером № на определение химического состава (на содержание хлоридов, нефтепродуктов, свинца) и токсичности. Согласно представленным филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, а также заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 19.02.2018 №03 установлено, что в пробе отхода от зимней уборки улиц содержатся хлориды, нефтепродукты, свинец в следующих концентрациях:
Наименование компонента |
Единица измерения |
Результаты анализа (протокол №39/18-О(Т); №40/18-О/(Т)) |
Хлориды |
Мг/дм3 |
951,1 |
Нефтепродукты |
Мг/дм3 |
6,9 |
Свинец |
Мг/дм3 |
0,097 |
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее ФККО).
ФККО представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
При этом в ФККО имеется группа отходов - отходы от зимней уборки улиц, код-7 31 210 00 00 0.
По результатам отбора проб отходов от зимней уборки улиц проведено определение класса опасности методом биотестирования.
По результатам биотестирования, определено, что тестируемая проба оказывает острое токсическое действие на гидробионтов (протокол №10/18-ОБ (Т)). Кратность разведения тестируемой пробы, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует: до 100 раз, что соответствует IV классу опасности отходов.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО (ориентир 117 км а/д «Байкал», район д.Комарова) на почву складированы отходы от зимней уборки улиц, относящиеся к IV классу опасности отходов.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО (ориентир 117 км а/д «Байкал», район д.Комарова) находится в аренде ОАО «ТДСК» на основании договора аренды земельного участка, предоставленного для реализации масштабного инвестиционного проекта и заключенного с Департаментом имущественных отношений Тюменской области №23-40/3150-13 от 09.10.2017 (дата государственной регистрации 05.03.2015 №).
Исходя из положений статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативное воздействие на окружающую среду относиться хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Таким образом, юридическое лицо ОАО «ТДСК», являясь арендатором земельного участка, допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований на вышеуказанном земельном участке.
Земля является важнейшим ресурсом для жизнедеятельности всего человечества, поэтому соблюдение требований законодательства при осуществлении деятельности по владению и пользованию землей, является гарантией соблюдения интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
07.05.2018 судом в порядке ст.43 ГПК РФ по делу привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Департамент имущественных отношений Тюменской области, АО АИЖК, ООО «СибирьПромКомплект», Габриеляна Гургена Саргисовича, Жигарева Александра Сергеевича, Сафронова Сергея Алексеевича, Умаева Висхана Виситовича.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице представителя, ООО «СибирьПромКомплект» в лице представителя, Габриелян Г.С., Жигарев А.С., Сафронов С.А., Умаев В.В. не явились, извещены, уважительных причин неявки суду не представлено.
Прокурор иск поддержала по тем же мотивам, пояснила, что ответчик принял земельный участок до снежного периода, на момент осмотра установлены отходы, насыпь разрушена, происходит складирование. В будущем ответчиком планируется застройка жилых домов, отходы проникают в почву, отходы IV класса опасности, которые могут создать опасность для здоровья граждан, в связи с этим иск прокурора заявлен и в интересах неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика иск не признала по доводам, которые изложены в письменном отзыве представителя ответчика Быстровой А.В. на иск от 10.05.2018, где в частности указано, что вся существующая судебная практика подтверждает, что «нарушение положений ст. 13 Земельного кодекса РФ влечёт административную ответственность», к которой юридическое или физическое лицо, совершившее правонарушение, может быть привлечено с соблюдением норм и, соответственно, порядка привлечения к таковой, в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ, уполномоченными на то органами. В рассматриваемом случае такими органами являются: Администрация Московского муниципального образования Тюменского района Тюменской области и Управление Росприроднадзора по ТО, в случае отнесения пробы обследования объектов окружающей среды (снега) к классу опасности, и, соответственно, классификации его как отхода - привлечением к административной ответственности лиц, допустивших правонарушение, в соответствии с положениями КоАП РФ. ОАО «ТДСК» к ответственности не привлекали. П. 1 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ также закреплено, что «прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении» т.е. прокуроры, в ходе осуществления надзора в рассматриваемой сфере, в случае установления в действиях лиц признаков состава административного правонарушения, обязаны, в соответствии с соответствующей статьей КоАП, возбудить дело об административном правонарушении. Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ОАО «ТДСК» административных дел возбуждено не было.
Исковые требования истца основаны на п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в п. 5 которой предусмотрено, что ответственность должны нести «лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений», что применяется, скорее, к землям сельскохозяйственного назначения и лесным участкам, но требование об уборке ОАО «ТДСК» данного земельного участка, как санкции за несовершенное правонарушение, заявлено без ссылок на нормативно-правовые акты, где прописано, что за такого рода правонарушение, совершенное кем-то другим, арендатор должен нести ответственность подобного рода.
ОАО «ТДСК» никогда не осуществляло складирования снежных масс на земельном участке №, тем более отходов от зимней уборки улиц, т.к. данный вид деятельности не осуществляет, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ на ОАО «Тюменская домостроительная компания» от 16.04.2018 № №.
В настоящее время ОАО «ТДСК» достоверно известно, что Администрацией Московского МО Тюменского района составлено 4 протокола об административных правонарушениях по рассматриваемому в исковом заявлении основанию, которые были направлены в Административную комиссию для привлечения виновных к административной ответственности, и в работе Управления Росприроднадзора по ТО тоже находится 2 материала, что подтверждается письмом Администрации Московского МО Тюменского района ТО от 13.04.2018 № (л.д.59) и письмом Управления Росприроднадзора по ТО от 13.04.2018 № (л.д.60-61).
Если же данное требование о возложении обязанности по очистке земельного участка заявлено истом в рамках соблюдении арендатором условий договора аренды земельного участка, предоставляемого для реализации масштабного инвестиционного проекта от 09.10.2017 № 23-40/3150-13, то ОАО «ТДСК» так же ничего не нарушало т.к. категория земель данного земельного участка - «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования участка является «комплексное освоение в целях жилищного строительства, в том числе строительства малоэтажного жилья экономического класса», что подтверждается п. 1.1. указанного договора. Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в обязанности Прокуратуры РФ не входит надзор за соблюдением гражданско-правовых отношений, возникающих между юридическими лицами на основании договоров.
На основании вышеизложенного, ОАО «ТДСК» считает незаконным предъявление исковых требований о возложении обязанности по очистке земельного участка к ОАО «ТДСК» и считает возможным предъявлять такие требования лицам, фактически совершившим засорение земельного участка, вина которых должна быть установлена в порядке административного производства.
Исковые требования истца основаны на ст. 1 и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые закрепляют понятие «отхода производства и потребления» и запрещают «размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов».
ОАО «ТДСК», владеет земельным участком № на праве аренды лишь с 09.10.2017, на основании договора аренды земельного участка, предоставляемого для реализации масштабного инвестиционного проекта от 09.10.2017 №, но деятельность по строительству на нём еще не осуществляло, т.к. в настоящее время «ведется корректировка градостроительных регламентов и планируется разработка проекта планировки территории в границах земельных участков, предоставленных ОАО «ТДСК»» для реализации масштабного инвестиционного проекта по предоставлению жилья обманутым участникам долевого строительства недобросовестного застройщика ПСК «Контракшин», что подтверждается письмом ОАО «ТДСК», направленным главе Администрации Московского МО Тюменского района от 05.02.2018 №.
В письме Регионального отделения Тюменской области Общероссийского общественного движения «<данные изъяты> от 01.02.2018, исх. № (л.д. 8), направленного Тюменскому межрайонному природоохранному прокурору, указано, что и зимой 2016-2017, годом ранее, тогда, когда ОАО «ТДСК» еще не являлось арендатором земельного участка, на нем был зафиксирован «несанкционированный снежный полигон и около десятка свалок строительного мусора». При этом ранее, до ОАО «ТДСК», этим земельным участком на праве аренды владело АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области».
Данный земельный участок был получен ОАО «ТДСК» от Департамента имущественных отношений Тюменской области без фактического осмотра на предмет наличия мусора, что подтверждается договором аренды земельного участка, предоставляемого для реализации масштабного инвестиционного проекта от 09.10.2017 №. В октябре 2017, когда специалисты УКС ОАО «ТДСК» выезжали на данный земельный участок, на нём уже находился снежный покров, и реально оценить состояние участка не представлялось возможным, что позволяет однозначно утверждать, что там эти отходы уже находились. Так факт о выявлении загрязнений данного земельного участка, до даты получения ОАО «ТДСК» его в аренду, т.е. до 09.10.2017, подтверждается информацией о поступлении сигналов на Интерактивную карту свалок РФ <данные изъяты> письмо Регионального отделения Тюменской области Общероссийского общественного движения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №.
Ссылка истца на ст. 1 и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неверна, т.к. ОАО «ТДСК» никакого отношения к отходам, находящимся на земельном участке не имеет и, соответственно, не обязано, в соответствии со ст. 1 названного федерального закона, осуществлять «обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов».
Исковые требования истца основаны на протоколе отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной сферы от 09.02.2018 (л.д. 19), который был составлен Управлением Росприроднадзора по ТО, при проведении прокурорской проверки, однако представители ОАО «ТДСК», в нарушение п. 1 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, которая говорит о том, что «руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки», не присутствовали при заборе проб для данного биотестирования.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением нормативно-правовых актов, в настоящее время регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».Пункт 3 части 3 статьи 1 предусматривает, что «положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования», но рассматриваемый случай как раз является тем исключением т.к. орган государственного контроля т.е. Управление Росприроднадзора по ТО проводило проверку по требованию прокурора, что подтверждается протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной сферы от 09.02.2018.
Ч. 2 ст. 50 Конституции РФ закрепляет положение, о том, что «при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона», продублированное также в ст. 26.2. КоАП РФ: «не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона». Таким образом, ОАО «ТДСК» считает возможным усомниться в том, что отбор проб производился именно на том земельном участке, о котором идёт речь в исковом заявлении и в том, что данное доказательства в качестве такового использовать будет корректно, т.к. никакие доказательства не могут иметь заранее установленную для суда силу.
ОАО «ТДСК» к административной ответственности за складирование отходов от зимней уборки улиц вне специально отведенных мест не привлекалось, вина ОАО «ТДСК» в совершении административного правонарушения не установлена и не доказана, а о несанкционированном складировании снега на земельном участке № ОАО «ТДСК» узнало в последних числах января 2018 года.
Однако уже 26.01.2018, спустя несколько дней после получения информации о совершаемых на арендованном земельном участке правонарушениях, представитель ОАО «ТДСК», совместно с представителями Администрации Тюменского муниципального района и Администрации Московского муниципального образования <адрес> производили фактический осмотр земельного участка, что подтверждается письмом от 29.01.2018, исх. №218 (л.д.13,14), направленным Администрацией Московского МО Тюменского района ТО в адрес ОАО «ТДСК». Данным же письмом Администрацией Московского МО Тюменского района ТО, а также письмом от 01.03.2018, исх. № 544, было рекомендовано произвести мероприятия, направленные на «прекращение действий неустановленных лиц по складированию снега в границах земельного участка» и «профилактики административных правонарушений», что и было сделано ОАО «ТДСК». Были приняты меры по предотвращению повторения правонарушений по сбросу снега неустановленными лицами посредством ограничения доступа к данному земельному участку; были засыпаны грунтом въезды на участок с разных сторон, что подтверждается письмами ОАО «ТДСК» от 05.02.2018, исх. № 0496 и от 09.02.2018 № 0630, фотографиями, а так же справкой, приложенной к письму Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 27.02.2018 № 03/3-744, что по результатам участия в проверке соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования - «проезд на данный участок был ограничен» (л.д.16-18); были проведены мероприятия по защите земель, а именно рейдовые мероприятия по установлению сотрудниками ОАО «ТДСК» автомобилей фактических правонарушителей, государственные регистрационные знаки которых, сообщены в Администрацию Московского МО Тюменского района ТО - орган, уполномоченный составлять соответствующие протоколы, с последующим участием представителей ОАО «ТДСК» в качестве свидетелей при сборе материалов административных дел, что подтверждается письмами ОАО «ТДСК» от 16.02.2018, исх. № 0757, от 01.03.2018 № 0929 и письмами Администрация Московского МО Тюменского района ТО от 13.02.2018 № 372 и от 19.02.2018, исх. №437.
Администрацией Московского МО Тюменского района ТО предоставленные материалы и информация были переданы в МО МВД России Тюменский «в целях оказания содействия в установлении лиц, совершивших административное правонарушение», и, впоследствии, были составлено 4 протокола, что подтверждается письмами Администрация Московского МО Тюменского района ТО от 14.03.2018 № 633 и 634 и от 13.04.2018 № 965. Кроме того, были разосланы информационные письма в управляющие компании, обслуживающие близлежащие районы, с просьбой «ужесточить контроль за подрядными организациями, привлеченными к вывозу снега с подведомственной территории», что подтверждается письмами ОАО «ТДСК» от 05.02.2018, исх. № 0522, 0523, 0526, 0527.
На основании изложенного, ОАО «ТДСК», как добросовестным арендатором, были проведены все возможные мероприятия по защите земель от негативного воздействия.
По состоянию на 10.05.2018 земельный участок № отходов от зимней уборки улиц не содержит, участок находится в состоянии, пригодном для использования его ОАО «ТДСК» в соответствии с видом разрешенного использования: «для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в том числе строительства малоэтажного жилья экономического класса» на основании договора аренды земельного участка, предоставляемого для реализации масштабного инвестиционного проекта от 09.10.2017 № 23-40/3150-13.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - АО АИЖК по ТО иск не признал и пояснил, что при передаче земельного участка не установлено наличие мусора, который мог быть там.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – АО «АИЖК по ТО», исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из письменных материалов дела судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО (ориентир 117 км а/д «Байкал», район д.Комарова) находится в аренде ОАО «ТДСК» на основании договора аренды земельного участка, предоставленного для реализации масштабного инвестиционного проекта и заключенного с Департаментом имущественных отношений Тюменской области № от 09.10.2017 (дата государственной регистрации 05.03.2015 №).
Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению руководителя регионального исполкома ОНФ в Тюменской области ФИО12 №ж-2018 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. 09.02.2018 Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с должностным лицом Управления Росприроднадзора по Тюменской области осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313003:2619, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО (ориентир 117 км а/д «Байкал», район д.Комарова). В ходе обследования установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка имеются навалы загрязненного снега, проезд на участок ограничен.
Специалистами Управления Росприроднадзора по Тюменской области с привлечением филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области, в момент выезда произведен отбор отходов от зимней уборки улиц на земельном участке с кадастровым номером № на определение химического состава (на содержание хлоридов, нефтепродуктов, свинца) и токсичности. Согласно представленным филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, а также заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 19.02.2018 №03 установлено, что в пробе отхода от зимней уборки улиц содержатся хлориды, нефтепродукты, свинец в следующих концентрациях:
Наименование компонента |
Единица измерения |
Результаты анализа (протокол №39/18-О(Т); №40/18-О/(Т)) |
Хлориды |
Мг/дм3 |
951,1 |
Нефтепродукты |
Мг/дм3 |
6,9 |
Свинец |
Мг/дм3 |
0,097 |
По результатам отбора проб отходов от зимней уборки улиц проведено определение класса опасности методом биотестирования.
По результатам биотестирования, определено, что тестируемая проба оказывает острое токсическое действие на гидробионтов (протокол №10/18-ОБ (Т)). Кратность разведения тестируемой пробы, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует: до 100 раз, что соответствует IV классу опасности отходов.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО (ориентир 117 км а/д «Байкал», район д.Комарова) на почву складированы отходы от зимней уборки улиц, относящиеся к IV классу опасности отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления -вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативное воздействие на окружающую среду относиться хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 1 и ч.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу требований ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 3.1 и 3.2 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88) закреплено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники, землепользователи, земплевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Исходя из положений статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативное воздействие на окружающую среду относиться хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
С учётом изложенного, в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что ответчик, являясь арендатором земельного участка, допустил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований на вышеуказанном земельном участке. Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на вышеуказанных нормах законодательства. Земля является важнейшим ресурсом для жизнедеятельности всего человечества, поэтому соблюдение требований законодательства при осуществлении деятельности по владению и пользованию землей, является гарантией соблюдения интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ расходы по государственной пошлине в размере 6 000 рублей 00 копеек подлежат возмещению с ответчика в доход местного муниципального образования административного округа города Тюмени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации; ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. ст. 1, 12 ч.7, 51 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст.ст. ст. ст. 6, 9, 10, 12, 28, 39, 43, 45, 53, 55 - 57, 59, 60, 67, 68, 71, 72, 88, 103, 113, 155, 167, 181, 192 - 199, 320, 321 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Тюменская домостроительная компания» произвести очистку земельного участка произвести очистку земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Московское МО (ориентир 117 км а/д «Байкал», район д.Комарова) от отходов производства и потребления.
Взыскать с открытое акционерное общество «Тюменская домостроительная компания» в доход местного муниципального образования административного округа города Тюмени расходы по государственной пошлине в размере 6 000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в облсуд через райсуд, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 18 мая 2018 года.
Председательствующий (подпись).