Дело № 2-2-214/2020, УИД 13MS0007-01-2020-000600-69
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Ельники 29 декабря 2020 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Симонова В.Ю.,
при секретаре Шаталиной Е.М.,
с участием в деле:
представителей истца (ответчика по встречному иску) - общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск»: Бабинцева Александра Викторовича, действующего на основании доверенности от 30 марта 2020 г., Борисова Николая Александровича, действующего на основании доверенности от 07 февраля 2020 г., Ефремовой Елены Владимировны, действующей на основании доверенности от 07 декабря 2020 г., Плешкова Евгения Александровича, действующего на основании доверенности от 02 ноября 2020 г.,
ответчика (истца по встречному иску) Кремчеевой Равили Исмаиловны,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Логистик»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Кремчеевой Равиле Исмаиловне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и судебных расходов, по встречному иску Кремчеевой Равили Исмаиловны к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск», признании коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не оказанными, о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности по устранению нарушений, связанных с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее – ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось к мировому судье судебного участка Ельниковского района Республики Мордовия с иском к Кремчеевой Р.И., в котором, ссылаясь на положения Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №1156 от 12 ноября 2016 г., статьи 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьи 309, 310, 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), постановление Правительства Республики Мордовия № 225 от 05 апреля 2017 г., Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. № 16/129, просило взыскать с Кремчеевой Р.И. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность в сумме 2218 руб. 12 коп. за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Требование мотивировано тем, что между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено Соглашение № 72/47 от 11 августа 2017 г., согласно которому истец наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия с момента подписания Соглашения до 31 декабря 2027 г. На территории села Ельники обязательства регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» осуществляет с 01 мая 2018 г. Между сторонами фактически возникли правоотношения по возмездному оказанию услуг. Кремчеева Р.И., зарегистрированная по адресу: <адрес>, является потребителем услуг, оказываемых истцом, совершая конклюдентные действия - пользование услугой по обращению с ТКО, что свидетельствует об установлении договорных отношений между ним и истцом. Должник ежемесячно уведомлялся о наличии и размере задолженности, однако на дату подачи иска долг не погашен.
Ответчик Кремчеева Р.И. обратилась с встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не оказанными, понуждении к заключению письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, о возложении обязанности устранить нарушения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями законов РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, Санитарными требованиями к контейнерным площадкам для мусора, СанПин 42-128-4690-88, СанПин 2.1.7.3550-19, СанПин 2.1.2.2645-10, СП 3.5.3.1129-02. В обоснование встречного иска Кремчеева Р.И. указала, что дом, в котором она проживает, не входит в зону деятельности Регионального оператора в виду того, что в радиусе 150 метров отсутствуют контейнер и контейнерная площадка для накопления ТКО. При этом контейнерные площадки отсутствуют на всей улице Заводская с. Ельники. Периодичность вывоза ТБО по Ельниковскому району осуществляется один раз в неделю, что не соответствует установленным требованиям к качеству коммунальных услуг. Складирование ТКО вне мест их накопления запрещено. Не смотря на это Региональный оператор предъявляет ей к оплате полную стоимость услуги без перерасчета в сторону уменьшения. Доказательства, подтверждающие факт оказания ей услуги по обращению с ТКО, отсутствуют. Пунктом 6 Правил обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, было предусмотрено, что региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора. Аналогичная обязанность Регионального оператора закреплена в п. 3.1 Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия. Однако ей предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора не направлялись. Услугами по обращению с ТКО она не пользовалась, поскольку проживает одна, мусора у нее нет. Стремление истца к взиманию платы без надлежащего оформления договорных обязательств указывает на недобросовестность контрагента, потому воздержание от оплаты не оказанных услуг до устранения нарушений законодательства в области обращения с ТКО является, по её мнению, законной мерой в рамках защиты её прав (т.1 л.д. 52-58).
В письменных возражениях на встречное исковое заявление представитель истца (ответчика по встречному иску) Борисов Н.А. указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора. В целях заключения публичного договора, в том числе для обеспечения возможности потребителей заключить договор путем совершения конклюдентных действий, ООО «РЕМОНДИС Саранск» 4 апреля 2018 г. разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц – собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте, что свидетельствует о выполнении им обязанности по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проекта такого договора. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создают органы местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Основания для признания коммунальной услуги как некачественно оказанной указаны в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354. Удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого помещения, дата установки контейнера в конкретном месте и момент определения конкретной географической точки в качестве места накопления ТКО, указание об этом в реестре мест накопления ТКО и тому подобные обстоятельства не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с ТКО, следовательно, у регионального оператора не возникает обязанности по проведению проверки качества коммунальной услуги и осуществлению перерасчета. Услуги по обращению с ТКО считаются оказанными в полном объеме до тех пор, пока потребителями не доказано иное. Ответчику с 01 мая 2018 г. были обеспечены условия для пользования услугой по обращению с ТКО. Ответчиком не представлено доказательств самостоятельной утилизации ТКО. Кроме того, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 445, пункта 2 статьи 446 ГК РФ, п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» представитель истца (ответчика по встречному иску) указывает на пропуск Кремчеевой Р.И. срока передачи разногласий по договору на рассмотрение суда. Установленный пунктом 1 статьи 445 ГК РФ срок был пропущен ответчиками (истцами по встречному иску), поскольку публичная оферта была размещена в газете «Известия Мордовии» 04 апреля 2018 г., а к исполнению обязанностей регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» на территории Ельниковского сельского поселения приступило с 01 мая 2018 г., то есть по истечении более двух лет, что является основанием для отказа в удовлетворения такого требования (т. 3 л.д. 111) (т. 1 л.д. 124-125).
В судебном заседании представители истца (ответчика по встречному иску) Борисов Н.А., Ефремова Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Так же просили взыскать с Кремчеевой Р.И. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» расходы на оплату услуг представителя в сумме 45 000 руб. Встречные исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Ответчик (истец по встречному иску) Кремчеева Р.И. в судебном заседании исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» не признала, встречные исковые требования поддержала, пояснив, что 15 октября 2020 года на ул. Заводская с. Ельники была оборудована контейнерная площадка и установлен мусорный контейнер. Проживает она одна, на протяжении более пяти лет твердые бытовые отходы она закапывала на своем земельном участке, услугами ООО «РЕМОНДИС Саранск» не пользовалась.
Представители третьих лиц ООО «РЕМОНДИС Логистик», администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, представители истца (ответчика по встречному иску) Бабинцев А.В., Плешков Е.А., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем подали письменные заявления (т. 1 л.д. 86, 123).
На основании частей 3,4, 5 статьи 167 ГПК РФ настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей истца (ответчика по встречному иску), третьих лиц.
Выслушав объяснения представителей истца (ответчика по встречному иску), ответчика (истца по встречному иску), исследовав письменные материалы дела, суд находит иск ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежащим частичному удовлетворению: в части материальных требований - в полном объеме, в части взыскания расходов на оплату услуг представителя - частично. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 153, частей 3, 4 статьи 154, частей 1, 9 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п.5 ч.2).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно частям 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуги по сбору и вывозу ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
В соответствии со статьей 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или прежних деловых отношений сторон.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно пункту 2 статьи 446 ГК РФ разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» в случае пропуска управомоченной стороной тридцатидневного срока, установленного статьей 445 ГК РФ для передачи протокола разногласий на рассмотрение суда, суд отказывает в удовлетворении такого требования лишь при наличии соответствующего заявления другой стороны.
По смыслу пункта 2 статьи 446 ГК РФ, если разногласия возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, суд отказывает в удовлетворении требования об их урегулировании, если только ответчик по такому иску прямо не выразит согласия на рассмотрение спора судом.
Из письменных доказательств, имеющихся в деле, усматривается, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по приему (сбору), перевозке, обработке, вторичной переработке и утилизации любых видов отходов, оказанию других, связанных с этим услуг (т. 1 л.д. 9-11, 15-18).
11 августа 2017 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено соглашение № 72/47, по условиям которого ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия с момента подписания Соглашения до 31 декабря 2027 г. (т. 1 л.д. 19-22).
Дополнительным соглашением № 1 от 29 декабря 2017 г. внесены изменения в соглашение № 72/47, согласно которым региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме, в том числе на территории Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, с 01 мая 2018 г. (т. 1 л.д. 23).
04 апреля 2018 года в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от 04 апреля 2018 г. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора.
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1)), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (п.2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация и иных условиях, предусмотренных статьей 432 ГК РФ, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (ред. от 15 декабря 2018 г.) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. № 641(т. 1 л.д. 24).
В пункте 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пункта 1 статьи 433, пункта 3 статьи 438 ГК РФ является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Газета «Известия Мордовии» согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-3 «О правовых актах Республики Мордовия» является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Исходя из этого, следует, что информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия. Это означает, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора.
Согласно пункту 2.5 опубликованной публичной оферты от 04 апреля 2018 г. дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Ельниковского района региональным оператором начинается с 01 мая 2018 г.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 148(2) данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу пункта 148(15) данных Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.
Таким образом, обязанность регионального оператора заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с любым лицом, которое обратится к нему с одной стороны и обязанность каждого собственника ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с другой стороны, при отсутствии заявления собственника жилого дома о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, в совокупности означает, что с 01 мая 2018 г. данный договор считается заключенным автоматически, после совершения действий, свидетельствующих о намерении присоединиться к настоящему договору (фактическое пользование услугами, перечисление платы на расчетный счет за оказанные услуги и др.). Данный договор считается заключенным независимо от наличия письменного договора. При этом как составление и подписание письменного договора, так и совершение конклюдентных действий в соответствии с формой акцепта, указанного в пункте 1.5 публичной оферты, являются юридически равнозначными способами заключения договора.
Фактическое пользование потребителем услугами регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов предполагается. В обязанность регионального оператора не входит проверка факта осуществления потребителем складирования отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших потребительские свойства, количества накопленного и сложенного ТКО, в установленные согласно схеме расположения контейнера.
Из содержания пункта 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 также следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Доводы ответчика (истца по встречному иску) Кремчеевой Р.И. о том, что между ней и ООО «РЕМОНДИС Саранск» договор не заключался со ссылкой на пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (в редакции, действующей до 1 октября 2018 г.) суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 указанных Правил (в редакции, действующей до 1 октября 2018 г.) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора. Вместе с тем, в силу п. 7 этих же Правил в той же редакции, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
По смыслу указанных положений услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываются региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» с 01 мая 2018 г. на территории с. Ельники Республики Мордовия вне зависимости от наличия заключенных письменных договоров с потребителями.
При таких обстоятельствах, с учетом опубликования в средствах массовой информации предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора, суд приходит к выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора соответствующей информации. Отсутствие индивидуального письменного договора между региональным оператором и конкретным потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО не освобождает регионального оператора и такого потребителя от исполнения обязанностей по оказанию услуг с одной стороны, и по их оплате со стороны потребителя.
Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу, что предусмотрено пунктом 148(27) постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В силу пункта 148(28) постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 148(34) этого же постановления размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01 января 2019 г.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. № 23, от 17 декабря 2018 г. № 218, от 19 декабря 2019 г. № 221 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018- 2020 годы для населения (с учетом НДС): с 01 мая по 30 июня 2018 г. 546,23 руб., с 01 июля по 31 июля 2018 г. 546,48, с 01 августа по 31 декабря 2018 г. 501,85 руб., с 01 января по 31 марта 2019 г. включительно 492, 42 руб., с 01 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474,53 руб., с 01 июля по 31 декабря 2019 г. включительно 474,53 руб., с 01 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. 383,42 руб.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 05 апреля 2017 г. № 225 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб.м. (2,2 м3 : 12 мес. = 0,183333 м3 на 1 (одного) проживающего в месяц).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Кремчеева Р.И. является собственником ? долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 88), отдельные лицевые счета на каждого собственника квартиры не заводились. По указанному адресу Кремчеева Р.И. проживает одна (т. 1 л.д. 50).
За период с мая 2018 г. по май 2020 г. включительно Кремчеевой Р.И. истцом направлялись платежные извещения по оплате услуг по обращению с ТКО, исходя из расчета на одного проживающего, объема оказанной услуги 0,183333 куб. м. и действовавших тарифов (т. 1 л.д. 32-38).
Представленный ООО «РЕМОНДИС Саранск» расчет задолженности Кремчеевой Р.И. за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. на сумму 2218 руб. 12 коп. судом проверен и признан правильным (т. 1 л.д. 3).
Кремчеева Р.И., принимая извещения с квитанциями об оплате за услуги ТКО, в уставленный правилах по обращению с ТКО срок заявления (или заявки) с приложенными необходимыми документами для заключения письменного договора на иных условиях, чем предусмотрено в оферте, региональному оператору, не направляла. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Из копий маршрутных графиков на механизированную уборку ТКО следует, что на территориях Ельниковского и Стародевиченского сельских поселений Ельниковского района установлено 92 контейнера, из них 83 в с. Ельники), график вывоза ТКО из которых – ежедневно.
Из копий маршрутных графиков на механизированную уборку ТКО следует, что на территориях Ельниковского, Стародевиченского, Акчеевского сельских поселений Ельниковского района установлено 139 контейнеров, из них 110 в с. Ельники, график вывоза ТКО – ежедневно (том 1. л.д. 146-154).
Кроме того, оказание ООО «РЕМОНДИС Саранск» ответчику (истцу по встречному иску) Кремчеевой Р.И. услуги по обращению с ТКО подтверждается: копией договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 06 марта 2018 г., заключенного между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Экология Региона» (впоследствии переименованным в ООО «РЕМОНДИС Логистик»), копиями счетов-фактур за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г., платежных поручений, подтверждающих оплату выполненных работ по договору от 6 марта 2018 г. копией договора № А-11/18 от 02 февраля 2018 г., заключенного между ООО «Навигационные системы мониторинга» и ООО «Экология Региона», сводной выпиской из маршрутного журнала ООО «РЕМОНДИС Логистик» по Ельниковскому сельскому поселению Республики Мордовия за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. (т. 1 л.д. 127-132, 133-145, т. 2).
Таким образом, установлено, что за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. истцом (ответчиком по встречному иску) ООО «РЕМОНДИС Саранск» ответчику Кремчеевой Р.И. оказывались услуги по обращению с ТКО, оплату которых она не произвела. Общая сумма задолженности Кремчеевой Р.И. по оплате данной услуги за указанный период составила 2218 руб. 12 коп. На дату рассмотрения дела задолженность не погашена, доказательств обратного суду не представлено.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Именно на потребителя - собственника жилого дома возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований части 5 статьи 30 ЖК РФ и пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Несанкционированное складирование, хранение и утилизация ТКО в придомовых территориях и на принадлежащих гражданам земельных участках вне установленных контейнеров, потребителям запрещается (пункт 15 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. №1156). При этом реальных доказательств самостоятельного складирования, хранения и утилизации ТКО в период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. с учетом требований санитарно-эпидемиологического законодательства Кремчеева Р.И. суду не представила.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что с Кремчеевой Р.И. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежит взысканию задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. в сумме 2218 руб. 12 коп.
Доводы ответчика (истца по встречному иску) о том, что с 01 мая 2018 г. и по настоящее время у неё отсутствуют договорные отношения с ООО «РЕМОНДИС Саранск», услугой по обращению с ТКО она не пользуется, до 15 октября 2020 года контейнерная площадка на ул. Заводская с. Ельники и мусорный контейнер на расстоянии не более 100 метров от ее дома отсутствовали, расстояние до ближайшего контейнера составляло 200 метров, суд отклоняет, а указанные обстоятельства не расценивает как отсутствие возможности пользоваться услугами по обращению с ТКО. Данные обстоятельства не исключают обязанности оплатить предоставленные услуги, которой Кремчеева Р.И. пользовалась. Ответчик обязана утилизировать отходы посредством услуг, предоставляемых региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск», при этом отсутствие письменного договора на обращение с ТКО с потребителями, временное отсутствие специально оборудованной контейнерной площадки не освобождает ответчика (истца по встречному иску) Кремчееву Р.И. от исполнения этой обязанности. При этом достаточных и достоверных доказательств невозможности пользования услугами по обращению с ТКО, в том числе пользования контейнерами для сбора ТКО, расположенными поблизости на улице Заводская с. Ельники, суду не представлено.
Доказательства несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, расположенных в с. Ельники Ельниковского района Республики Мордовия, ответчиком (истцом по встречному иску) так же не представлены. Кремчеева Р.И. утверждает, что от односельчан ей известно о вывозе ТКО из с. Ельники один раз в неделю, однако данный источник информации не может свидетельствовать о достоверности такой информации.
Суд приходит к выводу, что удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого дома, установка контейнера для сбора ТКО в конкретном месте накопления ТКО, не представление в графическом виде информации о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей и тому подобные обстоятельства не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами.
Ответчиком (истцом по встречному иску) Кремчеевой Р.И. не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО, накопившихся за спорный период в результате её жизнедеятельности, в том числе данные о заключении договоров на утилизацию ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к региональному оператору о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю либо её временным отсутствием, фактическим не оказанием услуг, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что с 01 мая 2018 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с ТКО на территории Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, и с этой даты общество оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения жителям с. Ельники.
В соответствии с пунктом 14 части 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02 августа 2019 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в с. Ельники в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации являются обязанностью администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, а не регионального оператора.
Суд при принятии решения также учитывает положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. Кремчеевой Р.И. не оказаннойпри отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров для сбора ТКО, поскольку отсутствие заключенного между сторонами договора в письменной форме, не исключает обязанность потребителя оплатить услугу, которой она фактически пользуется.
В судебном заседании факт осуществления региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск», являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений с. Ельники Ельниковского района Республики Мордовия в спорный период нашел свое подтверждение, вывоз ТКО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды. Принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что истцы по встречному иску не пользовались услугой по вывозу ТКО, правоотношения между сторонами признаются договорными, поэтому оснований для признания услуги по обращению с ТКО не оказанной и понуждения ООО «РЕМОНДИС Саранск» к заключению с Кремчеевой Р.И. письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеется.
В силу пункту 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(6) и 8(7) указанного постановления в заявке потребителя указываются в том числе, следующие сведения: а) реквизиты потребителя: для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя.
К заявке потребителя прилагаются следующие документы: а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком; б) документы, подтверждающие наличие: у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов; в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации); г) документы, содержащие сведения: о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (п.8(8)).
Кремчеева Р.И. к региональному оператору с требованием заключить с ней письменный договор на условиях, отличных от типовых, письменно не обращалась, необходимые для этого документы в полном объеме не представляла.
Согласно сообщению администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 24 декабря 2020 г. ближайший контейнер для ТКО от <адрес> находится на спуске к дому 15 по ул. Заводская, примерно в 37 метрах от вышеуказанного дома.
Кремчеева Р.И. в судебном заседании также пояснила, что 15 октября 2020 г. контейнерная площадка недалеко от её дома оборудована, контейнер установлен в соответствии с требованиями закона.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет иск ООО «РЕМОНДИС Саранск» к Кремчеевой Р.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и отказывает в удовлетворении встречного иска Кремчеевой Р.И. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами неоказанной, понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности по устранению нарушений, связанных с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В заявлениях от 15 декабря и 29 декабря 2020 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» так же просило взыскать с Кремчеевой Р.И. расходы на оплату услуг представителя Плешкова Е.А. в сумме 45 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно платежным поручениям истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 400 руб. (с учетом 200 руб. при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, которые засчитаны мировым судьей в счет уплаты госпошлины по настоящему делу) (т. 1 л.д. 6, 42).
Кроме того, 15 января 2020 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключило договор на оказание юридических услуг с индивидуальным предпринимателем Плешковым Е.А., по которому Плешков Е.А. принял на себя обязательства совершать от имени и за счет Заказчика юридические действия: юридическую консультацию по вопросам взыскания дебиторской задолженности; юридический анализ документов, подтверждающих дебиторскую задолженность контрагентов перед заказчиком; составление претензии к контрагентам заказчика о добровольном погашении дебиторской задолженности; составление искового заявления о взыскании дебиторской задолженности с контрагентов заказчика; подготовка и направление гражданского дела в суд; принятие участия в судах первой, апелляционной, кассационной инстанциях со всеми правами стороны по делу, за исключением права на передачу полномочий другому лицу и получение присужденных денежных средств, представление интересов заказчика в исполнительном производстве. В стоимость услуг по договору входит оплата транспортных расходов исполнителя и иные понесенные при оказании услуг расходы.
Согласно представленному акту приема передачи оказанных юридических услуг по договору № 15/2020 от 15 января 2020 г. от 29 декабря 2020 г. Плешковым Е.А. ООО «РЕМОНДИС Саранск» были оказаны услуги по взысканию дебиторской задолженности с Кремчеевой Р.И.: составление искового заявление – на сумму 5000 руб., подготовка и направление дела в суд – на сумму 5000 руб., участие 06 ноября 2020 г. в судебном заседании по делу № 2-2-214/2020 – на сумму 5000 руб. (50% от размера ставки в виду не состоявшегося судебного заседания по причине болезни Кремчеевой Р.И.), участие 15 декабря 2020 г. в судебном заседании –на сумму 10 000 руб., подготовка возражений на встречное исковое заявление Кремчевой Р.И. – на сумму 5000 руб., участие 29 декабря 2020 г. в судебном заседании – на сумму 10 000 руб., и того на сумму 45 000 руб.
Перечисление ООО «РЕМОНДИС Саранск» денежных средств в сумме 45 000 руб. Плешкову Е.А. по договору от 15 января 2020 г. подтверждается платежным поручением № 11503 от 28 декабря 2020 г.
Вместе с тем оказание Плешковым Е.А. указанных юридических услуг подтверждается материалами дела не в полном объеме, поскольку 29 декабря 2020 г. представитель ООО «РЕМОНДИС Саранск» Плешков Е.А. в судебное заседание не явился.
Кроме того, согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 13, 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание удовлетворение исковых требований ООО «РЕМОНДИС Саранск» в полном объеме, степень сложности дела, объем оказанных истцу услуг представителем Плешковым Е.А., количество времени, затраченного представителем Плешковым Е.А. для представления интересов ООО «РЕМОНДИС Саранск», наличие у истца других представителей, и исходя из критериев разумности, справедливости, суд считает необходимым взыскать с Кремчеевой Р.И. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб.
Учитывая, что при подаче встречного иска в силу пункта 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Кремчеева Р.И. была освобождена от уплаты государственной пошлины, то в связи с отказом ей в удовлетворении встречных исковых требований госпошлина в доход соответствующего бюджета с неё не взыскивается.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Кремчеевой Равиле Исмаиловне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и судебных расходов, удовлетворить частично.
Взыскать с Кремчеевой Равили Исмаиловны в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. в сумме 2218 (две тысячи двести восемнадцать) рублей 12 копеек и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 (четыреста) рублей.
Взыскать с Кремчеевой Равили Исмаиловны в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» в возмещение расходов по оплате услуг представителя 5 000 (пять тысяч) рублей.
В остальной части требование общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о взыскании с Кремчеевой Равили Исмаиловны судебных расходов оставить без удовлетворения.
В удовлетворении встречных исковых требований Кремчеевой Равили Исмаиловны к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не оказанными, о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности по устранению нарушений, связанных с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия.
Судья В.Ю. Симонов
Мотивированное решение составлено 12 января 2021 г.
Судья В.Ю. Симонов