Дело № 12-1268/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
16 августа 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
при секретаре Казарян С.Г.,
с участием представителя министерства экономического развития и внешних связей Амурской области Савельевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Афанасьевой Анастасии Валерьевны на постановление №96 от 20.06.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра экономического развития и внешних связей Амурской области № 96 от 20 июня 2019 года директор ООО «Монополь» Афанасьева А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, года директор ООО «Монополь» Афанасьева А.В. обратилась в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просила ее освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В обоснование жалобы указала, что в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств совершенное ООО «Монополь» правонарушение можно расценивать как малозначительное.
Срок подачи жалобы, с учетом даты получения оспариваемого постановления, заявителем не пропущен.
В судебном заседании представитель министерства экономического развития и внешних связей Амурской области Савельева О.Б. возражала против удовлетворения требований жалобы,
В обоснование возражений указала, что согласно сведений из государственного реестра, выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спита, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (fsrar.ru) ООО «МОНОПОЛЬ» имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с регистрационным номером *** от 18.08.2014, бланк лицензии серии ***, сроком действия до 18.08.2020 по обособленным подразделениям. В соответствии с подпунктом 7 части 1, частями 2 и 4 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), пунктом 1 статьи 6, подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона № 171-ФЗ, заместителем министра выдано задание от 03.06.2019 № 14 на проведение анализа объёма розничных продаж алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания ООО «МОНОПОЛЬ», в разрезе обособленных подразделений, с учетом поданных деклараций по форме № 11 и форме № 12 за период с 01.01.2018, по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.03.2019. По сведениям, содержащимся в единой информационной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) в сервисе «Декларации», должностным лицом установлено, что: Первичная декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме № 12 за 1 квартал 2019 года представлена 18.04.2019; Корректирующая декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме № 12 за 1 квартал 2019 представлена 15.05.2019 и 21.05.2019. При этом в корректирующей декларации за 21.05.2019 зафиксированы остатки не маркируемой алкогольной продукции (пива, код вида алкогольной продукции - 500) в объёмах несоответствующих данным объёмам алкогольной продукции в деклараций, что зафиксировано в мотивированном представлении от 05.06.2019. Так ООО «МОНОПОЛЬ» искажены сведения об остатках этилового спирта, отраженные в декларации за 1 квартал 2019 по форме 12 к Порядку заполнения деклараций на конец отчетного периода в сторону уменьшения на 64138,98 дал., чем нарушены положения пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, Правила представления деклараций. Имеющие в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ достаточны для признания должностного лица (директора) виновным в совершении предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ административного правонарушения, а именно искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей. Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП - искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей. По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом министерства в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП составлен протокол об административном правонарушении от 18.06.2019, который под подпись был вручен представителю должностного лица ООО «МОНОПОЛЬ» по доверенности Бочаренко А.О. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом министерства в присутствии представителя должностного лица ООО «МОНОПОЛЬ» по доверенности Бочаренко Александра Олеговича вынесено оспариваемое заявителем постановление о назначении административного наказания от 20.06.2019 № 96, которым должностное лицо ООО «МОНОПОЛЬ» привлечено к административной ответственности статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. Так состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 является формальным, и не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющей объективной стороны правонарушения, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий. При этом отсутствие причинения ущерба, то есть имущественных последствий совершения правонарушения, не исключает наличие угрозы охраняемым общественным отношениям, так как угроза охраняемым общественным отношением в данном случае заключается в следующем, Федеральный закон, отнеся алкогольную продукцию к объектам, ограниченно оборотоспособным, определил специальные условия, связанные с ее производствам и оборотом. Одним из таких условий согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ является обязательное осуществление учета и декларирование объема производства и оборота алкогольной продукции. Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 09.04.2001 № 74, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию. Существенная угроза правонарушений в области учета заключается в невозможности проведения своевременного контроля, принятия оперативных мер со стороны уполномоченного государственного органа и, следовательно, невозможности обеспечения прав и законных интересов граждан и реализации Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов. Правовых оснований для применения статьи 4.1.1. КоАП министерство не усмотрело. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП а так же за впервые совершенное административное правонарушение. Должностным лицом при рассмотрении материалов дела не выявлено наличие предусмотренных условий: отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Более того, министерством ранее вынесено было постановление о назначении административного наказания от 19.10.2018 № 113 в отношении должностного лица ООО «МОНОПОЛЬ» Афанасьевой Анастасии Валерьевны которым оно привлечено к административной ответственности части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, данное постановление вступило в законную силу 29.10.2018. Должностным лицом министерства по материалам дела не установлено наличие исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению должностным лицом ООО «МОНОПОЛЬ» своих обязанностей, установленных действующим законодательством в области производства и оборота алкогольной продукции. Нарушение правил учета алкогольной продукции представляет угрозу безопасности покупателей, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публичноправовых обязанностей в сфере соблюдения норм и правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вина должностного лица ООО «МОНОПОЛЬ» заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства и принятия всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению правил розничной продажи алкогольной продукции. Анализ вышеуказанных положений, с учетом, установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о доказанности в действиях должностного лица ООО «МОНОПОЛЬ» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП. Назначение наказания в минимальном размере санкции статьи 15.13 КоАП РФ с учетом всех фактических обстоятельств дела соответствует характеру допущенных нарушений и степени должностного лица, не является чрезмерным и соответствует конституционным принципам справедливости и соразмерности публично - правовой ответственности, а так же для цели снижения рецидивности правонарушения.
В судебное заседание не явились Афанасьева А.В., ее защитник Бочаренко А.О., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения поданной жалобы, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не представили.
Учитывая положения ст.25.1 КоАП РФ, суд определил рассмотреть поданную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав пояснения присутствующих лиц, проверив с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. № 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила предоставления деклараций).
Названные Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Как следует из постановления Правительства РФ от 09.08.2012 г. № 815 и приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 г. № 231 «О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее - Порядок заполнения деклараций) организация согласно осуществляемого вида деятельности декларирует в соответствующих виду деятельности формах декларации все производимые операции (производство, оборот, перевозки, розничная торговля) согласно данным первичных документов (производственных либо ТТН) за отчетный период.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В целях ведения достоверного учета объёма хранимой алкогольной продукции организации и индивидуальные предприниматели предоставляют в ЕГАИС информацию об объёме закупленной и списанной (в том числе реализованной алкогольной продукции, в том числе пива).
При декларировании объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, использования производственных мощностей организации и при декларировании объемов розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи индивидуальные предприниматели заполняют формы деклараций, предусмотренных Правилами в том числе об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (далее - декларация № 12) (пункт 1 Порядка заполнения деклараций).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
В соответствии с пунктом 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 августа 2012 года № 815 (далее -Правила), декларации предоставляются ежеквартально не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что декларации по форме № 1 - 6, 10 и 11 к настоящим Правилам, представляются организациями, включая их обособленные подразделения.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность - в соответствии с дконодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ).
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ООО «Монополь», директором которого является Афанасьева А.В., имеет лицензию на продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания № 28РАО0000031, действующая с 18.08.2014 года по 18.08.2020 года, выданная министерством экономического развития и внешних связей Амурской области.
На основании представленной ООО «Монополь» 18 апреля 2019 года декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания за 1 квартал 2019 года, также корректирующей формы декларации по форме № 12, представленной 21 мая 2019 года, заместителем министра экономического развития и внешних связей Амурской области 03 июня 2019 года за номером 14 утверждено задание на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме наблюдения за соблюдением обязательных, в том числе лицензионных, требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием федеральных государственных информационных систем.
Предмет проведения мероприятия по контролю, в соответствии с указанным заданием, явилось:
- соблюдение ООО «Монополь» (ИНН 2801197426), правил учета розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных пунктами 1 и 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ;
- анализ объема розничных продаж алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделениях, указанных в лицензии ООО «МОНОПОЛЬ» за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, с.01.01.2019 по 31.03.2019;
- соблюдение иных обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных пунктами 4, 5 и 7 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ и прогнозирование состояния исполнения указанных обязательных требований при осуществлении ООО «Монополь» розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
По анализу представленной ООО «Монополь» декларации по форме № 12 должностным лицом установлено искажение данных декларации за 1 квартал 2019 года - расхождение остатков, по коду вида продукции – 500 (пиво), от остатков, зафиксированных в ЕГАИС за 1 квартал 2019 года.
Так в декларации на остатках на конец отчетного квартала отражено 1308,72 дал, а в ЕГАИС указано 65447,7дал. Нарушения наблюдаются по каждому обособленному объекту ООО «Монополь».
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым должностным лицом дана в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Не оспаривая вину в совершении указанного административного правонарушения, директором ООО «Монополь» Афанасьевой А.В. заявлено о применении положений ст. 2.9. КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного. Совершенное директором общества правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению директором ООО «Монополь» Афанасьевой А.В. своих служебных обязанностей и позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, материалы дела не содержат, к жалобе также не приобщено.
При этом, директором ООО «Монополь» Афанасьевой А.В. не опровергается факт внесения в декларацию сведений, не обладающих достоверностью, заведомость недостоверности внесенных в декларацию сведений квалифицирующим признаком данного правонарушения не является.
Отсутствие вредных последствий само по себе не является безусловным основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку совершенное правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции, в связи с чем в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление №96 от 20.06.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.13 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора ООО «Монополь» Афанасьевой Анастасии Валерьевны оставить без изменения, а жалобу Афанасьевой А.В. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова