Дело № 2-323/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Промышленная 28 мая 2012 года
Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Костеренко К.А., при секретаре Беляковой К.С., с участием представителя истца Антонова А.В., представителя ответчика Сенафонкина С.А., представителя третьего лица Коробкова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калинкинского сельского поселения о понуждении к выполнению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Промышленновского района Кемеровской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калинкинского сельского поселения о понуждении к выполнению действий.
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой района с привлечением специалистов отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области проведена проверка выполнения органами местного самоуправления Промышленновского района полномочий в области защиты населения от лесных пожаров и соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки <.....> сотрудниками отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области, установлено, что администрацией Калинкинского сельского поселения вопреки требованиям законодательства:
Не реализованы полномочия по решению вопросов организационно- правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (нарушены ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); в планах и программах развития территории не предусмотрены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (нарушены ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования (нарушены ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); отсутствуют муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (нарушены ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); на территории <.....> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (нарушены ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ-01-03); не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний (нарушены ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны (нарушены ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); для населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам (<.....>, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие переброс огня при лесных пожарах на здания и сооружения (не устроены защитные противопожарные полосы, не организовано удаление сухой растительности в летний период) (нарушен п.112 ППБ-01-03); территории населенных пунктов муниципального образования (<.....> в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, своевременно не очищаются от опавших листьев, сухой травы (нарушен п.21 ППБ-01-03); водонапорная башня в <.....> находится в неисправном состоянии, водонапорные башни <.....> не обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения (не соответствует диаметр труб) (нарушен п.89 ППБ-01-03); сельские населенные пункты <.....> не имеют переносных пожарных мотопомп, <.....> - прицепной пожарной мотопомпы для целей пожаротушения (нарушен п.31 ППБ -01-03).
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от <.....> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В судебном заседании представитель истца Антонов А.В. поддержал исковые требования, продублировал доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил установить срок для выполнения обязанностей до <.....>. Для обеспечения сельских населенных пунктов <.....> переносными пожарными мотопомпами, <.....> - прицепной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения (п.31 ППБ-01-03) установить срок выполнения обязанности до <.....>.
Представитель ответчика Сенафонкин С.А., действующий на основании Устава, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, согласился со сроками, предложенными представителем истца, для устранения нарушений требований правил пожарной безопасности.
Представитель третьего лица Коробков С.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Считает предложенные сроки разумными и реальными.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст.ст. 20, 34, 36 Федерального закона от <.....> №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В судебном заседании было установлено, что начальником Отделения надзорной деятельности Промышленновского района и.о. главы администрации Калинкинского сельского поселения <.....> внесено предписание №........ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Меры по устранению недостатков администрацией Калинкинского сельского поселения до настоящего времени в полном объеме не приняты. Вследствие несоблюдения мер пожарной безопасности при выявленных нарушениях и отсутствии должного реагирования останутся незащищенными интересы и права неопределенного круга лиц и муниципального образования, поскольку в случае возникновения пожара могут наступить тяжкие последствия в виде причинения имущественного вреда, а также ущерба здоровью, жизни людей и окружающей среде.
Статьей 1 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В силу ст.ст. 19, 20 вышеуказанного Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно требованиям ст.ст.6, 63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с Приказом МЧС России от <.....> №........ установлены и утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03). Согласно п.3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Статья 34 Федерального закона от <.....> №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предоставляет гражданам право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Администрацией Калинкинского сельского поселения условий для обеспечения этого права у лиц, проживающих и находящихся на территории поселения, не создано.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Промышленновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калинкинского сельского поселения о понуждении к выполнению действий - удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Калинкинского сельского поселения совершить необходимые действия, указанные в предписании отделения надзорной деятельности Промышленновского района УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области №........ от <.....> - разработать и принять нормативный акт, регламентирующий решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); в планах и программах развития территории предусмотреть мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования (ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); разработать муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); обеспечить территории <.....> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ-01-03); организовать обучение населения мерам пожарной безопасности, организовать пропаганду в области пожарной безопасности, содействию распространению пожарно-технических знаний (ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); организовать социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, создать условия для организации добровольной пожарной охраны (ст. 19 Федерального Закона от <.....> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.63 Федерального закона от <.....> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); для населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам <.....> разработать и выполнить мероприятия, исключающие переброс огня при лесных пожарах на здания и сооружения (оборудовать защитные противопожарные полосы, организовать удаление сухой растительности в летний период) (п. 112 ППБ-01-03); произвести очистку территорий населенных пунктов муниципального образования (<.....>) в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участков, прилегающих к жилым домам от опавших листьев, сухой травы ( п.21 ППБ-01-03); привести в исправное состояние водонапорную башню в д.Портнягино, обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения водонапорных башен <.....> (п.89 ППБ-01-03) в срок до <.....>;
обеспечить сельские населенные пункты <.....> переносными пожарными мотопомпами, <.....> - прицепной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения (п.31 ППБ -01-03) в срок до <.....>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд в течение одного месяца со дня его оглашения.
Судья К.А. Костеренко