Дело №2-186/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Благовещенск 13 марта 2019 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Слепичева К.А.,
при секретаре Курочкиной Ю.Е.,
с участием представителя истца по доверенности – Госман Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зюзиной Натальи Владимировны к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права собственности на дом блокированной застройки,
У С Т А Н О В И Л:
Зюзина Н.В., в лице своего представителя Госман Е.В., обратилась в Благовещенский районный суд <адрес> с иском к администрации <адрес> о признании за ней права собственности на построенный ей дом блокированной застройки по <адрес>, общей площадью 79,1 кв.м., с инв. <номер>, расположенный на земельном участке общей площадью 880 кв.м., с кадастровым номером <номер>.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 880 кв.м., в <адрес>, сразу после приобретения земельного участка в 2017 году она приступила к строительству дома блокированной застройки, строительство которого было завершено к осени 2018 года, с этого момента она пользуется домом как своим собственным, в нем проживает вся её семья, несет бремя его содержания, оплачивает электроэнергию и другие расходы. Со стороны третьих лиц претензий по поводу дома никогда не было. ДД.ММ.ГГГГ на дом изготовлен техпаспорт, согласно которому общая площадь дома составляет 79,1 кв.м. Постановлением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ дому и земельному участку присвоен адрес: <адрес>.
На сегодняшний день, чтобы зарегистрировать право собственности на дом блокированной застройки необходимо предоставить в Управление Росреестра по <адрес> для регистрации права кадастровый паспорт на дом блокированной застройки, выданный кадастровой палатой.
На заявление в администрацию <адрес> с просьбой о выдаче разрешения на строительство жилого дома блокированного типа истцом был получен отказ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство дома блокированной застройки, данный отказ может быть обжалован в судебном порядке.
Истец не может реализовать свое право собственности на построенной жилой дом блокированной застройки по независящим от нее причинам, поэтому считает, что ей принадлежит право на обращение в суд с иском о признании права собственности в судебном порядке.
Определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Чигиринского сельсовета <адрес>.
Истец Зюзина Н.В. в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно и надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца Госман Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, на их удовлетворении настаивала, при этом доказательств нарушения прав истца в виде невозможности зарегистрировать право собственности на жилой дом в установленном законом порядке, которое бы в соответствии со ст. 3 ГПК РФ являлось основанием для обращения в суд, в соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке дела к судебному разбирательству не представила. Дополнительно суду пояснила, что кадастровые инженеры отказывают истцу в изготовлении технического плана спорного объекта капитального строительства в связи с непредставлением ей перечня необходимых документов, поскольку при наличии 10 отказов в государственной регистрации в течение года их деятельность может быть приостановлена на 2 года, однако доказательств данных обстоятельств представить суду не смогла.
Ответчик администрация <адрес>, соответчик администрация Чигиринского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Третье лицо Управление Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 40 ЗК РФ предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ к жилым домам, экспертиза в отношении проектной документации которых не проводится, относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, определение жилого дома блокированной застройки, содержащееся в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, дано в целях урегулирования отношений, связанных с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изыскании, государственной экологической экспертизой проектной документации объектов, что прямо следует из наименования данной статьи. Использование понятия жилого дома блокированной застройки по отношению к другим правоотношениям необоснованно.
Кроме того, такая характеристика здания как «дом блокированной застройки» не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики «нежилое», «жилое», «многоквартирный дом», «жилое строение» (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истца каких либо правовых последствий.
Судом установлено, что Зюзина Н.В. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка, общей площадью 880+10 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с/с Чигиринский, <адрес>, что подтверждается выписками ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, <номер>, а также материалами дела правоустанавливающих документов на указанный земельный участок, представленных Управлением Росреестра по <адрес> по запросу суда.
Постановлением администрации Чигиринского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> присвоен адрес жилому дому и земельному участку, на котором расположен данный объект недвижимости: РФ, <адрес>.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, 2018 года постройки, общей площадью 79,1 кв.м., жилой площадью 35,3 кв.м., инвентарный <номер>, кадастровый номер земельного участка <номер>
Согласно заключению о соответствии параметрам строительства индивидуального жилого дома блокированного (блокированной застройки) на з.у. к.н. <номер> по <адрес>, в <адрес>, подготовленному ИП ФИО5, существующий индивидуальный жилой дом одноэтажный без подвала, блокированной застройки. Расположен на отдельном земельном участке к.н. <номер>. Класс функциональной пожарной опасности: - индивидуальный жилой дом - Ф 1.4. Нормы и правила СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем. Согласно СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», приложение Б (обязательное). Термины и определения. П 1.2. Дом жилой блокированный. Данный жилой дом отвечает требованиям индивидуального дома блокированного. Строительство выполнено в границах участка, отступы от жилого дома до границ с соседними участками с северо-западной и северо-восточной стороны соответствует требованиям «Нормы градостроительной деятельности <адрес>», СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». По юго-восточному фасаду жилой дом сблокирован с соседним индивидуальным жилым домом на земельном участке к.н. 28:10:013013:2131. Стены жилого дома выполнены из полистиролбетонных блоков, оштукатуренные. Перекрытие - деревянные балки с накатом. Крыша - по деревянной стропильной системе. Площадь всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) составляет 79,1 кв.м., общая площадь жилого помещения - 79,1 кв.м, жилая площадь - 35,3 кв.м., площадь подсобных помещений - 43,8 кв.м. Существующий индивидуальный жилой дом на участке с к.н. 28:10:013013:2132 отвечает требованиям одноквартирных жилых домов блокированной застройки. Технические решения соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий, не затрагивает имущественные интересы третьих лиц. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (п. 1.1. ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Данное строительство не требует выдачи разрешения на строительство в соответствии с вышеуказанной статьей ГрК РФ.
Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер> ФИО2 отказано на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, в связи с непредставлением заявителем технического плана объекта капитального строительства, подготовленного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», являющегося в соответствии с ч. 10.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию.
Проверяя соблюдение установленного порядка при обращении истца в уполномоченный орган местного самоуправления, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (ч. 5).
В случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные на дачном или садовом земельном участке, земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта жилой дом, жилое строение или объект индивидуального жилищного строительства осуществляются по правилам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (ч. 6).
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14, ч. 4 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план, который направляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч. 1 ст. 24 Закона №218-ФЗ).
Пунктом 11.1 ст. 24 Закона №218-ФЗ установлено, что технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 19 Закона №218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1). Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2).
В ходе судебного разбирательства установлено, что обращение истца в орган местного самоуправления в целях государственной регистрации права собственности на созданный ей объект недвижимости осуществлялось в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», что правомерно повлекло отказ в выдаче необходимых для государственной регистрации права документов.
При этом истцом не представлено доказательств невозможности государственной регистрации права на спорный объект недвижимого имущества во внесудебном порядке с соблюдением действующего с ДД.ММ.ГГГГ порядка, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть реального нарушения ее прав, свобод или законных интересов, восстановление которого возможно только в судебном порядке. В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о признании права собственности на дом блокированной застройки не подлежат удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Зюзиной Натальи Владимировны к администрации <адрес> о признании права собственности на дом блокированной застройки по <адрес>, общей площадью 79,1 кв.м., с инв. <номер>, расположенный на земельном участке общей площадью 880 кв.м. с кадастровым номером <номер> – оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.