Дело № 2-548/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2015 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Тращенковой О.В.,
при секретаре Миколайчук М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что он в период времени с < Дата > г. содержался в ФКУ ИЗ-39/1 по г.Калининграду (ныне – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области), где условия содержания являлись ненадлежащими.
Так, камеры, в которых он находился, не были оборудованы принудительной вентиляцией, санузлом, отвечающим требованиям приватности, лампой дневного света, раковиной, зеркалом, предметы первой необходимости (мыло, зубная паста, зубная щетка, туалетная бумага) и постельные принадлежности не выдавались, не предоставлялись настольные игры, канцелярские принадлежности. Требования санитарных норм не соблюдались, камеры были сырыми и грязными, зараженными насекомыми - вшами, клопами. Размеры камер, в которых он находился, не соответствовали государственным стандартам.
Ссылаясь на то, что условия его содержания в следственном изоляторе вызывали унижение его человеческого достоинства и причиняли ему нравственные и физические страдания, просил суд взыскать с ответчика МФ РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО >.
ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области. В судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО1 о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями его содержания в следственном изоляторе, не согласился, указав, что в период содержания истца в следственном изоляторе нормы действовавшего законодательства соблюдались в полном объеме. Права и законные интересы истца нарушены не были, все его доводы являются необоснованными и никакими доказательствами не подтверждены.
Пояснил, что документация за период с < Дата > г. в архиве учреждения не сохранилась в связи с истечением сроков хранения в соответствии с приказом МВД РФ от 19.11.1996 г. № 615 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД РФ, с указанием сроков хранения". С учетом изложенного просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав позицию представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от < Дата >, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
В соответствии сост.ст.4, 15, 17, 23, 24 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Подозреваемые и обвиняемые имеют, наряду с другими правами, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети…. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место с постельными принадлежностями. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
При разрешении возникшего спора судом установлено, что ФИО1, < Дата > года рождения в период времени с < Дата > по < Дата > содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области (ранее - ФБУ ИЗ 39/1 г.Калининграда).
Данные обстоятельства подтверждаются учетно-алфавитной карточкой на следственно-арестованного, из которой следует, что ФИО1, находясь в указанный выше период времени в следственном изоляторе, содержался в камерах №№ 34, 67, 132, 133, 155, 93.
Как указано выше, обращаясь в суд с исковыми требованиями о компенсации морального вреда, ФИО1 ссылался на ненадлежащие условия его содержания в следственном изоляторе № 1 УФСИН России по Калининградской области, что повлекло причинение ему нравственных и физических страданий.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
По сообщению прокурора Центрального района г.Калининграда ФИО1 с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области за период содержания № гг. не обращался.
В аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области ФИО1 не обращался. Из соответствующего сообщения следует, что архивная база данных в Аппарате Уполномоченного имеется только № г.
Данных об обращениях в какие-либо иные органы в указанный период времени с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, ФИО1 суду не представлено.
Представителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области суду были представлены возражения на иск, а также в подтверждение возражений – копия технического паспорта на здание, расположенное по адресу: г.Калининград, < адрес >4. Из данных возражений следует, что в периоды содержания ФИО1 в следственном изоляторе он был обеспечен постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем – двумя простынями, наволочкой, посудой и столовыми приборами – миской, кружкой, ложкой. При отсутствии денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого ему выдавались индивидуальные средства гигиены – мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва. Для общего пользования в камеры выдавались хозяйственное мыло, туалетная бумага, предметы для уборки камеры, газеты, настольные игры.
Лица, находившиеся в следственном изоляторе получали горячее трехразовое питание, достаточное для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Стены камер были гладко оштукатурены и покрыты краской светлых тонов, камеры были оборудованы кроватями, столом и скамейками, санитарным узлом, умывальником, настенным зеркалом, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, урной, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком с питьевой водой светильниками дневного и ночного освещения, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы и другим оборудованием. Мебель в камерах была прикреплена к полу или стенам, острые углы были скруглены.
Оконные проемы камер, в том числе тех, в которых содержался истец, имели стандартные размеры и были остеклены. Конструкция окон позволяла обеспечить доступ свежего воздуха, а также возможность читать и работать при естественном освещении.
Камеры были оборудованы как приточной вентиляцией с механическим побуждением. Так и вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. В камерах было предусмотрено рабочее и дежурное освещение. С 06-00 до 22-00 функционировало рабочее освещение, яркость которого соответствовала санитарным нормам, в том числе, и для чтения. С 22-00 до 06-00 функционировало дежурное освещение пониженной яркости. Данный график освещения позволял сотрудникам учреждения осуществлять контроль за лицами, находящимися в камерах, в целях недопущения и своевременного пресечения конфликтов и других негативных явлений и не препятствовал их нормальному сну.
Учреждение было оборудовано хозяйственно-питьевым водопроводом и канализацией, водоснабжение осуществлялось за счет системы водоснабжения города. Система отопления учреждения была подключена к коммуникациям центрального отопления г.Калининграда, санитарный узел в камерах был отгорожен от жилой части камеры перегородкой высотой не менее 1,5 м. Это обеспечивало достаточную степень изолированности санитарного узла и давало возможность пользоваться им в условиях приватности. Санитарный узел в камерах учреждения бы оборудован гидрозапорной системой и системой слива. Нормативными правовыми актами не регламентирован порядок установки стола и спальных мест в камере, однако все спальные места во всех камерах, в том числе и тех, где содержался заявитель, располагались на достаточно удаленном расстоянии от санузла у противоположной стены камеры.
Камеры и их оборудование соответствовали санитарным, противопожарным и иным требованиям. Уборка камер проводилась содержащимися в ней лицами, для чего выдавался хозяйственный инвентарь. Для поддержания санитарного состояния камер еженедельно производились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. Дератизационные мероприятия в учреждении проводились ежемесячно. Камеры и их оборудование соответствовали санитарным, противопожарным и другим требованиям. Лица, содержащиеся в учреждении, не реже раза в неделю проходили санитарную обработку, включающую в себя посещение душа продолжительностью не менее 15 минут со сменой постельного белья. Медицинской частью учреждения осуществлялся предупредительный и текущий санитарный надзор за качеством и своевременностью проведения санитарной обработки, смены нательного и постельного белья. Лицам, содержавшимся в учреждении, предоставлялась возможность ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии с ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ "О софдержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лицам, содержавшимся в следственном изоляторе, предоставлялось индивидальное спальное место. Указанные лица размещались из расчета 4 кв.м. санитарной площади на одного человека.
Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области от < Дата >, в ходе проведенной начальником ЦСЭН при УИН в присутствии начальника мед.части ИЗ-39/1 проверки санитарно-эпидемиологического состояния следственного изолятора ИЗ-39/1 грубых нарушений санитарно-противоэпидемиологического режима не выявлено. Камеры обеспечены проточной водопроводной водой от городского водопровода, канализированы. Вентиляция камер и освещение – естественные, через оконные проемы, кроме того, оборудовано искусственное освещение, соответствующее гигиеническим требованиям. Уборка камер производится силами подследственных 1 раз в день (утром), дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся по плану, ежемесячно проводится плановая камерная дезинфекция, а также мероприятия по дезинсекции и дератизации всех помещений.
Из представленного ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области технического паспорта на здание, в котором располагается следственный изолятора, следует, что по состоянию на < Дата > камера 34 имеет площадь 7,7 кв.м, камера 67 имеет площадь 21, 0 кв.м, камера 93 имеет площадь 7,8 кв.м., камеры №132, №133, № 155 имеют площадь по 7,8 кв.м.
Таким образом, объективных данных, свидетельствующих о том, что перечисленные ФИО1 в иске нарушения порядка его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области были допущены, не имеется.
Представлений прокуратуры Калининградской области и Уполномоченного по правам человека в Калининградской области на ненадлежащие условия содержания в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период времени, когда там содержался истец, не поступало.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, помимо собственных утверждений ФИО1 в иске, никаких доказательств того, что в период его нахождения в определенных камерах следственного изолятора общие условия его содержания являлись ненадлежащими, истцом, в нарушение приведенной выше нормы процессуального права, суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод применяется на территории РФ с < Дата > и распространяется на правоотношения, возникающие с данной даты.
Положения Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в той части, которой установлены нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере 4-х кв.м (п.5 ст.23), вступают в силу, согласно ст.52 этого же закона, с момента создания соответствующих условий, но не позднее < Дата >.
В то же время суд учитывает, что Постановлением Европейского суда по правам человека от 17.12.2009 "Дело "Шилбергс (Shilbergs) против Российской Федерации" установлен факт переполненности камер следственного изолятора в период времени с 24.08.2001г. по 17.04.2003 г.
В этой связи, поскольку Европейским судом по правам человека установлен факт переполненности камер следственного изолятора в указанный период, а ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с < Дата > по < Дата > г., суд приходит к выводу о доказанности того обстоятельства, что в период содержания истца в изоляторе с < Дата > по < Дата > камеры изолятора также были переполнены и нормы санитарной площади на одного человека администрацией изолятора соблюдены не были. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Поскольку факт переполненности камер следственного изолятора в период с < Дата > по < Дата > безусловно, нарушал права истца, суд находит доводы ФИО1 о переполненности камер следственного изолятора в указанный период содержания обоснованными и, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер и период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, длительность периода нарушения прав истца в следственном изоляторе, а также требования разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО >.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ < ░░░░░░ >.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: