Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 12 апреля 2023 года
Судья Самарского районного суда г. Самара Балова А.М.,
при секретаре Спиридоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-244/2023 по иску Аксеновой Елены Александровны к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом 2 группы и обязании признать инвалидом 2 группы,
УСТАНОВИЛ:
Аксенова Е.А. обратилась в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском, требуя признать незаконными решение Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ и решение экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, присвоить ей 2 группу инвалидности.
В обоснование заявленных исковых требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ истице решением Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России была присвоена 3 группа инвалидности. В порядке обжалования данного решения Аксенова Е.А. обратилась в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, и ДД.ММ.ГГГГ в результате очной медико-социальной экспертизы, проведенной экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, истице было отказано в присвоении 2 группы инвалидности, повторно была присвоена 3 группа инвалидности. С ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2018 года она находилась на лечении в Самарской областной клинической психиатрической больнице, после чего была признана инвалидом 2 группы. С ноября 2018 года и до настоящего времени истица часто и подолгу лечилась в дневном стационаре Самарской областной клинической психиатрической больницы. Ссылаясь на нетрудоспособность, предъявила в суд указанные исковые требования.
Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования полностью поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на заключение судебной экспертизы.
Представитель третьего лица ГБУЗ «СОКПБ» в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона РФ, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", пунктом 2 части 8 статьи 60.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами;
8) обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно справке МСЭ-2020 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ, дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных суду Акта медико-социальной экспертизы гражданина №ДД.ММ.ГГГГ/2022 от ДД.ММ.ГГГГ и Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы №ДД.ММ.ГГГГ/2022 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ принято решение о 3 группе инвалидности истицы.
Из представленных суду Акта медико-социальной экспертизы гражданина №.107.Э.63/2022 от ДД.ММ.ГГГГ и Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы №.107.Э.63/2022 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 экспертным составом № смешанного профиля ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение, которым решение Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ верное, не изменено.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действующими на момент освидетельствования истицы и вынесения в отношении нее медицинского заключения, признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро) (п. 2).
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3).
Согласно п. 5 указанных Правил, условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п. 6 Правил признания лица инвалидом).
В соответствии с п. 7 Правил признания лица инвалидом, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 8 Правил признания лица инвалидом).
В соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п. 5).
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11).
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 12).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 13).
С целью определения группы инвалидности ФИО1 судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты РФ.
Согласно экспертному заключению, на момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ имеющиеся у ФИО1 нарушения здоровья с II (умеренной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма (стойкие умеренные нарушения психических функций), обусловленные заболеванием приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности I (ограничения к труду, к общению, к контролю за своим поведением) степени и дают основания для установления третьей группы инвалидности на один год согласно Правил с причиной «общее заболевание», так как обстоятельства получения заболевания, приведшие к инвалидности, не подтверждены документами, позволяющими установить причину инвалидности в другой формулировке, согласно Порядка установления причин инвалидности, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н. Максимально выраженное нарушение психических функций организма соответствует 40-60% по п. 5 Приложения № к Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «О классификации и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Наличие факта влияния других нарушений функций организма, утяжеляющих максимально выраженное в процентах нарушение функций организма, не установлено. Оснований для установления 2 (второй) группы инвалидности нет.
Указанное экспертное заключение выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требований ст. 86 ГПК РФ. При проведении судебной экспертизы в распоряжение экспертов были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе оригинал дела освидетельствования.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, так как экспертное исследование проводилось комиссией экспертов, имеющих соответствующее образование и стаж экспертной работы, обладающих необходимыми познаниями и специальностями, являющимися лицами, не заинтересованными в исходе дела. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, само исследование проведено полно, заключение последовательно и всесторонне.
Суд учитывает, что решение, являющееся предметом спора в рамках настоящего гражданского дела, принималось в пределах полномочий, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, исходя из комплексной оценки состояния здоровья истицы, с исследованием медицинских, медико-экспертных документов.
При указанных обстоятельствах, ввиду отсутствия объективных данных, ставящих под сомнение принятые решения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ и экспертного состава № смешанного профиля ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, оснований для присвоения ФИО1 2 группы инвалидности у суда также не имеется.
При этом суд учитывает, что в силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе подменять функции учреждений, которые наделены полномочиями по освидетельствованию граждан на предмет установления группы инвалидности и принятию решения в указанной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Аксеновой Елены Александровны отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Судья А.М. Балова