Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-772/2014 ~ М-831/2014 от 08.08.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 сентября 2014 года город Новопавловск                             

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре Кузменко Н.В., с участием заместителя прокурора Курского района Ставропольского края П.А., представителей ответчиков ФГБУ «......» Ц.В., действующей на основании доверенности, Кировского филиала ФГБУ «......» Ч.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «..........», Кировскому филиалу ФГБУ «...........» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и противодействию терроризму,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в Кировский районный суд <адрес>, к ФГБУ «....», Кировскому филиалу ФГБУ «.......» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и противодействию терроризму.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в деятельности федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» и филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>».

Проверкой установлено, что в 5 метрах от <адрес> расположен комплекс гидротехнического сооружения ...... водохранилища - насыпная земляная дамба, (утрамбованный грунт) с облицовкой напорной стороны бетонными плитами и асфальтовым покрытием верхней части следующих параметров: длинной 160,0 м., шириной 7,0 м., высотой 10,0 м., который использует ФГБУ «.......». Водный объект используется для целей орошения и обводнения.

Требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений    ФГБУ «........» не соблюдаются.

Несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и несоблюдение законодательства о противодействии терроризму может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

При таком состоянии комплекса ГТС ..... водохранилища, его нельзя эксплуатировать в проектном режиме.

Кавказским Управлением Ростехнадзора в ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка безопасности комплекса ГТС ...... водохранилища, в ходе которой выявлены нарушения Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ за - К/12 ФГБУ «............» выдано предписание о приведении комплекса ГТС ....... водохранилища в соответствие с действующим законодательством.

Срок исполнения данного предписания истёк ДД.ММ.ГГГГ года, однако указанные требования предписания выполнены не в полном объёме.

При таких обстоятельствах, непринятие ФГБУ «........» мер по обеспечению безопасности комплекса гидротехнического сооружения ..... водохранилища на территории <адрес>, вследствие аварии гидротехнического сооружения, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, просит обязать ФГБУ «..........» устранить допущенные нарушения, а именно: разработать проектно-техническую документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружений предусмотренные законодательством РФ; обеспечить наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях; обеспечить осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; утвердить декларацию безопасности комплекса гидротехнического сооружения .... водохранилища; обязать ФГБУ «......» провести мероприятия по снижению уровня безопасности комплекса гидротехнического сооружения ....... водохранилища с опасного уровня безопасности до работоспособного, включая планы по реконструкции оснащению гидротехнического сооружения контрольно-измерительной аппаратурой, строительству водосброса, а именно: произвести ремонт железобетонной облицовки напорного откоса плотины ........ водохранилища; произвести ремонт водобойного колодца (напорной камеры бывшей гидроэлектростанции) донного водовыпуска; провести расчистку отводящего канала; произвести ликвидацию донного водовыпуска путём заполнения трубы глинистым раствором до башни; произвести демонтаж башни; построить дополнительный водосброс по типу «Сифона» в месте существующего водовыпуска; оснастить комплекс гидротехнического сооружения ........ водохранилища контрольно-измерительной аппаратурой для сооружений IV класса; выкорчевать деревья, растущие по гребню плотины на бровке верхового откоса, пустоты заполнить глинистым грунтом; произвести реконструкцию верхового откоса с переходом на монолитный железобетон с более редкими деформационными швами современной конструкции.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> П.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, при этом, уточнив их в части возложения на ответчиков обязанности устранить нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ Кавказского Управления Ростехнадзора о приведении комплекса ГТС ....... водохранилища в соответствии с требованиями законодательства.

Представители ответчиков ФГБУ «........» и его <адрес> филиала в судебном заседании вынесение решения по заявленным исковым требованиям оставили на усмотрение суда, пояснив при этом, что за обозначенный промежуток времени ими предпринимались необходимые меры для устранения выявленных в предписании нарушений, в частности заключен договор страхования риска гражданской ответственности; проведены торги на выполнение работ по ремонту водобойного колодца и расчистке отводящего канала, со сроками исполнения контракта – ДД.ММ.ГГГГ, общей стоимостью ........ рублей; установлены гидрометрические рейки в верхнем и нижнем (отводящий канал) бьефах водохранилища; разрабатываются и согласовываются проектно-технические документы; неоднократно направлялись письма в Департамент мелиорации и сельского хозяйства с просьбой оказания содействия и поддержки в разрешении финансово-экономических проблем Курского водохранилища. Кроме того, обращали внимание суда на отсутствие достаточного финансирования на устранение выявленных нарушений при эксплуатации ...... водохранилища.

Представитель третьего лица Кавказского Управления Ростехнадзора, будучи надлежащим и своевременным образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив суду об уважительности причин своей не явки, однако, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия, в виду отсутствия возражений процессуальных участников.

Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав заместителя прокурора <адрес>, а также представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности иска и возможности его удовлетворения, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признание соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства. Борьба с терроризмом - общегосударственная задача, для выполнения которой, требуется мобилизация всех государственных и общественных ресурсов.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.

Статьей 9 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения обязан организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организациях несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 19 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Судом установлено, что в 5 метрах от <адрес> расположен комплекс гидротехнического сооружения Курского водохранилища - насыпная земляная дамба, (утрамбованный грунт) с облицовкой напорной стороны бетонными плитами и асфальтовым покрытием верхней части следующих параметров: длинной 160,0 м., шириной 7,0 м., высотой 10,0 м., который использует ФГБУ «......». Водный объект используется для целей орошения и обводнения.

В соответствии с п. 3.2. Устава ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз», утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.11.2013 г. № 90-у основным видом деятельности Учреждения является: эксплуатация государственных мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и другого государственного имущества, переданного Учреждению в оперативное управление; проведение работ по предупреждению и ликвидации последствий аварий на мелиоративных системах и отдельно расположенных гидротехнических сооружениях.

На основании п. 3.3. Устава ФГБУ «......» видами, приносящими доход деятельности Учреждения, осуществляемых по договорам на возмездной основе являются: проведение на отдельно расположенных гидротехнических сооружениях работ по обследованию, проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию мелиоративных объектов и объектов сельскохозяйственного водоснабжения, проектно-изыскательных, инженерно-геодезических изысканий; строительный контроль за гидротехническими работами; очистка каналов, коллекторно-дренажной сети и водосбросных систем; работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым лицом: дамб, плотин, каналов, берегоукрепительных сооружений, водохранилищ, гидромелиоративных объектов; благоустройство береговой линии; производство бетонных и железобетонных работ, производство каменных работ; очистка лесополос, дамб и каналов от древесно-кустарниковой растительности и сухостоя с последующей реализацией дров, в том числе лесозаготовка; строительство и реконструкция водоподпорных дамб, плотин и гидротехнических сооружений на малых реках с живым током; выполнение природоохранных, противопаводковых и берегоукрепительных мероприятий.

Однако, требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ФГБУ "......." соблюдаются не в полном объеме.

Комплекс гидротехнического сооружения ...... водохранилища в совокупности с комплексом гидротехнического сооружения Ростовановского водохранилища образует каскад водохранилищ. В случае аварии на гидротехнических сооружениях существует реальная угроза переполнения нижележащего водохранилища с прорывом его плотины и возникновения чрезвычайной ситуации не только муниципального, но и регионального характера. Меры по эксплуатации, восстановлению, реконструкции, капитальному ремонту гидротехнических сооружений, а также по обеспечению их безопасности ФГБУ «.......» принимаются не полной мере.

Несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и несоблюдение законодательства о противодействии терроризму может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Закон), установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Статьей 14 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Так, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайный ситуаций, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

В ходе обследования комплекса гидротехнического сооружения ........ водохранилища установлено, что комплекс мер по обеспечению безопасной эксплуатации комплекса ГТС ....... водохранилища не выполняется: состояние башенного донного водовыпуска аварийное, осуществляется нерегулируемый сброс воды объемом 0,2-0,5 мЗ/с в русло реки ......., в выходном оголовке башенного донного водовыпуска наблюдается разрушение бетона до крупного заполнителя, русло реки ........ в районе выходного оголовка башенного донного водовыпуска и далее сильно заилено, полностью нарушено антикоррозийное покрытие плоских щитов поверхностного водосброса.

На основании проведённого обследования специалистом Кавказского Управления Ростехнадзора сделан вывод о том, что состояние комплекса ГТС ....... водохранилища предаварийное (аварийное) — превышение уровня К2 величина максимальной пропускной способности ГТС указана 4.5 м3/с, фактически величина максимальной пропускной способности составляет 1,5 м3/с (состояние башенного донного водовыпуска аварийное).

Согласно п. 2.7 Инструкции о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях, «....Предаварийное (предельное) эксплуатационное состояние ГТС - состояние, при котором сооружение имеет повреждения или дефекты, при которых оно не может эксплуатироваться при воздействии основного сочетания нагрузок ввиду угрозы аварии, и (или) сооружение находится под воздействием особого сочетания нагрузок, превышающих допускаемые проектом значения с угрозой аварии, и (или) появляются признаки прогрессирующего развития деструктивных процессов, необратимо ведущих к аварии.

Все вышеперечисленные нарушения в совокупности необратимо могут привести, при бездействии по их незамедлительному устранению, к возникновению чрезвычайной ситуации, разрушению гидротехнического сооружения ...... водохранилища, что в конечном итоге приведёт к затоплению прилегающей территории, причинению существенного вреда жизни и здоровью людей, их имуществу и окружающей среде.

При таком состоянии комплекса ГТС ...... водохранилища, его эксплуатация в проектном режиме невозможна.

Кавказским Управлением Ростехнадзора в ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка безопасности комплекса ГТС ..... водохранилища, в ходе которой выявлены нарушения Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ за - К/12 ФГБУ «......» выдано предписание о приведении комплекса ГТС ..... водохранилища в соответствие с вышеуказанным законодательством, для чего необходимо выполнить следующие действия: разработать мероприятия по снижению уровня опасности гидротехнического сооружения ...... водохранилища с опасного уровня до работоспособного, включая планы по реконструкции и оснащению гидротехнического сооружения контрольно-измерительной аппаратурой, строительству сифонного водосброса, провести многофакторное обследование гидротехнического сооружения ...... водохранилища, провести ремонт водобойного колодца и расчистку отводящего канала.

Срок исполнения данного предписания истёк ДД.ММ.ГГГГ года, однако указанные требования предписания ответчиками выполнены не в полном объёме.

При таких обстоятельствах, непринятие ФГБУ «......» мер по обеспечению безопасности комплекса гидротехнического сооружения ...... водохранилища на территории <адрес>, вследствие аварии гидротехнического сооружения, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

Совокупность исследованных в ходе судебного заседания обстоятельств позволила суду прийти к выводу о том, что выявленные нарушения, допущенные ФГБУ «......» влекут угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушают интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций, соответственно о законности и обоснованности заявленных прокурором <адрес> требований, и в связи с этим о необходимости удовлетворения поданного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ФГБУ «.......», Кировскому филиалу ФГБУ «.......» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и противодействию терроризму, удовлетворить.

Обязать ФГБУ ".......» устранить нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ Кавказского Управления Ростехнадзора о приведении комплекса ГТС ...... водохранилища, в соответствии с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

СУДЬЯ                                 П.П. КУЛИК.

2-772/2014 ~ М-831/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Курского района
Ответчики
Кировский филиал ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз"
ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз"
Другие
Кавказское Управление Ростехнадзора
Суд
Кировский районный суд Ставропольского края
Судья
Кулик Павел Павлович
Дело на сайте суда
kirovsky--stv.sudrf.ru
08.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2014Передача материалов судье
08.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.08.2014Предварительное судебное заседание
03.09.2014Судебное заседание
08.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2014Дело оформлено
09.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее