Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-571/2019 (2-5338/2018;) ~ М-5204/2018 от 17.12.2018

гр. дело № 2-571/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10»апреля 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Бисеровой О.А.

с участием прокурора Бескороваевой М.В., представителя истца по ордеру Ишкова Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забнина Ивана Родионовича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области»о взыскании с 01.01.2010г. индексации недоплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 16912 руб. и индексации за 2010 – 2016 годы ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 2526 руб.,

у с т а н о в и л:

Истец Забнин И.Р. обратился в суд с настоящим иском, указал, что решением Центрального районного суда г.Воронежа от 17.12.2007г. на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Забнину И.Р. с 1.10.2007 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1916.03 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства, а также ежегодную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 3059.85 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. Решение суда вступило в силу и стало приводиться ответчиком к исполнению.

В 2008г. и 2009г. ответчик приводил к исполнению данный судебный акт, однако с 2010 г. и до июня 2017 г. размер денежных компенсаций перечислялся без изменения их номинальной величины.

Образовавшаяся недоплата за период с 1.01.2010 г. по 31.05.2017 г. в размере 68530,77 руб. по ежемесячной компенсации и недоплата за 2010г. - 2016г. в размере 8250.89 руб. по ежегодной компенсации на лицевой счет истца перечислена ответчиком в июне 2017г.

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 28.03.2018 г. решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17.12.2007 г. было частично изменено: на ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» возложена обязанность производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Забнину И.Р., один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом индексации, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых истцом по решению суда от 17.12.2007г.

Истец считает, что согласно данного определения суда размер производимых выплат останется на прежнем уровне, т.е. в размерах на момент его вынесения 28.03.2018г., фактически судом признано право за истцом на получение компенсаций в выплачиваемом размере.

Истец также считает, что в сложившейся ситуации на протяжении длительного времени из-за действий органа, на который возложены функции по своевременному перечислению установленных законом выплат, он не мог вплоть до июля 2017 г. распоряжаться перечисленными денежными средствами и все это время они обесценивались из-за инфляционных процессов, происходивших в государстве.Действия должника по перечислению в июле 2017 г. задолженности за 2010-2017 годы по установленным судебным решением выплатам в размерах 68530.77 руб. и 8250.89 руб. свидетельствуют о признании им вины в причинении ущерба.Считает, что в настоящий момент в действующем правовом регулировании отсутствует критерий индексации на индексы потребительских цен, данный пробел законодательства был сформулирован в Постановлении Конституционного суда РФ №35-П от 23.07.2018г.

В связи с изложенным истец просит взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» индексацию с 01.01.2010г. по 31.05.2017г. ежемесячной денежной компенсации наприобретение продовольственных товаров в размере 16912 руб. и индексацию недоплаты за 2010-2016 годы ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 2526 руб.

Истец Забнин И.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем имеется заявление (л.д.73-74).

Представитель истца Забнина И.Р. по ордеруИшков Е.А. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности в судебное заседание не явилась,о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление (л.д.71,72).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании решения и определения суда, постановлений о возбуждении исполнительных производств, копий из личного дела, судом установлено, чторешением Центрального районного суда г. Воронежа от 17.12.2007г. на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Забнину И.Р. с 1.10.2007 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1916.03 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства, а также ежегодную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 3059.85 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства (л.д.34-40). Решение суда вступило в силу и стало приводиться ответчиком к исполнению (л.д.22-30).

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 28.03.2018 г. решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17.12.2007 г. было частично изменено: на ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» возложена обязанность производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Забнину И.Р., один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом индексации, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых истцом по решению суда от 17.12.2007г. (л.д.8-14).

В определении суда указано, что исполнение порядка исполнения судебного акта будет соответствовать конституционному принципу справедливости, конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых выплат останется прежним, порядок индексации будет произведен в соответствии с действующим законодательством, что позволит восстановить баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым, исчисление указанных выплат производится в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 руб.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

При этом ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции, высказанной Верховным Судом РФ, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация вреда здоровью, предусмотренные п. 22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме.

Вместе с тем, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, индексации указанных сумм в ином порядке законодателем не предусмотрено.При этом установление и пересмотр указанных социальных выплат является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом возможностей государства за счет средств бюджета.

Постановлениями Правительства РФ от 16.12.2009г. №1024 с 01.01.2010г. (коэффициент 1.1) от 21.12.2010г. №1079 с 01.01.2011г. (коэффициент 1.065), от 08.12.2011г. №1019 с 01.01.2012г. (коэффициент 1.06), от 04.12.2012г. № 1255 с 01.01.2013г. (коэффициент 1.055), от 19.12.2013г. №1189 с 01.01.2014г. (коэффициент 1.05), от 18.12.2014г. №1411 с 01.01.2015г. (коэффициент 1.055), от 28.01.2016г. №42 с 01.02.2016г. (коэффициент 1.07), от 26.01.2017г. №88 с 01.02.2017г. (коэффициент 1.054) установлены коэффициенты индексации, а исходя из них - и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

По сообщению ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» от 22.06.2017г. (л.д.26-28), что сторонами не оспорено, все причитающиеся истцу выплаты произведены в соответствии с указанными постановлениями с учетом коэффициента индексации, установленного Постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год. Задолженность в результате не применения ответчиком коэффициента индексации при производстве вышеуказанных выплат истцу была перечисленана основании постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 05.06.2017 г. иот 15.06.2017 г. ( сумма ежегодной денежной компенсации за вред здоровью с 2010 г. по 2016 г. и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2010 г. по 31.05.2017 г.).

Суд считает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью на основании вышеизложенного индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного судом установлено, что выплачиваемая истцу сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью превышает суммы, установленные на этот же период времени законодателем, в связи с чем, определением Центрального районного суда г.Воронежа от 28.03.2018г. частично изменен порядок исполнения решения Центрального районного суда г.Воронежа от 17.12.2007г.Правовых оснований для индексации в судебном порядке сумм, выплаченных ответчиком в пользу истца, не имеется.

Статьей 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех - (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ и от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона (в ред. от 18.06.1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11-П механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

В редакции Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральномбюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27.12.2004г. № 847«Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 07.05.2005 г. № 292«Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25.04.2006 г. № 246«Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 21.03.2007г. № 171«Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат решен на законодательном уровне.

Поскольку индексация выплат на основании постановлений Правительства Российской Федерации истцу производилась, то права на индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в порядке, относительно индекса потребительских цен он не имеет. По мнению суда, индексация названныхв исковом заявлении сумм приведет к их увеличению, что будет противоречить определению Центрального районного суда г.Воронежа от 28.03.2018г.

Суд не принимает во внимание ссылки стороны истца на Постановление Конституционного суда РФ №35-П от 23.07.2018г., которым признаначасть первая статьи 208 ГПК Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статье 46 (часть 1), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - при отсутствии в системе действующего правового регулирования механизма индексации взысканных судом денежных сумм, с необходимостью признаваемого судебной практикой в качестве применимого, - не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная им индексация. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам в целях реализации части первой статьи 208 ГПК Российской Федерации надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет.

Отсюда следует, что истец просит произвести индексацию не взысканных судом сумм, что предусмотрено ст.208 ГПК РФ, а применить индекс потребительских цен к компенсационным выплатам, тогда как порядок индексации этих выплат установлен Правительством РФ.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований Забнина Ивана Родионовича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о взыскании с 01.01.2010г. индексации недоплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 16 912 руб. и индексации за 2010 – 2016 годы ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 2 526 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

гр. дело № 2-571/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10»апреля 2019г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Бисеровой О.А.

с участием прокурора Бескороваевой М.В., представителя истца по ордеру Ишкова Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забнина Ивана Родионовича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области»о взыскании с 01.01.2010г. индексации недоплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 16912 руб. и индексации за 2010 – 2016 годы ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 2526 руб.,

у с т а н о в и л:

Истец Забнин И.Р. обратился в суд с настоящим иском, указал, что решением Центрального районного суда г.Воронежа от 17.12.2007г. на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Забнину И.Р. с 1.10.2007 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1916.03 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства, а также ежегодную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 3059.85 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. Решение суда вступило в силу и стало приводиться ответчиком к исполнению.

В 2008г. и 2009г. ответчик приводил к исполнению данный судебный акт, однако с 2010 г. и до июня 2017 г. размер денежных компенсаций перечислялся без изменения их номинальной величины.

Образовавшаяся недоплата за период с 1.01.2010 г. по 31.05.2017 г. в размере 68530,77 руб. по ежемесячной компенсации и недоплата за 2010г. - 2016г. в размере 8250.89 руб. по ежегодной компенсации на лицевой счет истца перечислена ответчиком в июне 2017г.

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 28.03.2018 г. решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17.12.2007 г. было частично изменено: на ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» возложена обязанность производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Забнину И.Р., один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом индексации, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых истцом по решению суда от 17.12.2007г.

Истец считает, что согласно данного определения суда размер производимых выплат останется на прежнем уровне, т.е. в размерах на момент его вынесения 28.03.2018г., фактически судом признано право за истцом на получение компенсаций в выплачиваемом размере.

Истец также считает, что в сложившейся ситуации на протяжении длительного времени из-за действий органа, на который возложены функции по своевременному перечислению установленных законом выплат, он не мог вплоть до июля 2017 г. распоряжаться перечисленными денежными средствами и все это время они обесценивались из-за инфляционных процессов, происходивших в государстве.Действия должника по перечислению в июле 2017 г. задолженности за 2010-2017 годы по установленным судебным решением выплатам в размерах 68530.77 руб. и 8250.89 руб. свидетельствуют о признании им вины в причинении ущерба.Считает, что в настоящий момент в действующем правовом регулировании отсутствует критерий индексации на индексы потребительских цен, данный пробел законодательства был сформулирован в Постановлении Конституционного суда РФ №35-П от 23.07.2018г.

В связи с изложенным истец просит взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» индексацию с 01.01.2010г. по 31.05.2017г. ежемесячной денежной компенсации наприобретение продовольственных товаров в размере 16912 руб. и индексацию недоплаты за 2010-2016 годы ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 2526 руб.

Истец Забнин И.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем имеется заявление (л.д.73-74).

Представитель истца Забнина И.Р. по ордеруИшков Е.А. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности в судебное заседание не явилась,о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление (л.д.71,72).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании решения и определения суда, постановлений о возбуждении исполнительных производств, копий из личного дела, судом установлено, чторешением Центрального районного суда г. Воронежа от 17.12.2007г. на ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Забнину И.Р. с 1.10.2007 г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1916.03 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства, а также ежегодную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 3059.85 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства (л.д.34-40). Решение суда вступило в силу и стало приводиться ответчиком к исполнению (л.д.22-30).

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 28.03.2018 г. решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17.12.2007 г. было частично изменено: на ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» возложена обязанность производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Забнину И.Р., один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом индексации, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых истцом по решению суда от 17.12.2007г. (л.д.8-14).

В определении суда указано, что исполнение порядка исполнения судебного акта будет соответствовать конституционному принципу справедливости, конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых выплат останется прежним, порядок индексации будет произведен в соответствии с действующим законодательством, что позволит восстановить баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым, исчисление указанных выплат производится в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 руб.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

При этом ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции, высказанной Верховным Судом РФ, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация вреда здоровью, предусмотренные п. 22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме.

Вместе с тем, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, индексации указанных сумм в ином порядке законодателем не предусмотрено.При этом установление и пересмотр указанных социальных выплат является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом возможностей государства за счет средств бюджета.

Постановлениями Правительства РФ от 16.12.2009г. №1024 с 01.01.2010г. (коэффициент 1.1) от 21.12.2010г. №1079 с 01.01.2011г. (коэффициент 1.065), от 08.12.2011г. №1019 с 01.01.2012г. (коэффициент 1.06), от 04.12.2012г. № 1255 с 01.01.2013г. (коэффициент 1.055), от 19.12.2013г. №1189 с 01.01.2014г. (коэффициент 1.05), от 18.12.2014г. №1411 с 01.01.2015г. (коэффициент 1.055), от 28.01.2016г. №42 с 01.02.2016г. (коэффициент 1.07), от 26.01.2017г. №88 с 01.02.2017г. (коэффициент 1.054) установлены коэффициенты индексации, а исходя из них - и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

По сообщению ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» от 22.06.2017г. (л.д.26-28), что сторонами не оспорено, все причитающиеся истцу выплаты произведены в соответствии с указанными постановлениями с учетом коэффициента индексации, установленного Постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год. Задолженность в результате не применения ответчиком коэффициента индексации при производстве вышеуказанных выплат истцу была перечисленана основании постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 05.06.2017 г. иот 15.06.2017 г. ( сумма ежегодной денежной компенсации за вред здоровью с 2010 г. по 2016 г. и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2010 г. по 31.05.2017 г.).

Суд считает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью на основании вышеизложенного индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного судом установлено, что выплачиваемая истцу сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью превышает суммы, установленные на этот же период времени законодателем, в связи с чем, определением Центрального районного суда г.Воронежа от 28.03.2018г. частично изменен порядок исполнения решения Центрального районного суда г.Воронежа от 17.12.2007г.Правовых оснований для индексации в судебном порядке сумм, выплаченных ответчиком в пользу истца, не имеется.

Статьей 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех - (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ и от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона (в ред. от 18.06.1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11-П механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

В редакции Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральномбюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27.12.2004г. № 847«Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 07.05.2005 г. № 292«Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 25.04.2006 г. № 246«Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 21.03.2007г. № 171«Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат решен на законодательном уровне.

Поскольку индексация выплат на основании постановлений Правительства Российской Федерации истцу производилась, то права на индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в порядке, относительно индекса потребительских цен он не имеет. По мнению суда, индексация названныхв исковом заявлении сумм приведет к их увеличению, что будет противоречить определению Центрального районного суда г.Воронежа от 28.03.2018г.

Суд не принимает во внимание ссылки стороны истца на Постановление Конституционного суда РФ №35-П от 23.07.2018г., которым признаначасть первая статьи 208 ГПК Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статье 46 (часть 1), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - при отсутствии в системе действующего правового регулирования механизма индексации взысканных судом денежных сумм, с необходимостью признаваемого судебной практикой в качестве применимого, - не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная им индексация. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам в целях реализации части первой статьи 208 ГПК Российской Федерации надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет.

Отсюда следует, что истец просит произвести индексацию не взысканных судом сумм, что предусмотрено ст.208 ГПК РФ, а применить индекс потребительских цен к компенсационным выплатам, тогда как порядок индексации этих выплат установлен Правительством РФ.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований Забнина Ивана Родионовича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о взыскании с 01.01.2010г. индексации недоплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 16 912 руб. и индексации за 2010 – 2016 годы ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 2 526 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

1версия для печати

2-571/2019 (2-5338/2018;) ~ М-5204/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Центрального района г.Воронеж
Забнин Иван Родионович
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Воронежской области"
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Жемчужникова Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
17.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2018Передача материалов судье
18.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2019Предварительное судебное заседание
22.01.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.02.2019Предварительное судебное заседание
19.02.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.03.2019Предварительное судебное заседание
12.03.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2019Предварительное судебное заседание
10.04.2019Судебное заседание
10.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2019Дело оформлено
05.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее