Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 сентября 2014 года город Новопавловск
Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре Кузменко Н.В., с участием заместителя прокурора Курского района Ставропольского края П.А., представителей ответчиков ФГБУ «......» Ц.В., действующей на основании доверенности, Кировского филиала ФГБУ «......» Ч.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «..........», Кировскому филиалу ФГБУ «...........» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и противодействию терроризму,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в Кировский районный суд <адрес>, к ФГБУ «....», Кировскому филиалу ФГБУ «.......» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и противодействию терроризму.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в деятельности федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» и филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>».
Проверкой установлено, что в 5 метрах от <адрес> расположен комплекс гидротехнического сооружения ...... водохранилища - насыпная земляная дамба, (утрамбованный грунт) с облицовкой напорной стороны бетонными плитами и асфальтовым покрытием верхней части следующих параметров: длинной 160,0 м., шириной 7,0 м., высотой 10,0 м., который использует ФГБУ «.......». Водный объект используется для целей орошения и обводнения.
Требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ФГБУ «........» не соблюдаются.
Несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и несоблюдение законодательства о противодействии терроризму может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
При таком состоянии комплекса ГТС ..... водохранилища, его нельзя эксплуатировать в проектном режиме.
Кавказским Управлением Ростехнадзора в ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка безопасности комплекса ГТС ...... водохранилища, в ходе которой выявлены нарушения Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ за № - К/12 ФГБУ «............» выдано предписание о приведении комплекса ГТС ....... водохранилища в соответствие с действующим законодательством.
Срок исполнения данного предписания истёк ДД.ММ.ГГГГ года, однако указанные требования предписания выполнены не в полном объёме.
При таких обстоятельствах, непринятие ФГБУ «........» мер по обеспечению безопасности комплекса гидротехнического сооружения ..... водохранилища на территории <адрес>, вследствие аварии гидротехнического сооружения, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, просит обязать ФГБУ «..........» устранить допущенные нарушения, а именно: разработать проектно-техническую документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружений предусмотренные законодательством РФ; обеспечить наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях; обеспечить осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; утвердить декларацию безопасности комплекса гидротехнического сооружения .... водохранилища; обязать ФГБУ «......» провести мероприятия по снижению уровня безопасности комплекса гидротехнического сооружения ....... водохранилища с опасного уровня безопасности до работоспособного, включая планы по реконструкции оснащению гидротехнического сооружения контрольно-измерительной аппаратурой, строительству водосброса, а именно: произвести ремонт железобетонной облицовки напорного откоса плотины ........ водохранилища; произвести ремонт водобойного колодца (напорной камеры бывшей гидроэлектростанции) донного водовыпуска; провести расчистку отводящего канала; произвести ликвидацию донного водовыпуска путём заполнения трубы глинистым раствором до башни; произвести демонтаж башни; построить дополнительный водосброс по типу «Сифона» в месте существующего водовыпуска; оснастить комплекс гидротехнического сооружения ........ водохранилища контрольно-измерительной аппаратурой для сооружений IV класса; выкорчевать деревья, растущие по гребню плотины на бровке верхового откоса, пустоты заполнить глинистым грунтом; произвести реконструкцию верхового откоса с переходом на монолитный железобетон с более редкими деформационными швами современной конструкции.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> П.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, при этом, уточнив их в части возложения на ответчиков обязанности устранить нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ Кавказского Управления Ростехнадзора о приведении комплекса ГТС ....... водохранилища в соответствии с требованиями законодательства.
Представители ответчиков ФГБУ «........» и его <адрес> филиала в судебном заседании вынесение решения по заявленным исковым требованиям оставили на усмотрение суда, пояснив при этом, что за обозначенный промежуток времени ими предпринимались необходимые меры для устранения выявленных в предписании нарушений, в частности заключен договор страхования риска гражданской ответственности; проведены торги на выполнение работ по ремонту водобойного колодца и расчистке отводящего канала, со сроками исполнения контракта – ДД.ММ.ГГГГ, общей стоимостью ........ рублей; установлены гидрометрические рейки в верхнем и нижнем (отводящий канал) бьефах водохранилища; разрабатываются и согласовываются проектно-технические документы; неоднократно направлялись письма в Департамент мелиорации и сельского хозяйства с просьбой оказания содействия и поддержки в разрешении финансово-экономических проблем Курского водохранилища. Кроме того, обращали внимание суда на отсутствие достаточного финансирования на устранение выявленных нарушений при эксплуатации ...... водохранилища.
Представитель третьего лица Кавказского Управления Ростехнадзора, будучи надлежащим и своевременным образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив суду об уважительности причин своей не явки, однако, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия, в виду отсутствия возражений процессуальных участников.
Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав заместителя прокурора <адрес>, а также представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности иска и возможности его удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признание соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства. Борьба с терроризмом - общегосударственная задача, для выполнения которой, требуется мобилизация всех государственных и общественных ресурсов.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.
Статьей 9 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения обязан организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организациях несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 19 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Судом установлено, что в 5 метрах от <адрес> расположен комплекс гидротехнического сооружения Курского водохранилища - насыпная земляная дамба, (утрамбованный грунт) с облицовкой напорной стороны бетонными плитами и асфальтовым покрытием верхней части следующих параметров: длинной 160,0 м., шириной 7,0 м., высотой 10,0 м., который использует ФГБУ «......». Водный объект используется для целей орошения и обводнения.
В соответствии с п. 3.2. Устава ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз», утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.11.2013 г. № 90-у основным видом деятельности Учреждения является: эксплуатация государственных мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и другого государственного имущества, переданного Учреждению в оперативное управление; проведение работ по предупреждению и ликвидации последствий аварий на мелиоративных системах и отдельно расположенных гидротехнических сооружениях.
На основании п. 3.3. Устава ФГБУ «......» видами, приносящими доход деятельности Учреждения, осуществляемых по договорам на возмездной основе являются: проведение на отдельно расположенных гидротехнических сооружениях работ по обследованию, проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию мелиоративных объектов и объектов сельскохозяйственного водоснабжения, проектно-изыскательных, инженерно-геодезических изысканий; строительный контроль за гидротехническими работами; очистка каналов, коллекторно-дренажной сети и водосбросных систем; работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым лицом: дамб, плотин, каналов, берегоукрепительных сооружений, водохранилищ, гидромелиоративных объектов; благоустройство береговой линии; производство бетонных и железобетонных работ, производство каменных работ; очистка лесополос, дамб и каналов от древесно-кустарниковой растительности и сухостоя с последующей реализацией дров, в том числе лесозаготовка; строительство и реконструкция водоподпорных дамб, плотин и гидротехнических сооружений на малых реках с живым током; выполнение природоохранных, противопаводковых и берегоукрепительных мероприятий.
Однако, требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ФГБУ "......." соблюдаются не в полном объеме.
Комплекс гидротехнического сооружения ...... водохранилища в совокупности с комплексом гидротехнического сооружения Ростовановского водохранилища образует каскад водохранилищ. В случае аварии на гидротехнических сооружениях существует реальная угроза переполнения нижележащего водохранилища с прорывом его плотины и возникновения чрезвычайной ситуации не только муниципального, но и регионального характера. Меры по эксплуатации, восстановлению, реконструкции, капитальному ремонту гидротехнических сооружений, а также по обеспечению их безопасности ФГБУ «.......» принимаются не полной мере.
Несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и несоблюдение законодательства о противодействии терроризму может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Закон), установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 14 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайный ситуаций, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
В ходе обследования комплекса гидротехнического сооружения ........ водохранилища установлено, что комплекс мер по обеспечению безопасной эксплуатации комплекса ГТС ....... водохранилища не выполняется: состояние башенного донного водовыпуска аварийное, осуществляется нерегулируемый сброс воды объемом 0,2-0,5 мЗ/с в русло реки ......., в выходном оголовке башенного донного водовыпуска наблюдается разрушение бетона до крупного заполнителя, русло реки ........ в районе выходного оголовка башенного донного водовыпуска и далее сильно заилено, полностью нарушено антикоррозийное покрытие плоских щитов поверхностного водосброса.
На основании проведённого обследования специалистом Кавказского Управления Ростехнадзора сделан вывод о том, что состояние комплекса ГТС ....... водохранилища предаварийное (аварийное) — превышение уровня К2 величина максимальной пропускной способности ГТС указана 4.5 м3/с, фактически величина максимальной пропускной способности составляет 1,5 м3/с (состояние башенного донного водовыпуска аварийное).
Согласно п. 2.7 Инструкции о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях, «....Предаварийное (предельное) эксплуатационное состояние ГТС - состояние, при котором сооружение имеет повреждения или дефекты, при которых оно не может эксплуатироваться при воздействии основного сочетания нагрузок ввиду угрозы аварии, и (или) сооружение находится под воздействием особого сочетания нагрузок, превышающих допускаемые проектом значения с угрозой аварии, и (или) появляются признаки прогрессирующего развития деструктивных процессов, необратимо ведущих к аварии.
Все вышеперечисленные нарушения в совокупности необратимо могут привести, при бездействии по их незамедлительному устранению, к возникновению чрезвычайной ситуации, разрушению гидротехнического сооружения ...... водохранилища, что в конечном итоге приведёт к затоплению прилегающей территории, причинению существенного вреда жизни и здоровью людей, их имуществу и окружающей среде.
При таком состоянии комплекса ГТС ...... водохранилища, его эксплуатация в проектном режиме невозможна.
Кавказским Управлением Ростехнадзора в ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка безопасности комплекса ГТС ..... водохранилища, в ходе которой выявлены нарушения Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ за № - К/12 ФГБУ «......» выдано предписание о приведении комплекса ГТС ..... водохранилища в соответствие с вышеуказанным законодательством, для чего необходимо выполнить следующие действия: разработать мероприятия по снижению уровня опасности гидротехнического сооружения ...... водохранилища с опасного уровня до работоспособного, включая планы по реконструкции и оснащению гидротехнического сооружения контрольно-измерительной аппаратурой, строительству сифонного водосброса, провести многофакторное обследование гидротехнического сооружения ...... водохранилища, провести ремонт водобойного колодца и расчистку отводящего канала.
Срок исполнения данного предписания истёк ДД.ММ.ГГГГ года, однако указанные требования предписания ответчиками выполнены не в полном объёме.
При таких обстоятельствах, непринятие ФГБУ «......» мер по обеспечению безопасности комплекса гидротехнического сооружения ...... водохранилища на территории <адрес>, вследствие аварии гидротехнического сооружения, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.
Совокупность исследованных в ходе судебного заседания обстоятельств позволила суду прийти к выводу о том, что выявленные нарушения, допущенные ФГБУ «......» влекут угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушают интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций, соответственно о законности и обоснованности заявленных прокурором <адрес> требований, и в связи с этим о необходимости удовлетворения поданного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ФГБУ «.......», Кировскому филиалу ФГБУ «.......» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и противодействию терроризму, удовлетворить.
Обязать ФГБУ ".......» устранить нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ Кавказского Управления Ростехнадзора о приведении комплекса ГТС ...... водохранилища, в соответствии с требованиями законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
СУДЬЯ П.П. КУЛИК.