Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «08» апреля 2019 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Николаевой С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2а–571/19 по административному исковому заявлению Лазарева ФИО8 к ГУ МВД России по Самарской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» о признании незаконным решения об отказе в праве на медицинское обеспечение, возложении обязанности по направлению на медицинское обеспечение к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Лазарев Анатолий Лазаревич обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в праве на медицинское обеспечение, возложении обязанности по направлению на медицинское обеспечение к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором просил признать решение ГУ МВД России по Самарской области незаконным, возложить обязанности на отдел пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Самарской области выдать Лазареву А.Л. направление для прикрепления к госпиталю МСЧ МВД России по Самарской области для дальнейшего медицинского обслуживания.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области».
В судебном заседании административный истец Лазарев А.Л. административные исковые требования поддержал, по доводам изложенным в административном исковом заявлении, согласно которого в декабре 1997 года Лазарев А.Л. после прохождения более 20 лет службы был уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по ограниченному состоянию здоровья, в связи с получением в период с 22.05.1986 г. по 14.07.1986 г. увечья - лучевой аутоиммунный тиреодит, лучевой гипотереоз, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В январе 1998 года Лазареву А.Л. установлена инвалидность II группы как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и инвалиду войны. Лазарев А.Л. потерял здоровье, в настоящий момент у него более семидесяти заболеваний, полученных в ходе службы и выполнения служебных обязанностей, о чем свидетельствуют медицинские документы. С даты увольнения по 2016 год Лазарев А.Л. обслуживался и находился на медицинском обеспечении в ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области. В 1999 году Лазаревым А.Л. было выбрано пенсионное обеспечение в порядке и условиях установленных Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В 2016 году было прекращено обслуживание Лазарева А.Л. в ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области, на том основании, что им выбрано пенсионное обеспечение на основании вышеуказанного закона. 27.08.2018 г. Лазарев А.Л. подал заявление на имя начальника ГУ МВД Росси по Самарской области генерал-лейтенанта полиции Винникова А.И., в котором при разъяснении сложившейся ситуации и приведенного анализа нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос, содержалась просьба по возложению обязанности на отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Самарской области выдать Лазареву А.Л. направление для прикрепления его к госпиталю МСЧ МВД России по Самарской области для дальнейшего медицинского обслуживания. 02.10.2018 г. последовал ответ ГУ МВД России по Самарской области о рассмотрении обращения, в котором сообщалось о том, что дополнительно будет сообщено о принятом по обращению решении. 28.11.2018 г. из ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области представлен ответ о рассмотрении обращения от 02.11.2018 г. № 53/3185206800323, согласно которого направленное Лазаревым А.Л. заявление было оставлено без удовлетворения. С данным отказом Лазарев А.Л. не согласен, считая, что действующим законодательством реализация права на медицинское обслуживание и обеспечение не ставится в зависимость от получения пенсии в МВД России, условием получения медицинского обслуживания и обеспечения является увольнение из органов внутренних дел с правом на пенсию и наличие стажа службы в органах внутренних дел 20 лет и более. Просил административные исковые требования удовлетворить.
Представители административных ответчиков ГУ МВД России по Самарской области, Шубин С.Н. иФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» Карабельников Н.В.с административным исковым заявлением не согласились, по доводам, изложенным в письменных отзывах, согласно которым направленное Лазаревым А.Л. заявление оставлено без удовлетворения, в связи с тем, что он перешел на пенсионное обеспечение в Управление Пенсионного фонда России и не является получателем пенсии по линии МВД. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами процесса, что в декабре 1997 года Лазарев А.Л. после прохождения службы более 20 лет был уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по ограниченному состоянию здоровья, в связи с получением в период с 22.05.1986 г. по 14.07.1986 г. увечья - лучевой аутоиммунный тиреодит, лучевой гипотереоз, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В январе 1998 года Лазареву А.Л. установлена инвалидность II группы как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и инвалиду войны.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232 утвержден Порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения".
Приказ МВД России от 18.11.2006 N 895 также предусматривает необходимость учета граждан, уволенных с правом на пенсию и имеющих выслугу более 20 лет.
В силу части 7 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии, а также на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.
Кроме того, согласно ч. ч. 4, 5 ст. 20 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ лицам, на которых распространяется действие статей 1 - 12 настоящего Федерального закона, Федерального закона
от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции настоящего Федерального закона), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.
Если сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел, а также члены их семей имеют право на предоставление одной и той же социальной гарантии в соответствии со статьями 1 - 12 настоящего Федерального закона, с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции настоящего Федерального закона), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по нескольким основаниям, им предоставляется социальная гарантия по одному из оснований по их выбору.
В 1999 году Лазаревым А.Л. было выбрано пенсионное обеспечение в порядке и условиях установленных Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
С даты увольнения по 2016 год Лазарев А.Л. обслуживался и находился на медицинском обеспечении в ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области.
В 2016 году было прекращено обслуживание Лазарева А.Л. в ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области, на том основании, что им выбрано пенсионное обеспечение на основании вышеуказанного закона.
27.08.2018 г. Лазарев А.Л. подал заявление на имя начальника ГУ МВД Росси по Самарской области генерал-лейтенанта полиции Винникова А.И., в котором содержалась просьба по возложению обязанности на отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Самарской области выдать Лазареву А.Л. направление для прикрепления его к госпиталю МСЧ МВД России по Самарской области для дальнейшего медицинского обслуживания.
02.10.2018 г. из ГУ МВД России по Самарской области представлен ответ о рассмотрении обращения, в котором сообщалось о том, что дополнительно будет сообщено о принятом по обращению решении.
28.11.2018 г. из ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области представлен ответ о рассмотрении обращения от 02.11.2018 г. № 53/3185206800323, согласно которого направленное Лазаревым А.Л. заявление было оставлено без удовлетворения, в связи с тем, что Лазарев А.Л. перешел на пенсионное обеспечение в Управление Пенсионного фонда России и не является получателем пенсии по линии МВД.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 23.10.2014 N 2360-О в целях обеспечения реализации уволенным сотрудникам органов внутренних дел, имеющим продолжительный стаж службы в органах внутренних дел
(20 лет и более), права на охрану здоровья и медицинскую помощь федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, в Федеральном законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепил для указанных граждан и членов их семей в том числе право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам и членам их семей (часть 5 статьи 11), а также право на приобретение один раз в год путевок на лечение в санаторно-курортную организацию или оздоровительную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере соответственно
25 процентов и 50 процентов ее стоимости (часть 6 статьи 11). При этом, учитывая, что лица, уволенные со службы в органах внутренних дел, а также члены их семей могут иметь право на предоставление одной и той же социальной гарантии в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по нескольким основаниям, законодатель, по общему правилу, предусмотрел возможность предоставления социальной гарантии по одному из оснований по их выбору (часть 5 статьи 20).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение реализации прав граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение по наиболее выгодному основанию и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя (гражданина П., оспаривающего конституционность положений Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая спор по существу, учитывая требования вышеуказанного законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение вынесенное в пределах своих полномочий, основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, вследствие чего требования истца о признании решения ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» от 02.11.2018 № 53/3185206800323 об отказе в праве на медицинское обеспечение, незаконным с возложением обязанности возобновить рассмотрение заявления, правомерны и подлежат удовлетворению.
Так, условиями получения медицинского обслуживания и обеспечения является увольнение из органов внутренних дел с правом на пенсию и наличие стажа службы в органах внутренних дел 20 лет и более.
Положениями Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ
"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации N 1232 от 30.11.2011, Положением об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденным Приказом МВД России N 895 от 08.11.2006, не предусмотрено в качестве обязательного условия для получения медицинского обслуживания и обеспечения наличие правового статуса пенсионера МВД, то есть нахождение на пенсионном обеспечении в МВД России.
При этом, требование административного истца в части возложения обязанности сводятся к возложению обязанности возобновить рассмотрение заявления по существу, вследствие чего данные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лазарева ФИО10 удовлетворить, частично.
Признать решение ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» от 02.11.2018 № 53/3185206800323 об отказе в праве на медицинское обеспечение, незаконным, и возложить на ГУ МВД России по Самарской области и ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» обязанность возобновить рассмотрение заявления Лазарева Анатолия Лазаревича от 27.08.2018 г. о направлении на медицинское обеспечение к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2019 года.
Председательствующий: Р.Р. Гараева