Дело № 2-63/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 6 апреля 2018 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
судьи Степаненко О.М.,
при секретаре Пурвиетис Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семёновой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Садыкова Т.А. к администрации МО «Мамоновский городской округ» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Семёнова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Садыков Т.А. обратились в суд с иском к администрации МО «Мамоновский городской округ» о признании недействительной ничтожной сделкой - договора приватизации, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Мамоновский городской округ», с одной стороны, и Семёновой Н.В., Садыковым Т.А., ФИО18 ФИО1, с другой стороны, о передаче каждому в собственность бесплатно по <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и применении последствий ее недействительности.
В обоснование исковых требований истцы указали, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Семёнова Н.В. являлась нанимателем <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Совместно с ней в данном жилом помещении были зарегистрированы по месту жительства и проживали члены ее семьи – несовершеннолетние дети: сын Садыков Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. ДД.ММ.ГГГГ Семёнова Н.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратилась в администрацию МО «Мамоновский городской округ» с заявлением о передаче занимаемой ими <адрес> в <адрес> в их долевую собственность на основании Закона N 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». По договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с администрацией МО «Мамоновский городской округ», Семёновой Н.В. и ее несовершеннолетним детям Садыкову Т.А., ФИО21, ФИО1 передано каждому в собственность бесплатно по <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области за Семёновой Н.В. и ее несовершеннолетними детьми Садыковым Т.А., ФИО22., ФИО1 зарегистрировано за каждым право собственности на <данные изъяты> доли жилого <адрес> в <адрес>. Данная сделка нарушает требования ст. 2 Закона N 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», поскольку по договору приватизации им было передано в собственность не жилое помещение - <адрес> в <адрес>, а доля <адрес> в <адрес>. В этой связи истцы просят признать договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ недействительной ничтожной сделкой и применить последствия ее недействительности.
В судебном заседании истица Семёнова Н.В. исковые требования поддержала и дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Истец Садыков Т.А. и привлеченная судом к участию в деле на основании ст. 37 Гражданского процессуального кодекса РФ несовершеннолетняя ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Зотиков Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и дал аналогичные содержанию иска объяснения.
Представитель ответчика администрации МО «Мамоновский городской округ» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ранее состоявшемся судебном заседании представитель органа местного самоуправления Зворыгина Т.А. возражала против удовлетворения исковые требований, ссылаясь на соответствие оспариваемой сделки требованиям закона, а также пояснила, что предъявление настоящего иска обусловлено желанием Семёновой Н.В., состоящей вместе с детьми на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, чтобы при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не учитывалась площадь жилой недвижимости, находящейся у них в собственности.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Финютина О.А., Финютин А.В., Самойлова Н.П., в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения вышеназванных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Закона N 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании ст. 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГГГ с Семёновой Н.В. заключен договор социального найма жилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Совместно с нанимателем в указанной квартире были зарегистрированы и проживали члены ее семьи – несовершеннолетние дети: сын Садыков Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Семёнова Н.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратилась в администрацию МО «Мамоновский городской округ» с заявлением о передаче занимаемой ими <адрес> в <адрес> в их долевую собственность на основании Закона N 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».
По договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с администрацией МО «Мамоновский городской округ», Семёновой Н.В. и ее несовершеннолетним детям Садыкову Т.А., ФИО26, ФИО1 передано каждому в собственность бесплатно по <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области за Семёновой Н.В. и ее несовершеннолетними детьми Садыковым Т.А., ФИО27, ФИО1 зарегистрировано за каждым право собственности на <данные изъяты> доли жилого <адрес> в <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившего в действие с 1 сентября 2013 г., сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц (п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса РФ).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п. 3 ст. 166 Гражданского кодекса РФ).
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" с 1 сентября 2013 г. статья 168 Гражданского кодекса РФ изложена в новой редакции, согласно пункту 1 которой, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 вышеуказанного кодекса, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
По общему правилу, во всех остальных случаях, когда сделка, нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия, она является оспоримой (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ).
В обоснование исковых требований о признании недействительной ничтожной сделки - договора приватизации, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Мамоновский городской округ», с одной стороны, и Семёновой Н.В., Садыковым Т.А., ФИО28, ФИО1, с другой стороны, и применении последствий ее недействительности, истцы сослались на то, что данная сделка нарушает требования ст. 2 Закона N 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», поскольку по договору приватизации им было передано в собственность не жилое помещение - <адрес> в <адрес>, а доля <адрес> в <адрес>.
Таким образом, с учетом положений п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ в данном случае сделка является оспоримой.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующей на момент возникновения спорных правоотношений, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 5 названного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "жилое, нежилое, многоквартирный дом" (пункт 15 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, подпункт 8 пункт 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 42).
Для жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, дополнительно в государственном кадастре недвижимости указывается вид помещения - комната или квартира.
Жилищным кодексом установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 16).
Статья 16 Жилищного кодекса признает жилым домом индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2), а квартирой - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3).
Определение многоквартирного дома содержится в абзаце первом пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
По утверждению истца на момент заключения договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: расположенное по адресу: <адрес>, являлось многоквартирным домом.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что на тот момент в государственном кадастре недвижимости имелись сведения о недвижимом имуществе – жилом здании, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Изменение назначения здания в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ требует безусловного внесения изменения в государственный кадастр недвижимости.
Из изложенного следует, что постановка квартиры №, находящейся в здании с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, и имеющего назначение "жилой дом", возможна только после осуществления учета изменений указанного здания с "жилой дом" на "многоквартирный дом".
Вместе с тем, на момент совершения сделки в государственный кадастр недвижимости не вносились изменения назначения здания, <адрес> в <адрес> не являлась самостоятельным объектом недвижимого имущества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что при заключении договора приватизации ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Мамоновский городской округ» правомерно передала Семёновой Н.В. и ее несовершеннолетним детям Садыкову Т.А., ФИО29, ФИО1 в собственность бесплатно <данные изъяты> (по <данные изъяты> каждому) доли жилого <адрес> в <адрес>, размер которой фактически соответствовал площади занимаемой ими квартиры №.
Суд также отмечает, что на момент заключения вышеназванного договора, собственниками долей жилого <адрес> в <адрес> уже являлись: Финютина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> доли, Финютин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> доли, а с ДД.ММ.ГГГГ оставшиеся <данные изъяты> доли указанного объекта недвижимого имущества находятся в собственности Самойловой Н.В.
Кроме того, под указанный жилой дом и его обслуживание в ДД.ММ.ГГГГ сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области за Семёновой Н.В. и ее несовершеннолетними детьми Садыковым Т.А., ФИО30, ФИО1 зарегистрировано за каждым право собственности на <данные изъяты> доли земельного участка, с кадастровым номером №, под дом и его обслуживание, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Семёновой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Садыкова Т.А. к администрации МО «Мамоновский городской округ» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2018 г.
Судья: (подпись) О.М.Степаненко
Копия верна: Судья: О.М.Степаненко