Решение по делу № 2-1314/2014 от 17.09.2014

Дело № 2- 1314/2014               

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2014 года          г. Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Томашевич Н.Л.,

при секретаре Цаплиной Ю.А.,

с участием помощника прокурора Бардымского района Пермского края Назарова Н.Х.,

истца Т.,

представителя ответчика Межрайонного территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края Д., действующего на основании доверенности от 31.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Осинского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора Бардымского района Пермского края, в интересах Т., к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 5 Министерства социального развития Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бардымского района обратился в суд с требованием о возложении на Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление № 5 Министерства социального развития Пермского края обязанности предоставить Т. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, по месту жительству Т., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта Пермского края, соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров. В обоснование своих требований указал, что в прокуратуру Бардымского района обратилась Т. с просьбой оказания ей помощи в получении жилья как лицу, относящемуся в категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - М. умерла 14.03.1998, отец истца П. решением Бардымского районного суда лишен родительских прав, умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы муниципального образования «Бардымский район» Пермской области от 28.07.2004 № над несовершеннолетней Т. установлено попечительство, попечителем назначена О. Согласно справки администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края от 01.12.2009 № Т. состоит на учете в списках общей очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма с 20.11.2009. Решением жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 05.06.2013, протокол № 1, Т. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого помещения (номер учетного дела №). В 2005 году Т. достигла совершеннолетия, и попечительство над ней прекращено. В 2007 году Т. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «<данные изъяты>» и получила диплом о среднем профессиональном образовании от 30.06.2007. 24.05.2012 Т. вручен диплом о высшем профессиональной образовании. С 31.08.2010 работает с МОУ «<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ.2010 Т. заключила брак с С., ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын И., ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Я.. Т. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Т. закрепленного жилья не имеет, состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, нанимателем жилого помещения и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет.

Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что в настоящее время истец жилым помещением не обеспечена, кроме того, <данные изъяты>. В соответствии с п.б ч.2.1 ст. 6 Закона Пермской области от 23.12.2004 № 1939-419 проживать в жилом помещении по адресу: <адрес> было невозможно. Заключения органа опеки и попечительства об установлении факта невозможности проживания у них не имеется, поскольку архивные материалы не полные, возможно, данные факты не устанавливались.

Истец Т. исковые требования прокурора, подданные в ее интересах, поддерживает в полном объеме, суду пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> ранее принадлежало ее отцу, после смерти отца в наследство вступил ее брат, она отказалась от наследства в пользу брата, поскольку в администрации ей сказали, чтобы она отказывалась от наследства, поскольку дом ветхий и ей предоставят другое жилье. После того как она отказалась от наследства в пользу брата, чтобы получить жилье, ее поставили на учет в качестве нуждающейся. Желает получить жилье на территории Пермского района, где проживает и работает в настоящее время. В настоящее время МТУ № 5 ее незаконно исключили из списка сирот по обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда, поскольку о рассмотрении данного вопроса ее никто не уведомлял. Ее брат и отец вместе <данные изъяты>. Мама умерла от <данные изъяты>, домой невозможно было зайти. В доме родителей она проживала с 1987 года по 2004 год. После смерти отца в доме остался проживать брат. Сестра замужем, у нее свой дом, после смерти отца она взяла ее под свою опеку. Брат <данные изъяты> до настоящего времени. В 2007 году после окончания учебы ей некуда было вернуться, поскольку брат <данные изъяты>, дом был гнилой, поэтому она осталась проживать в <адрес>. Ее сестра в наследство также не вступала после смерти отца. Она написала отказ от наследства, потому что в администрации сказала, что нужно написать отказ. О том, что за ней было закреплено жилое помещение, она узнала только в суде. В настоящее время родители мужа делят дом, в котором они проживают, им некуда идти жить.

Представитель ответчика Межрайонного Территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края с исковыми требованиями прокурора не согласен по тем основаниям, что согласно Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения сохраняются за сиротами до их совершеннолетия. Согласно п.3 Указа губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Истца могли включить в список на предоставление жилого помещения в случае, если бы жилое помещение по адресу: <адрес> было признано непригодным для проживания, чего сделано не было. До совершеннолетия истца ее опекун ничего не сделал для признания дома ветхим. Кроме того, истец обратилась за получением жилья не в 18 лет, а в 22 года. До 01.01.2013 все учетные дела и списки вели органы местного самоуправления, после 01.01.2013 все учетные дела были переданы в органы опеки и попечительства, когда истца ставили на учет, видимо, не учли все обстоятельства. Считает, что администрации Бардымского района незаконно поставили истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, следовательно, она лишена права на предоставление жилого помещения в течение 5 лет.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменных возражениях на иск указал, что с исковыми требованиями не согласен в полном объеме по следующим основаниям. Законом Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Частью 1 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» (далее КГБУ «Дирекция по капитальному строительству»), в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №92-п» (далее - Учреждение, Порядок), осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением от 09.09.2013 и Порядком КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст. 2 Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» под управлением специализированным жилищным фондом Пермского края понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и распоряжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда. Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Согласно п.2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Таким образом, Учреждение уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Следовательно, Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем разработки соответствующего порядка. Истец не доказал какими конкретно действиями Правительство нарушило его права. Привлечение правительства в качестве ответчика по настоящему делу неправомерно, так как действиями и решениями Правительства права истца не нарушены. Поскольку КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом, считает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилья на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» (л.д.48-51).

Представитель третьего лица Краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявлял.

Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского кря в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявлял.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях, направленных в суд, указал, что согласно решению жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа МТУ № 5 Министерства социального развития Пермского края на основании протокола № 1 от 05.06.2013, Т. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В соответствии с п.п.6.6 ч.6 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Согласно п.3.4. Постановления Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе» формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края на основании технического задания Министерства социального развития Пермского края, оформленного в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список. Таким образом, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере формирования специализированного жилищного фонда с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список. Удовлетворяя требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца (то есть до 05.06.2013), обладающих одинаковыми с ним правами. Предоставление Т. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно п.1.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Федеральное законодательство предусматривается предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории. Ограничение по предоставлению жилого помещения Т. на территории Пермского муниципального района не основано на действующем законодательстве. Таким образом, считает, что требования истца о предоставлении жилого помещения в конкретном муниципальном образовании не подлежат удовлетворению, так как формирование специализированного жилищного фонда происходит на территории всего Пермского края, а не на территории конкретного муниципального образования и зависит от множества факторов (л.д.76-78).

Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Суд, заслушав истца, прокурора, представителя ответчика Межрайонного территориального управления Министерства социального развития Пермского края, свидетелей исследовав материалы дела, находит исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец Т. обратилась к прокурору 14.08.2014 с просьбой предъявить настоящий иск (л.д.10), в связи с чем прокурор на основании положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Т.

Родителями Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются П. и М. (л.д.12). Решением Бардымского районного суда Пермской области от 14.07.2004 П. лишен в отношении нее родительских прав. М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), П. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

На основании постановления главы муниципального образования «Бардымский район» Пермской области О. назначена попечителем над несовершеннолетней Т. за несовершеннолетней в соответствии с п.3 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено жилое помещение, расположенное по адресу:<адрес>, до совершеннолетия(л.д.16).

20.11.2009 распоряжением администрации Бардымкого сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края № 113р утвержден протокол заседания жилищной комиссии № 12 от 20.11.2009, которым включена во внеочередной список нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма Т. (л.д.53,54-56). Из протокола от 14.12.2009 следует, что Т. включена в регистрационный учет детей-сирот на получение жилой площади (л.д.84). Из решения Совета депутатов Бардымского сельского поселения № 79 от 20.05.2009 следует, что установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.85).

На основании протокола заседания жилищной комиссии № 1 от 05.06.2013 Т. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.37,38,39-40). Согласно протокола заседания жилищной комиссии по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 16 от 16.10.2014, Т. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения в связи с тем, что отсутствуют основания для обеспечения ее жилой площадью из специализированного жилого фонда (л.д.89-90).

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 26.08.2014 и Бардымского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 11.08.2014 Т. не имеет в собственности объекты недвижимости (л.д.27,33). Согласно справки администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Т. жилья по договору социального найма жилого помещения на территории <данные изъяты> сельского поселения не имеет (л.д.25).

Т. с 09.07.2002 по 18.09.2013 имела регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, с 18.09.2013 по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.12). В период с 22.04.2008 по 27.03.2013 была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.91).

17.09.2010 Т. заключила брак с С., после заключения брака ей присвоена фамилия Т. (л.д.17).

Т. окончила ГОУ НПО «<данные изъяты>», решением государственной аттестационной комиссии от 22.06.2007 ей присвоена квалификация - учитель истории основной общеобразовательной школы (л.д.20).В 2012 Т. окончила ФГБОУВПО «<данные изъяты>», решением государственной аттестационной комиссии от 16.05.2012 Т. присуждена степень бакалавра социально-экономического образования (л.д.21). С 31.08.2010 Т. работает в МОУ «<данные изъяты> школа в должности учителя истории (л.д.23).

Согласно справки Отдела по Пермскому муниципальному району Территориального управления Министерства социального развития Пермского кря по Пермскому и Добрянскому муниципальным района № от 15.10.2014 семья Т. является малоимущей, среднедушевой доход семьи составляет 3794,56 рублей (л.д.94).

По сведениям Бардымского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» от 21.08.2014 № 04/398 собственником домовладения по адресу: <адрес> является П. (л.д.27).

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.08.2014 следует, что 26.01.2012 внесена запись о том, что Б. стал правообладателем жилого дома, общей площадью 37,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.34-35).

Правообладателем жилого дома по адресу: <адрес> является С. (л.д.57). Согласно свидетельства о расторжении брака брак между С. и Т. прекращен ДД.ММ.ГГГГ.2013 (л.д.95).

26.09.2011 Т. отказалась от наследства после смерти отца П., умершего ДД.ММ.ГГГГ.2009, в пользу сестры О. (л.д.81,82).

Согласно справки ГБУЗ «Бардымская ЦРБ» Б. состоял на учете у <данные изъяты> с 09.12.2009, снят с учета в связи с ремиссией 09.12.2011 (л.д.80).

Свидетель Ф. суду показала, что в сентябре 2013 года она с мужем покупали у Б. за 400 000 рублей дом, расположенный по адресу: <адрес>. В данном доме жить было невозможно, поскольку полы, стены и потолок были гнилые, они дом отремонтировали, сменили окна, пол, потолок, отремонтировали фундамент. В доме не было света, воды, не было бани и туалета, печи тоже не было. Данный дом они купили из-за земельного участка. Б. <данные изъяты>. В связи с чем Б. продал дом ей неизвестно.

Свидетель О. суду показала, что является родной сестрой истца. После смерти отца в доме остался проживать их родной брат, в то время она проживала по другому адресу. До смерти отец вместе с их братом <данные изъяты>. В доме были зарегистрированы брат и отец. После того как отца лишили родительских прав в 2004 году, она забрала сестру к себе. Дом отца был ветхим, не было окон, печи, дров не было. Она не знала, что в тот момент необходимо было обращаться и признавать дом ветхим, непригодным для проживания. Истцу она не сообщала о том, что за ней было закреплено жилое помещение отца. Истец отказалась от наследства после смерти отца в ее пользу, потому что так сказали сделать в администрации. Она тоже отказалась от наследства в пользу брата, так как у нее была своя семья и свое жилье, к тому же брат на тот момент перестал <данные изъяты>. Почему они обратились к нотариусу только спустя три года после смерти отца ей неизвестно, она не знала, что является наследником после смерти отца.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных требований суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также принимает иные меры, предусмотренные законом.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениям совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 19.04.2007 № 258-О-О следует, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из приведенных выше норм следует, что право на однократное внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения.

Таким образом, при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве социальной поддержки необходимо проверить наличие (отсутствие) закрепленного за ними жилого помещения.

Согласно п.3 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 (действовавших до вступления в законную силу постановления Правительства Пермского края от 01.03.2013 № 92-п) обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В соответствии с частью 2 и 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Согласно ст. 2.1., 2.2. Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: в) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных законодательством, по их выселению; 2) жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых она являются, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В силу п.3 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 № 92-п (в ред. От 09.09.2013) факт невозможности проживания детей-сирот, достигших возраста 14 лет, и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливает государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края, который принимает решение в виде заключения об установлении факта (отказе в установлении факта) невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.

Анализируя приведенные выше нормы права и учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда Российской Федерации от 19.04.2007 № 258-О-О, суд приходит к выводу о том, что истец, отказавшись от наследства после смерти отца в виде домовладения по адресу: <адрес>, совершила намеренные действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий. Данные обстоятельства подтверждаются как пояснениями самого истца, так и показаниями свидетеля О.

Доводы истца о том, что она отказалась от наследства, так как проживание в жилом помещении умершего отца по адресу: <адрес>, было невозможным, дом был непригоден для проживания, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку решение о пригодности либо непригодности для проживания жилого помещения принимается межведомственной комиссией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, данное заключение межведомственной комиссии стороной истца представлено не было, показания свидетеля являются недопустимым доказательством, поскольку основаны на субъективном мнении.

Доводы истца о том, что она отказалась от наследства также и в виду того, что в данном жилом доме проживать было невозможно, поскольку брат злоупотреблял спиртными напитками, суд находит несостоятельными, поскольку на момент отказа истца от наследства хроническое заболевание брата Б. находилось в стадии ремиссии, в связи с чем он был снят с учета у <данные изъяты> 09.12.2011. Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду сведениями от нотариуса и медицинской справкой, а также показаниями свидетеля О. о том, что она также отказалась от наследства в пользу брата, поскольку брат на тот момент уже не <данные изъяты>.

Кроме того, суд полагает, что в случае принятия наследства после смерти отца в виде жилого дома по адресу: <адрес>, истец не была лишена возможности установления факта невозможности проживания в нем в связи с ветхостью и аварийным состоянием, а также проживанием в нем брата, страдающего хроническим заболеванием с целью реализации своего права на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, суд полагает, что истец совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем, тем самым злоупотребила своим правом на получение социальных гарантий, следовательно, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд также учитывает, что истец на момент вынесения решения суда исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда Пермского края, кроме того, в случае принятия истцом наследства после смерти отца в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 37,1 кв.м., и вселении в закрепленное за истцом жилое помещение самого истца, ее брата и сестры, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо составляла бы более учетной нормы площади жилого помещения.

Ссылка истца на то обстоятельство, что ее семья является малоимущей, проживает в квартире родителей мужа, которые развелись и делят имущество, и им в ближайшее время негде будет проживать, правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку не являются основаниями для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бардымского района Пермского края, в интересах Т., о возложении обязанности на Правительство Пермского края предоставить Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах Пермского муниципального района, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         Н.Л.Томашевич

2-1314/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Бардымского района в инт. Тарасовой Эльзиры Маратовны
Ответчики
Правительство Пермского края
МТУ №5 Минсоцразвития Пермского края
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
osa.perm.sudrf.ru
17.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2014Передача материалов судье
17.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2014Судебное заседание
28.10.2014Судебное заседание
05.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее