Дело № 2-582/2019
УИД 28RS0021-01-2019-000988-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя истца – Оноприенко С.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галанцевой Евгении Валерьевны к администрации рабочего поселка Уруша о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного,
у с т а н о в и л :
Галанцева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации рабочего поселка Уруша о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного в обоснование которого указала, что она является собственником квартиры <адрес> что подтверждается свидетельством о праве собственности от 20.12.2013 года. В соответствии с кадастровым паспортом квартиры ее площадь составляет 22,1 кв.м. Вместе с тем, указанные сведения о площади квартиры не являются достоверными, так как в действительности площадь квартиры составляет 24 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на квартиру от 25.11.1993 года, актом № об оценки стоимости приватизированной квартиры от 25.11.1993 года, договором на обслуживание и ремонт приватизированных квартир от 25.11.1993 года, нотариально удостоверенным договором купли продажи квартиры от 03.12.1993 года. Согласно справки администрации рабочего поселка (пгт) Уруша от 04.02.2014 года №, справки администрации Сковородинского района от 01.06.2015 года № жилой дом <адрес> включен в перечень аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Сковородинского района, утвержденного постановлением от 07.09.2010 года № и входит в программу по «Переселению граждан из ветхого и аварийного жилья». Сроки выполнения программы 2015-2017 г. Однако указано, что в настоящее время у ответчика отсутствуют денежные средства необходимые для реализации данной программы в полном объеме. Несмотря на то, что в 2010 году жилой дом признан непригодным для проживания и включен в перечень аварийного жилищного фонда, ответчик более 9 лет не принимает меры к отселению граждан из непригодных для проживания помещений, к изъятию земельного участка и сносу аварийного дома, что нарушает ее права, предусмотренные ст.32 ЖК РФ, которые гарантированы ей государством. Таким образом, принимая во внимание указанные положения, учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, а также то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится ее жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», она по своему выбору вправе требовать либо выкупа принадлежащего ей жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность. На основании изложенного, просит признать, что общая площадь квартиры <адрес> составляет 24 кв.м.. Обязать ответчика предоставить ей в собственность вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, общей площадью не менее 24 кв.м..
Впоследствии исковые требования были уточнены, просит обязать ответчика предоставить ей в собственность вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, общей площадью не менее 24 кв.м., расположенное в пределах г. Сковородино Амурской области.
Представитель истца Оноприенко С.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Истец Галанцева Е.В., представители ответчиков администрации пгт. Уруша и администрации Сковородинского района в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из отзыва администрации пгт. Уруша следует, что постановлением администрации Сковородинского района № от 07.09.2010 года жилой дом <адрес> включён в перечень аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Сковородинского района и входит в программу по «Переселению граждан из ветхого и аварийного жилья». П. 6 ч. 1 ст. 144 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещение либо его выкуп. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). На территории муниципального образования п. Уруша не имеется свободного жилого помещения, которое соответствовало бы заявленным требованиям истца. Из положений ст. ст. 135-138 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 55, 60, 61 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансферов из бюджетов субъектов РФ и бюджетам бюджетной системы РФ. П. 3 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели и материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация данных полномочий подконтрольна государству. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики РФ, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище. Бюджету муниципального образования рабочего посёлка Уруша не было выделено субвенций для реализации программы по «Переселению граждан из ветхого и аварийного жилья». Согласно представлению Счетной палаты РФ от 26.03.2018 года губернатору Амурской области Козлову А.А. по результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения: Правительством Амурской области допущены бюджетные нарушения, выразившиеся в несоблюдении условий предоставления субсидий на со финансирование мероприятий федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, в связи с невыполнением в 2015 году обязательства по со финансированию мероприятий в соответствии с п. 1 соглашения от 07.09.2015 года № 05-344/С. Таким образом администрация рабочего поселка Уруша не имеет возможности осуществить полномочия предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На основании изложенного, просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Из отзыва администрации Сковородинского района следует, что Конституция РФ гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договора, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом. В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В развитие конституционных положений ЖК РФ в ст. 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в зачётом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение. При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственностей либо его выкуп. При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано аварийным и включено в программу «Переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории Сковородинского района в период с 2019-2025 годы». Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определяет понятие переселение граждан из аварийного жилищного фонда как принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ. Согласно указанного закона переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется за счет федерального и областного бюджета. На основании изложенного, требование о представлении в собственности вне очереди благоустроенного жилого помещения, не соответствует нормам действующего законодательства. Подав данные для включения жилого помещения в программу по переселению, муниципальное образование Уруша осуществило все необходимые со своей стороны действия. В настоящее время по программе переселения, Галанцева Е.В. имеет законные основания требовать лишь заключения с пгт. Уруша соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение либо заключения соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения. Вопрос о несовпадении площади в кадастровом паспорте на жилое помещение, не относится к полномочиям органа местного самоуправления, так как данный вопрос решается в соответствии со ст. 2 ФЗ «О кадастровой деятельности». Документы, предоставленные заявителем, подтверждающие площадь жилого помещения в 24 кв.м. датируются 1993 годом. Первичным документом для кадастрового учета квартиры с 01.03.2013 года является технический план, изготовленный кадастровым инженером. С 02.01.2017 года ГКН и ЕГРП объединены в ЕГРП. Ранее данные об объектах недвижимости вносились в реестр в ручном режиме. С 01.05.2005 года произошли изменения в правилах учета площади жилых помещений и с тех пор площадь лоджий и балконов не добавляется к площади квартиры. Учитывая вышесказанное, признать иную площадь квартиры, чем указана в техническом паспорте помещения и ЕГРП, считают невозможным без проведения действий в соответствии с ФЗ «О кадастровой деятельности». По вопросу привлечения администрации Сковородинского района в качестве соответчика, полагают, что предоставление жилых помещений в соответствии с порядком, указанным в ФЗ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и в соответствии со ст. 32 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления, а в данном случае пгт. Уруша. Администрация Сковородинского района осуществляет включение жилых помещений в адресную программу. По жилому помещению, расположенному в <адрес> данные действия уже осуществлены. При поступлении денежных средств областного и федерального бюджета, администрация района осуществляет закупку в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ и передает жилое помещение в многоквартирном жилом доме органу местного самоуправления, который в свою очередь предоставляет данное жилое помещение гражданину. На основании изложенного, требование о заключении соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, либо заключения соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения подлежат исполнения лишь администрацией п. Уруша.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Судом установлено, что Галанцева Е.В. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 22,1 кв.м, с кадастровым номером 28:24:010394:86 (свидетельство о государственной регистрации права от 20 декабря 2013 года, кадастровый паспорт помещения от 15.08.2013 года).
Из Перечня аварийных многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации Сковородинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что жилой дом <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.
Из ответа администрации пгт. Уруша на имя Галанцевой Е.В. следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в реестр ветхого и аварийного жилья, и входит в программу по «Переселению граждан из ветхого и аварийного жилья».
Постановлением Правительства Амурской области № 446 от 25 сентября 2013 года утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы».
Как следует из подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области», в ее основные цели входит переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства; ликвидация аварийных многоквартирных домов.
Из ответа администрации Сковородинского района на имя Галанцевой Е.В. следует, что жилой дом <адрес> включен в перечень аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Сковородинского района, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № и входит в программу по «Переселению граждан из ветхого и аварийного жилья». По представленной информации главы пгт. Уруша, сроки выполнения программы 2015-2017 годы. Но в настоящее время денежные средства для выполнения данной программы на счет администрации пгт. Уруша не поступали.
Ст. 32 ЖК РФ предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Собственник Галанцева Е.В. воспользовавшись правом выбора, заявила требование о предоставлении ей в собственность другого жилого помещения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что усматриваются основания для удовлетворения исковых требований Галанцевой Е.В. и возложении на администрацию пгт. Уруша обязанности предоставить ей равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Вместе с тем, истицей заявлены требования о предоставлении ей жилого помещения взамен признанного аварийным на территории другого муниципального образования - г. Сковородино.
Частью 3 ст. 16 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86 - 89 ЖК РФ, согласно которым предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Часть 1 ст. 89 ЖК РФ, а также ч. 3 ст. 16 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не возлагают на органы местного самоуправления в связи с признанием дома непригодным для проживания обязанность предоставлять по желанию граждан жилые помещения в избранном ими другом населенном пункте в границах субъекта Российской Федерации.
В силу изложенных обстоятельств суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину жилое помещение в границах другого населенного пункта, другого муниципального образования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что другое жилое помещение, предоставляемое в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения, должно находиться в границах населенного пункта - п. Уруша.
В части требования Галанцевой Е.В. о признании общей площадью квартиры <адрес> равной 24 кв.м., суд полагает следующее.
Из технического паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> от 25 ноября 1993 года следует, что его общая площадь составляет 24 кв.м.. Такая же площадь указана в акте оценки стоимости приватизированной квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ, в договоре на обслуживание и ремонт приватизированной квартиры от 25 ноября 1993 года и в договоре купли-продажи от 03 декабря 1993 года, заключенном между ФИО1 и Галанцевой Н.Ю..
Вместе с тем, согласно кадастрового паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с имеющимся в нем планом расположения жилого помещения общая площадь равна 22,1 кв.м..
Сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте сомнений у суда не вызывают, поскольку кадастровый паспорт был составлен с учетом произведенных замеров, содержащихся в плане расположения жилого помещения.
Такая же площадь указана и в свидетельстве о государственной регистрации права от 20.12.2013 года, в связи с чем, сведения об общей площади спорного жилого помещения в размере 22,1 кв.м. внесены в Единый реестр прав на недвижимое имущество.
Вопрос о несовпадении площади в кадастровом паспорте на жилое помещение и техническом паспорте относится к полномочиям кадастрового инженера и данный вопрос решается в соответствии с ФЗ «О кадастровой деятельности».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования Галанцевой Евгении Валерьевны к администрации рабочего поселка Уруша о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного – удовлетворить частично.
Обязать администрацию пгт. Уруша предоставить Галанцевой Евгении Валерьевне в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 22,1 кв.м, расположенное в черте пгт. Уруша Сковородинского района Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца, а также в кассационном порядке в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления в Девятый кассационный суд по адресу: 690090 Приморский край г. Владивосток ул. Светланская, 54.
Председательствующий судья Н.Б. Федорчук