Дело № 2-35/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 21 февраля 2019 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе: судьи Ибрагимовой Р.Р.,
при секретаре Мучкиной Е.П.,
с участием в деле:
истца Крысиной Е.К.,
ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителя Абаниной Н.И., действующей на основании доверенности,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, на стороне истца Крысина А.Н., Крысина Д.А., Крысина А.А.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России, его представителя Абаниной Н.И., действующей на основании доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации Сосновского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крысиной Е.К. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным решения комиссии о снятии с учёта и возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Крысина Е.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным решения комиссии о снятии с учёта и возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что с 08 сентября 2003 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе. Протоколом №6 от 17 ноября 2017 г. она принята на учет для получения единовременной социальной выплаты. 12 октября 2018 г. протоколом комиссии УФСИН России по Республике Мордовия снята с учета в связи с совершением действий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Решение комиссии мотивировано тем, что супругу истца и членам семьи администрацией Сосновского сельского поселения было предоставлено жилое помещение по адресу: <Адрес> в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилья 2015-2017гг.», от переселения в которое супруг истца отказался. Истец и члены его семьи какого-либо жилого помещения в собственности не имеют, проживают в аварийном жилом помещении, предложенное органом местного самоуправления жилое помещение не соответствовало нормам жилой площади на семью из четырёх человек (36,2 кв.м.). Просит признать решение ответчика о снятии её с учёта незаконным, восстановить на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека с даты первоначального обращения.
В судебном заседании истец Е.К.Крысина исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что на основании договора социального найма проживает совместно с членами своей семьи по адресу: <Адрес>. Фактически в данный момент её семья занимает два жилых помещения, поскольку в квартире № по обозначенному адресу никто не проживает. Истцом произведен ремонт в жилых помещениях и в настоящее время две квартиры переоборудованы в единое жилое помещение, общей площадью 72,4 кв.м. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, поскольку, по его мнению, нарушено право на жилище.
Представитель ответчика Н.Н. Абанина исковые требования не признала, представлены возражения на исковое заявление.
Третьи лица А.Н.Крысин, Д.А.Крысин, А.А.Крысин в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежаще.
В судебном заседании представитель третьего лица - ФСИН России Н.Н.Абанина просила в удовлетворении заявленных требований отказать, представила возражения на исковое заявление.
В судебное заседание представитель третьего лица - администрации Сосновского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явилась. В заявлении глава органа местного самоуправления Л.В.Чудакова просит рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. В судебном заседании от 31.01.2019 вопрос об удовлетворении заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для при обретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства)
жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 416-0).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Материалами дела установлено, что Е.К.Крысина с 08 сентября 2003 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, в должности младшего инспектора 1 категории отдела охраны ФКУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия с 05 апреля 2017 г. по настоящее время, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет.
Е.К.Крысина состоит в зарегистрированном браке с Крысиным А.Н. с __.__.____, имеет сына Крысина Д.А., __.__.____ года рождения, сына Крысина А.А., __.__.____ года рождения.
Е.К.Крысина и двое детей с 2011 года, её супруг с 1995 года постоянно зарегистрированы по адресу: <Адрес>. Данное жилое помещение общей площадью 36,2 кв.м. принадлежит на праве собственности администрации Сосновского сельского поселения Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Постановлением администрации Сосновского сельского поселения №9a от 07 апреля 2010 г. на основании заключения межведомственной комиссии №18 от 24.02.2018 г. жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с большим физическим износом.
10 августа 2017 г. Е.К.Крысина обратилась в УФСИН России по Республике Мордовия с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При обращении в жилищную комиссию с поименованным заявлением истцом в том числе, представлена справка администрации Сосновского сельского поселения №852 от 17.11.2017 г., согласно которой Е.К.Крысина и её муж А.Н.Крысин жильё не получали, проживают в жилом помещении, признанном аварийным.
Решением комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 17 ноября 2017 г., оформленным выпиской из протокола № 6, Е.К.Крысина поставлена на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 10.08.2017 г. с составом семьи 3 человека: заявитель, супруг А.Н.Крысин, сын Д.А.Крысин.
09 августа 2018 г. врио начальника УФСИН России по Республике Мордовия поступил рапорт начальника отдела собственной безопасности УФСИН России по Республике Мордовия А.Н.Сёмкина о том, что Е.К.Крысина при постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации №369 от 24.04.2013 г. не сообщила жилищной комиссии о том, что администрацией Сосновского сельского поселения ей и членам её семьи было предложено жилое помещение в жилом доме, возведенном в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилья 2015-2017г.г.». Однако супруг Е.К.Крысиной от переселения отказался.
На основании поступившего рапорта начальника отдела собственной безопасности решением комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 12 октября 2018 г., оформленным выпиской из протокола № 6, Е.К.Крысина снята с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (подпункт «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для при обретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369).
Отказ комиссии мотивирован тем, что заявителю Е.К.Крысиной и членам её семьи администрацией Сосновского сельского поселения ЗубовоПолянского района Республики Мордовия в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилья 2015-2017 г.г.» было предоставлено жилое помещение по <Адрес>, от переселения в которое они отказались.
В судебном заседании истец Е.К.Крысина факты отказа от переселения в обозначенное выше жилое помещение и не информирования об этом жилищной комиссии УФСИН России по Республики Мордовия подтвердила.
Оспаривая законность решения жилищной комиссии о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, истец указала, что не считает отказ от переселения из аварийного жилого помещения ухудшением жилищных условий, поскольку предоставляемое взамен аварийного помещение не соответствовало по площади нормативам предоставления жилых помещений на 1 члена семьи.
Указанные доводы истца суд не принимает во внимание и считает основанными на неверном применении норм материального права, поскольку в случае переселения истца и членов её семьи из аварийного жилого помещения в предоставляемую им квартиру, общей площадью 36,2 кв.м., Е.К.Крысина имела право на получение жилищного сертификата в размере, исчисляемом как разница между площадью жилого помещения, определяемой по нормативу на всех членов семьи, и площадью предоставленного жилого помещения.
Таким образом, решение УФСИН России по Республике Мордовия о снятии Е.К.Крысиной с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вынесено с соблюдением требований действующего законодательства, является законным и обоснованным, поскольку, как установлено в судебном заседании, истцом совершены действия с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Крысиной Е.К. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным решения комиссии о снятии с учёта и возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия В окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского районного
суда Республики Мордовия Р.Р.Ибрагимова
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2019 года.
Судья Р.Р.Ибрагимова