Дело № 2-251/2019
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Краснотуранск 19 июня 2019 года
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего федерального судьи А.А. Швайгерта
При секретаре: Зеленковой Е.В.
С участием: помощника прокурора Краснотуранского района Красноярского края Рамишвили Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснотуранского района Красноярского края, действующего в защиту трудовых прав Глущенко Натальи Анатольевны, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Новосыдинская средняя общеобразовательная школа» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Краснотуранского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Глущенко Н.А. к МБОУ «Новосыдинская СОШ», просит суд взыскать с МБОУ «Новосыдинская СОШ» в пользу Глущенко Н.А. сумму недоначисленной заработной платы за январь 2018 г. в размере 2083,20 руб., за февраль 2018 г. в размере 2083,20 руб., за март 2018 г. в размере 2083,20 руб., за май 2018 г. в размере 3122,60 руб. и за август 2018 г. в размере 2729,72 руб.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Краснотуранского района проведена проверка по обращению работника МБОУ «Новосыдинская СОШ» Глущенко Н.А. об оказании помощи во взыскании с работодателя суммы недоначисленной заработной платы. Проведенной проверкой установлено, что Глущенко Н.А. работает в МБОУ «Новосыдинская СОШ» на основании трудового договора в должности «<данные изъяты>». Заработная плата Глущенко Н.А. за период январь-август 2018 начислялась в размере выплат противоречащих действующему законодательству, поскольку минимальный размер оплаты труда работника, выполнившего нормы труда в Краснотуранском районе Красноярского края, с 01.01.2018 – не может быть ниже 15182 рубля 40 копеек (9489x1,6), а с 01.05.2018 – не ниже 17860 рублей 80 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора Краснотуранского района Красноярского края Рамишвили Е.В. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Глущенко Н.А. в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. От Гордиевской Г.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела без её участия.
Ответчик МБОУ «Новосыдинская СОШ» в судебное заседание своего представителя не направил о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Краснотуранского района своего представителя в суд не направило о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, на основании ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.
Абзацем 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Абзацем 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. № 160-г (с последующими изменениями) с 01 апреля 1992 г. установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций. Постановлением Администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-п с 01 ноября 1992 г. районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Краснотуранского района.
Согласно п. 1 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, к которым относится в том числе и с. Краснотуранск, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты груда» с 1 января 2018 г. установлен МРОТ в размере – 9 489 рублей, с 1 мая 2018 г. – 11163 рубля.
Судом установлено, что истец Глущенко Н.А. работает в МБОУ «Новосыдинская СОШ», на основании трудового безномерного договора от 02.09.2016 в должности «<данные изъяты>» на 0,5 ставки.
За период январь-март 2018 с учётом отработанного количества времени Глущенко Н.А. с учётом всех надбавок и выплат, включая сумму районного коэффициента – 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30% была начислена и выплачена заработная плата в размере 5508 рублей за каждый месяц, а в мае и августе 2018 г. была начислена заработная плата в размере 5807,80 руб. и 4547,88 руб. соответственно, что подтверждается бухгалтерской документацией и не оспаривается сторонами.
При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание позицию Конституционного Суд Российской Федерации, который неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009г. №1160-О-О, от 17 декабря 2009г. №1557-О-О, от 25 февраля 2010г. №162-О-О и от 25 февраля 2013г. №327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37 ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Исходя из приведённых выше норм права, учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что применяя установленный Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2018 - в сумме 9489 рублей, с 01.05.2018 – в сумме 11163 рубля, с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.01.2018 до 01.05.2018 г. истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 7591 руб. 20 коп., из расчета: (9489*1,6*0,5 ставки),а с 01.05.2018 не менее 8930 руб. 40 коп., из расчета (11163*1,6*0,5 ставки).
Таким образом, суд полагает, что действиями ответчика нарушено право истца на получение заработной платы в полном объёме, за период январь-август 2018, поскольку заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению и в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате за вышеуказанный спорный период времени 2018 года в общем размере 12100 рублей 95 копеек, исходя из следующего расчета:
· в январе-марте 2018 года с учетом выполнения рабочего времени, истцу начислена заработная плата в общем размере 16524 руб., из расчета: (5508*3), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в размере не менее 22 773 рубля 60 копеек, из расчета: (7591,20*3), работодателем недоначислено 6249 рублей 60 копеек, из расчета: (22773,60-16524);
· в мае 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, истцу начислена заработная плата в размере 5807,80 руб., однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в размере не менее 8930 рублей 40 копеек, работодателем недоначислено 3 122 рубля 60 копеек, из расчета (8930,40-5807,80);
· в августе 2018 года с учетом выполнения 22 дней при норме рабочего времени 27 дней, истцу начислена заработная плата в размере 4547,88 руб., однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в размере не менее 7276 рублей 63 копейки, из расчета: (8930,40:27*22), работодателем недоначислено 2728 рублей 75 копеек, из расчета (7276,63-4547,88);
· итого за период с января по август 2018 г. работодателем недоначислено истцу 12100 рублей 95 копеек из расчета: (6249,60+3122,60+2728,75).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика МБОУ «Новосыдинская СОШ» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 484 рубля 04 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Краснотуранского района Красноярского края в интересах Глущенко Натальи Анатольевны к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Новосыдинская средняя общеобразовательная школа» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Новосыдинская средняя общеобразовательная школа» в пользу Глущенко Натальи Анатольевны недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь 2018 г. в размере 2083 рубля 20 копеек, за февраль 2018 г. в размере 2083 рубля 20 копеек, за март 2018 г. в размере 2083 рубль 20 копеек, за май 2018 г. в размере 3122 рубля 60 копеек и за август 2018 г. в размере 2728 рублей 75 копеек, а всего в общем размере 12100 рублей 95 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Новосыдинская общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 484 рубля 04 копейки.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия.
Председательствующий: А.А. Швайгерт